Печально, конечно, вернувшись к лунной программе, Россия не сразу получила желаемое – безотказную работу оборудования. Обратившись к статистике, увидим, что далеко не всегда и не всякая миссия была успешной. Опыт, желательно, анализировать, свой и чужой, делать выводы, учиться и стараться впредь не наступать на грабли, как свои, так и других.
Как? Стоимость каждого грамма космической одиссеи стоит денег, каких-то. А может стоит, вначале, начать работу в космосе с малого, легкого, небольшого? Пуха. Откатать на нем работу всего комплекса, от старта и до возврата назад, пуха. Не смешно. Да. Уверен, ошибки космические и не только русские, растут из головы тех, кто принимает решения, стратегические, принципиальные… - а не рабочих и ученых!
Почему? Простите, расскажу свое видение истории Бурана – русского челнока, всего раз в космосе побывавшего. Эта история красочно иллюстрирует мысль выше. Запустили, успешно – полет идет нормально. Возвращение. Всё идет по плану. Какой накал – градус ожидания посадки? Байконур и Центр управления полетами!!! Челнок показался над горизонтом и зашел на посадку точно заходя и идя по графику, класс!
И вдруг!!! Опустившись до нескольких метров к земле, сам, обрывает связь, убирает шасси, взревели моторы, набирает высоту и уходит в сторону!!! Связи нет! Никто не представляет, что было далее. Гром и молнии – ни о чем. Потеря челнока! Все под хвост. Гниды программисты, про мат молчу. Челнок вышел из повиновения. ВСЁ пропало. На ушах стояли ВСЕ!
Пропал. Дав гигантский крюк, челнок вернулся к Байконуру с обратной стороны, сам, зашел на посадку, выбросил парашют и стал точно в месте, указанном для него. Штатно!!! Сам. На автомате. Удивлению окружающих не было предела. Что за финт, почему и зачем? И тут зазвонил телефон. Руководство Казахстана выразило обеспокоенность, зачем ваш Буран убил наших сайгаков? Всех.
Оказывается, что наши программисты – лучшие в мире, давно всем известно и руководство ими, тогдашнее, поступило мудро, дав им волю воплотить «правильный» алгоритм – исключающий возможность гибели аппарата, Бурана, в любой нештатной ситуации. Кто может предугадать – что будет завтра, через час… Жизнь, а не смерть! Важнее всего. Человеческий фактор – слабое звено, уже более полувека, это учли!!!
Бортовая автоматика Бурана, контролирующая ВСЁ, заметила, что при заходе на посадку вес челнока, превышает предельно допустимое значение, баки полные топлива. Итог? Длины полосы не хватит для полной остановки – выход на грунт – велика опасность разрушения и пожара, уничтожение Бурана. Алгоритм увидел единственный выход – отключение управления извне и переход на автоматику.
Что блестяще и сделал. Отойдя от космодрома на безопасное расстояние, открыл топливные баки и слил «лишнее» горючее на бреющем полете, низко. Топливо – яд в кубе. Программисты не виноваты, что топлива залили с очень большим запасом. Сайгаков погибло … много. Местность была отравлена большая, и не на один год. Наш Буран справился со своей задачей прекрасно, однако, в космос его больше не пустили.
Не нам гадать почему. Вспомните, сколько лет назад это было? Еще тогда, наши оказались на высоте. Сейчас, знаний и умений мы не потеряли, однако, человеческий фактор, скорее всего, как обычно, дает сбой. Объективных и субъективных причин на то много. Изменить стратегию, с целью минимизировать потери, исключить фактор риска или свести его к минимуму за счет простоты, надежности и безопасности…
Можно – нужно?! Вернуться к стратегии Бурана, изготовив его весом в один килограмм, простите за дилетантство, утрировано, максимально легким. Получится, выводите их на орбиту тысячами – за один старт, запуская с самолета… И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака… Не могу молчать, завтра, цифра русская обязана изменить свой вектор, с прозападного, вспять, обратившись к людям мира лицом…
21.08.2023 13:01