Найти тему

Пишем диалог: все ли мы знаем о знаках в нем?

Оглавление

Кажется, что еще со школы все (будущие писатели – тем более) усвоили расстановку знаков в диалоге? Увы! Конечно, я не буду говорить прописные истины вроде того, что каждая реплика в диалоге начинается с красной строки, но, думаю, сумею вас кое-чем удивить. А начну с наболевшего, так сказать.
Примечание: в качестве примеров – самые примитивные диалоги ☺

I. Не путайте знаки!

Как организатор и судья литературных конкурсов я часто вижу в присылаемых рассказах дефисы (-) вместо тире (–) в начале реплик (и не только в начале).

Рис.1 Дефисы в диалоге не ставятся
Рис.1 Дефисы в диалоге не ставятся

И дело не в том, что знаки кто-то путает, а в лени. Набирая текст в телефоне, на ноутбуке в разных редакторах сети, проще поставить дефис – это правда. Тире тоже можно, но сложнее. И все же, отсылая текст, стоит в обычном ворде поставить везде тире и не усложнять задачу тем, кто будет публиковать ваш рассказ.
Сделать это легко на стационарном компе сразу при печати или позже в меню «Замена»:
обычное тире (–): ctrl + кнопка «минус» на правой панельке клавиатуры;
длинное тире (—): ctrl + alt + кнопка «минус» на правой панельке клавиатуры.

II. Не дублируйте знаки словами

Вы заметили на рисунке 1 ошибку? Она весьма распространенная, называется «скрытая тавтология». Дело в том, что знаки ?, !, ?! уже имеют значение вопроса или восклицания. В этом случае «говорительные» глаголы-повторы в словах автора "спросил", "воскликнула" лучше заменить на нейтральные «сказал», «сказала», на другие глаголы.

– Здравствуй, Маша, как твои дела? – Петя по привычке оглядел подругу с ног до головы.
– Привет! – улыбнулась Маша. – Нормально.

III. Кавычки только для прямой речи, каким боком тут диалог?

Один умный человек сказал: «Диалог – это прямая речь, оформленная иначе». Так и есть. Никаких кавычек в диалоге не ставится. За исключением одного случая: ваш персонаж говорит одно, думает иное, а вы передаете его думы в авторских словах. То есть кавычками выделяется внутренняя речь персонажа, включенная в диалог.

– Здравствуй, Маша, как твои дела? – Петя по привычке оглядел подругу с ног до головы и подумал: «Кажется, все в порядке».
– Привет! – улыбнулась Маша. – Нормально.

IV. Почему бы не поставить двоеточие, но в каких случаях?

Иногда трудно понять, нужно ли ставить двоеточие после авторских слов (СА). При этом не имеет значения, где находятся слова автора –
► до реплики
СА:
— Р
► или внутри нее
— Р, — СА: — Р
Правило гласит, что двоеточие ставится, если слова автора заканчиваются конструкциями, вводящими прямую речь (реплику в диалоге). Что это значит?
Розенталь выделяет четыре таких позиции.

Рис.2 Четыре случая, когда после слов автора в диалоге ставится двоеточие (по Розенталю)
Рис.2 Четыре случая, когда после слов автора в диалоге ставится двоеточие (по Розенталю)

Примеры:
1️⃣
Петя откашлялся и начал:
— Маша, приглашаю тебя в кино.
2️⃣
Маша услышала Петин шепот:
— Приглашаю тебя в кино.
3️⃣
– Прости, — Маша расстроилась: — Придется в другой раз.
4️⃣
— Главное, что все же пойдем вместе, — Петя
улыбнулся: — В другой раз.

5️⃣ Иногда все эти слова могут не писаться, а подразумеваться.
— Конечно, Петя, – сказала Маша.
А Петя ей:
— И не только в кино пойдем!

🔴 СЮРПРИЗ! Вам не нужно запоминать все эти слова, даже общие названия трех случаев (четвертый – исключение). Есть простой способ проверить, нужно ли двоеточие после слов автора или нет. Если можно мысленно дописать «и сказал, и спросил, и воскликнул», значит, ставим двоеточие:
– Прости. — Маша расстроилась (и сказала): — Придется в другой раз.
Петя улыбнулся (и воскликнул): — В другой раз!

V. Точка или запятая?

Сложная конструкция, когда реплика прервана словами автора. Часто мы сомневаемся, что ставить – точку или запятую после слов автора (вы же помните, что после первой части реплики, если она не заканчивается вопросом или восклицанием, или же слова автора вообще к реплике не относятся, ставим запятую всегда).
🔴 И снова есть простой способ: мысленно уберите слова автора.
1️⃣ Если реплика является разорванным простым предложением, сложносочиненным или сложноподчиненным, где части связаны с друг другом по смыслу – нужна запятая.
— Знаешь, Маша, — Петя вздохнул, — я завтра уезжаю.

2️⃣ Если реплика является сложным предложением, в котором обе части по смыслу закончены, а смыслы никак не связаны, и предложение можно разделить на два самостоятельных простых, ставим точку.
— Знаешь, Маша, я завтра уезжаю, — Петя взял девушку за руку. — Мы с друзьями идем в поход на две недели.

3️⃣ Интересно, что иногда авторы хотят показать раздумья, паузу в разговоре и ставят многоточие. В этом случае нужно ориентироваться на тот смысл, который вы хотите передать.
— Маша… — Петя вздохнул, — завтра я уезжаю. (Разорванное простое предложение с обращением).

— Я завтра уезжаю… — Петя взял девушку за руку. — Прости! (Два простых предложения).

Пауза в диалоге порой играет важную роль. Чтобы ее показать, не нужно громоздить кучу многоточий. Вот об этом и о многом другом мы поговорим далее.

Все статьи в подборке "О языке"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература