Найти тему
ИА Новороссия

Украинские шансы на прорыв тают с каждым днем – польские СМИ

Фото: globallookpress.com / Peter Druk
Фото: globallookpress.com / Peter Druk

Два с половиной месяца украинского контрнаступления не дали существенных результатов. Ни в территориальном, ни в стратегическом плане. Все чаще в Киеве и на Западе звучат голоса, что прорыва больше не будет. Тем более что все ближе и ближе осень, ограничивающая передвижение войск. Почему украинское контрнаступление не увенчалось успехом по мере осенних операций в Харьковской области и Херсонской области?

Украинским войскам потребовалось почти два месяца, чтобы добраться до так называемой "линии Суровикина", то есть главной полосы русских укреплений на юге Украины. В последнее время украинцы сосредоточились на попытках атак на трех направлениях: Бахмут (Донецкая область), Бердянск (границы Донецкой и Запорожской областей), Мелитополь (Запорожская область). Однако захваченная раз в 2-3 недели какая-то деревня-это не предзнаменование прорыва фронта. По прошествии двух месяцев операции видно, что проблема с точки зрения Киева заключается не только в укрепленной оборонительной линии русских.

Миф о "Леопарде"

Собственно, с самого начала обсуждения большого контрнаступления в качестве необходимого условия для начала такой операции называлось большое усиление украинских сил тяжелым танковым оружием с Запада, а также, что очевидно, подготовка украинцев к боям на такой технике. Между тем весь процесс поставок такой помощи и до утверждения того, какое оружие, в каком количестве и когда оно попадет на Украину, был довольно хаотичным.

Запад поставляет Украине разнообразное и зачастую несовместимое оборудование, к тому же из разных технологических эпох. Что вызывает проблемы с логистикой. На сегодняшний день, украинские вооруженные силы имеют как минимум девять различных бронетранспортеров, дюжину боевых машин пехоты и около десяти типов танков (от советских Т-72 до современных Challengers и Leopard). Это усложняет планирование и выполнение операций, а также является головной болью при сборе экипажей. Во-вторых, это оборудование поступает медленно, небольшими партиями, а значит, на фронте оно размывается в море украинских нужд. В-третьих, некоторые западные страны задерживают поставки, что усложняет весь график использования военной помощи Украиной.

Гибридная военная мысль

Украинская армия, несмотря на прогресс в адаптации к стандартам НАТО, была и остается, тем не менее, армией, все еще более близкой к советской модели и доктрине. Когда реализация натовских концепций не удалась (хотя бы из-за нехватки времени для хорошей подготовки солдат, но прежде всего командного состава), украинцы вернулись к тому, что они умеют лучше всего, чему их учили десятилетиями. Эффект? Искусство войны, реализуемое сегодня на фронте, является своего рода синтезом западных и советских доктрин. Если даже на более низком тактическом уровне, например, роты, бой в натовском стиле идет неплохо, то выше уровня батальона в этом плане просто плохо.

Это связано с ошибкой, допущенной еще во время самой разработки концепции большого контрнаступления: предполагалось, что обороноспособность России достаточно слаба, чтобы в составе украинской армии создать своего рода отдельную армию, сильную группировку, которая, в отличие от остальных войск, будет своего рода "западной армией", вооруженной и обученной по стандартам НАТО. О такой группировке много говорили, речь шла примерно о десяти бригадах, которые одним сильным ударом прорвали бы фронт и в брешь вливались бы остальные украинские войска, те, которые хуже экипированы и сражались бы больше в советском стиле.

В начале августа "New York Times" писал, что украинские войска, подготовленные к контрнаступлению, отрабатывали боевые приемы на западных полигонах под руководством западных инструкторов, но у них не было достаточно времени, чтобы научиться действовать сплоченно в рамках крупной военной кампании. Поэтому они вернулись к тому, что им внушали: советской школе боевых действий.

Ухудшение качества кадров

Нельзя не упомянуть и о качестве подготовки украинских солдат и офицеров в западных странах. Вообще, из-за нехватки времени, это только основы, без надлежащей боевой подготовки. Наиболее резко критикуется уровень подготовки кадров в Германии. В свою очередь, образцом называют Великобританию, где заботятся о мельчайших деталях. Например, украинцев обучали проводить эффективную атаку на окопы, которые являются точной копией российских окопов в Черниговской области.

Все более серьезной проблемой украинской армии является снижение качества командных кадров. Офицерский корпус — самые опытные люди, ветераны боевых действий на Донбассе, в основном после курсов и тренировок НАТО был уничтожен за эти полтора года войны. Их заменяют либо все более старшие офицеры запаса, то есть типичная советская школа, либо молодые офицеры "военного повышения". Новая система повышения означает, что офицерское звание можно получить уже через полгода в зоне боевых действий в звании сержанта, никто не удосужился в нынешней ситуации получить звание в военных вузах.

Несмотря на то, что Украина по-прежнему владеет боевыми самолетами, это сложно назвать крупномасштабной авиационной поддержкой. Из-за отсутствия вертолетов и самолетов в Вооруженных Силах Украины российские силы могут успешно использовать ударные вертолеты, которые могут поражать украинские бронетехники с расстояния, превышающего дальность действия украинских ручных зенитных установок.

Полоса русских укреплений, состоящая из трех линий обороны, представляет собой огромный вызов для украинцев. Не только из-за превосходства противника в воздухе, но и из-за нехватки инженерного оборудования, в том числе специального оборудования для удаления мин. В течение нескольких месяцев в основном обсуждались танки с Запада, а оборудование, необходимое для форсирования минных полей и заграждений, было включено в поставки только в последние месяцы.

Существует мнение, что атакующая сторона должна иметь в три раза численное и аппаратное превосходство над противником, поскольку считается, что атакующая сторона несет в три раза больше потерь, чем обороняющаяся сторона.

Одно контрнаступление весны не делает?

Вряд ли украинское командование не увидело всех этих слабостей своей армии и превосходств противника - об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что начало контрнаступления неоднократно откладывалось. В конце концов, оно должна была двигаться, но уже видно, что шансы на прорыв противника тают буквально с каждым днем хорошей летней погоды.

Генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, признает, что не считает, что Украина сможет быстро перерезать сухопутный коридор, соединяющий Крым и часть Херсонской области с Донбассом и Россией. Военные стратеги и политики уже начинают думать о весеннем наступлении следующего года, пишет американская газета Wall Street Journal. Будет время для укрепления, унификации, подготовки украинской армии. Время доставки Абрамсов, Леопардов, F-16. Кроме того, то же время Россия, безусловно, захочет использовать соответствующим образом.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц