Найти тему
Ставропольский Дзен

Окна заклеены рекламой, водители не знают, как помочь: ставропольцы с инвалидностью оценили транспортную инфраструктуру

Оглавление
Фото: Валерия Ильина / ИА «Победа26»
Фото: Валерия Ильина / ИА «Победа26»

Одна из главных целей транспортной реформы, которая стартовала в Ставрополе в 2021 году, — сделать городской транспорт удобным для всех категорий пассажиров, в том числе маломобильных. Насколько удалось продвинуться в этом вопросе и чему можно научиться у столичных транспортников, на собственном опыте выяснял слабовидящий корреспондент «Победы26».

Чтобы было, как в столице

Несмотря то, что в последнее время работа транспорта в Ставрополе улучшилась, ряд трудностей для слабовидящих пассажиров остаётся. В их числе — сложности с оплатой проезда безналичным способом. Человеку со слабым зрением бывает непросто найти местоположение банковского терминала — в одних автобусах его располагают на поручне рядом с водителем, где-то — закрепляют на приборной панели, а где-то этого устройства и вовсе нет. В ответ на просьбу о помощи можно нарваться и на грубость со стороны водителя.

Фото: Андрей Фоменко
Фото: Андрей Фоменко

Между тем решить проблему с доступностью терминалов можно, взяв на вооружение столичный опыт. Там устройства для оплаты проезда расположены на одних и тех же местах и на одной высоте во всех городских автобусах. Кроме того, московские водители общественного транспорта не только помогают найти платёжный терминал, но и могут подъехать ближе к тротуару, чтобы слабовидящий безопасно вышел и не споткнулся о бордюр остановочного кармана.

Есть нарекания и к уровню освещённости салонов маршруток Ставрополя. Если раньше в любое время суток хоть каким-то спасением от темноты были тусклые светодиодные светильники под потолком, то теперь по улицам краевого центра курсируют новые автобусы с большими окнами. Но проблема по-прежнему актуальна — многие перевозчики заклеивают всю поверхность бортов и окон машин рекламой, которая пропускает малую часть дневного света. Отсутствие голосовых объявлений и закрытый рекламой обзор из окон может стать причиной проезда нужной остановки слабовидящим в любое время суток.

Удобно для инвалида — удобно для всех

С какими ещё трудностями сталкиваются слабовидящие на улицах Ставрополя, корреспонденту «Победы26» рассказала замдиректора Ставропольской библиотеки для слепых и слабовидящих имени Маяковского Елена Лиханос. Сама она — слабовидящая, при этом ежедневно пользуется общественным транспортом.

Одна из главных проблем для горожан с нарушениями зрения, по словам Елены, — понять, где находится автобус или троллейбус и сколько его ждать.

«Было бы здорово, если бы в Ставрополе внедрили систему «Говорящий город», которая оповещает незрячего или слабовидящего о том, когда приедет тот или иной транспорт и какой автобус или троллейбус подъехал к остановке. Или, например, такая система может оповещать о том, что сегодня схема движения маршрута изменилась. «Говорящий город» во многих городах уже работает с помощью приложения», — рассказывает Елена Лиханос.
Фото: Из личного архива Елены Лиханос
Фото: Из личного архива Елены Лиханос

Собеседница отметила, что за прошедшие два года в общественном транспорте Ставрополя стали объявлять об остановках. Но не везде. Система работает только в троллейбусах, и то не всегда, а в большинстве автобусов её нет вовсе.

«Не всегда получается разглядеть номер автобуса или название остановки из-за темноты на улице или затонированных окон. Так и нужную остановку проехать можно», — сетует Елена.

Автобусы новые, проблемы старые

О том, как обстоят дела с передвижением в городском транспорте Ставрополя инвалидов-колясочников, рассказал консультант отдела по социальным вопросам аппарата уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Дмитрий Некрасов. Собеседник и сам пользуется креслом-коляской и отмечает, что многие пассажиры сталкиваются с неадекватным отношением некоторых водителей.

Так, совсем недавно, по словам Дмитрия, молодому колясочнику, ветерану СВО дважды отказали в проезде на автобусе одного из городских маршрутов.

«Один раз ему отказал водитель, сказав, что у него нет времени на то, чтобы помочь инвалиду заехать в автобус, второй отказал, потому что не знал, что и как ему делать, когда инвалиду нужно попасть в салон», — говорит Некрасов.

Собеседник рассказал, что многие водители не знают о том, как  обращаться с имеющимися в их автобусах пандусами, а во многих машинах подъёмники и вовсе сломаны.

Фото: Из личного архива Дмитрия Некрасова
Фото: Из личного архива Дмитрия Некрасова

Сложности с проездом маломобильных пассажиров в городском транспорте сказываются на психологическом состоянии, уверяет Дмитрий Некрасов.

«Многим ребятам страшно, что им не помогут, что их не смогут закатить по пандусу», — поясняет собеседник.

Решением проблемы, считает Некрасов, может стать проведение тренингов для водителей общественного транспорта — чтобы они учились работать и с маломобильными пассажирами, и с приспособлениями для их перевозки.

Идею проведения таких тренингов общественники озвучивали ещё в 2022 году. В конце июля редакция «Победы26» в очередной раз проинспектировала низкопольный транспорт. Стало заметно, что за год ситуация улучшилась. Несмотря на то, что водители иногда теряются, увидев инвалида на коляске, в большинстве случаев они останавливаются и помогают пассажиру с ограниченными возможностями здоровья заехать в салон.

«Требуется ещё очень много работы»

Урбанист Андрей Черняков, комментируя уже произошедшие в городе за два года реформы изменения в работе общественного транспорта, отмечает ряд перемен к лучшему.

«Транспорт за время проведения реформы стал действительно лучше: в городе появилось более 140 низкопольных автобусов, заработали магистральные маршруты. Пассажиры увидели, что общественный транспорт может быть представлен не только маленькими, неудобными и непредсказуемыми маршрутками», — рассуждает собеседник.
-5

Между тем всё это можно назвать лишь хорошим стартом, считает Черняков — в работе городского транспорта всё ещё множество недоработок. В их числе — переизбыток маршруток, малое число выделенных полос для общественного транспорта и отсутствие развития троллейбусной сети.

«Чтобы обеспечить Ставрополь комфортным общественным транспортом, предстоит ещё многое сделать», — подытожил эксперт.

Напомним, в конце июля в Ставрополе собирали очередной круглый стол по транспортным вопросам. Как прозвучало, на улицах краевого центра работает более 240 автобусов и маршруток, предназначенных для лиц с ОВЗ. Это около 30% от всего общественного транспорта.

К концу 2023 года Ставрополье за счёт казначейского кредита приобретёт 204 единицы общественного транспорта. Благодаря этому в краевом центре будет курсировать на 90 машин больше — 40 низкопольных и ещё 50 — большого класса.

Увеличивать количество транспорта, предназначенного для маломобильных граждан, продолжат. Миндор Ставрополья уже обратился к перевозчикам с просьбой рассмотреть возможность замены малого класса на большой и средний — тот, что будет доступен для инвалидов-колясочников.