Всегда, прокручивая в голове мысль о том, что у кого-то все получается гораздо лучше, чем у вашего ребенка, нужно помнить о том, что каждый человек уникален. И в этом сравнении нет никакого смысла, потому что все настолько разные и особенные, что попытка равняться на другого лишит той самой замечательной индивидуальности.
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Некоторые дети быстро обучаются, как еще говорят - схватывают на лету, в то время как другие нуждаются в дополнительной поддержке и времени для освоения новых навыков.
Сравнение детей может создавать неправильные ожидания и чувство неполноценности у тех детей, которые не соответствуют этим ожиданиям. Каждый ребенок имеет право на индивидуальное развитие и успех в собственном темпе.
Сравнение может привести к негативным эмоциональным последствиям. Когда дети постоянно сравниваются друг с другом, они могут начать чувствовать зависть, ревность и амбиции, вместо того чтобы:
- радоваться своим собственным достижениям;
- учиться сосредотачиваться на себе и своих уникальных сильных сторонах.
Это может вредить их самооценке и уверенности в себе.
Кроме того, сравнение детей может ослабить их мотивацию и интерес к учебе и достижению. Когда им постоянно говорят, что они не такие умные или талантливые, как другие дети, они могут:
- начать терять веру в собственные способности;
- перестать стремиться к личностному росту и успеху.
На самом деле, мотивация и интерес к обучению у детей могут быть усилены, когда они чувствуют, что их усилия и достижения признаются и ценятся.
В конечном счете, сравнение детей лишает их возможности развиваться в полной мере и принимать себя такими, какие они есть. Каждый ребенок имеет уникальный набор навыков, интересов и качеств, которые делают его особенным.
Вместо сравнения, родители должны (и тут это слово вполне уместно) принимать и поддерживать каждого ребенка в его индивидуальном пути к успеху и счастью. Это позволяет им раскрыть свой потенциал и стать самыми лучшими версиями себя.
А вот с предыдущей версией себя вполне можно сравнивать. Можно и даже нужно повторять ребенку, что сейчас он делает что-то лучше, быстрее, смелее, чем раньше (в три года, несколько месяцев назад, на прошлом занятии).