Найти тему
66.RU

Карьер на Уралмаше приехала проверять прокуратура. Собственник заявил о шантаже и вымогательстве

Несанкционированная свалка на Коммунистической периодически тлела с 2018 года. В 2022 году мэр Екатеринбурга Алексей Орлов официально заявил, что незаконный полигон ликвидируют. На это выделили бюджетные деньги.

«Для ликвидации свалки проделана качественная работа: сформирован единый земельный участок, запрещен доступ посторонним, ограничено движение любой техники. Однако для решения многолетней проблемы этого еще недостаточно», — говорил Алексей Орлов.

С 2020 года участок закрепили за МБУ «Городская служба автопарковок». С марта 2021 года муниципальное предприятие разрабатывает проект рекультивации полигона. Он будет готов в сентябре-октябре этого года.

18 августа утром с проверкой сюда приехали сотрудники природоохранной прокуратуры и Росприроднадзора. Повод — обращение от одной из общественных организаций, активисты которой заявляют, что на объект незаконно продолжают заезжать грузовики с мусором.

-2

«Проверку организовали на основании обращения общественной организации, которая долго пыталась искажать факты о деятельности объекта. Намекала на потенциальное вымогательство, не стесняясь этого. Мы, конечно, не пошли на это, потому что работаем в рамках закона. После этого от них начались всевозможные обращения в надзорные органы», — объясняет мне, стоя у края карьера, замдиректора «Городской службы автопарковок» Иван Кравченко.

-3

Сейчас на карьере накапливают рекультивационный материал. «Чтобы оперативно начать реализацию проекта рекультивации, разработан предварительный проект благоустройства территории, что не запрещено законодательством. Сейчас сюда не свозят отходы, а привозят грунты и прочие инертные материалы», — продолжает рассказывать Кравченко.

В 10:03 к шлагбауму подходят представители Росприроднадзора, свердловского отделения «Российского экологического общества» и сотрудница прокуратуры. Последняя представляется и показывает документ — помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Анастасия Строкатова.

-4

Проходим через шлагбаум и заходим на карьер. Видно, что мусор здесь действительно старый.

Сотрудница прокуратуры осматривает территорию. Через некоторое время Анастасия Строкатова отходит подальше и звонит кому-то по телефону. Слышу обрывок фразы: «Да тут журналистов толпа».

Возвращается, начинает диалог, обращаясь к Ивану Кравченко:

— Вы сейчас ведете подготовительные работы в рамках проекта, который еще не прошел государственную экологическую экспертизу? Как это возможно?

— Ведем не в рамках этого проекта. Совершенно верно, — отвечает ей Кравченко.

— Чем обусловлена необходимость завозить рекультивационный материал, как вы его называете?

— Если вы ознакомитесь с документами, которые вам предоставили, то там сказано, что в рамках проекта благоустройства идет укрепление подъездных путей, откосов и накопление рекультивацинного материала. То, что происходит сейчас, — это не этапы рекультивации, абсолютно другая работа, которая не является объектом государственной экологической экспертизы и выполняется на законных основаниях.

— Предприятия и подрядные организации получают деньги за то, что принимают на территорию объекта рекультивационный материал. Почему?

Иван Кравченко и директор «Городской службы автопарковок» Евгений Тиунов тут же возражают, заявляя, что это не предмет прокурорской проверки.

-5

На вопрос, почему ее интересует финансовая деятельность организации, Анастасия Строкатова отвечать отказывается. Также она не показывает жалобу, по которой и проводится проверка.

— У меня возникает вопрос, почему именно сейчас прокуратура начала проверку? Где вы были до 2019 года, когда сюда несанкционированно свозили строительные отходы? — задает ей вопрос Евгений Тиунов. Но не получает на него ответа.

Строкатова снова отходит в сторону с сотрудниками Росприроднадзора и что-то долго обсуждает. После этого проверяющие идут в машину за оборудованием, чтобы сделать замеры и взять пробы почвы.

На место возвращаются с оранжевым чемоданчиком. Предоставить документы на оборудование Строкатова отказалась.

-6

Сотрудник Центра лабораторного анализа технических измерений (ЦЛАТИ), привлеченный прокуратурой для экспертизы, берет банку и складывает в нее лопаткой грунт. На вопрос, по какой методике отбирают пробы, он не отвечает.

Подхожу вместе с другими журналистами к Анастасии Строкатовой за комментарием. Интересует, что именно стало поводом для выезда на место. На вопросы представителей СМИ она не отвечает, уточняя, что «все комментарии через пресс-секретаря свердловской прокуратуры» Марину Канатову.

-7

Звоним ей. Начальник пресс-службы ведомства говорит, что все объяснения даст «только по результатам проверки».

За это время специалист, отбирающий пробы, собирает целую банку земли. На этом проверка заканчивается.

-8

«Смущает, что отборы проб провели с нарушениями. В просьбе разъяснить методику нам отказали. Забор грунта проводили хаотично и произвольно. Помимо этого, отказали в предоставлении документов на оборудование. Говоря простым языком, мы столкнулись с тем, что сотрудники лаборатории и прокуратуры непонятно чем, непонятно в какие емкости забрали породы для анализа. Отсюда следует, что они могли использовать оборудование, не заявленное в проверке и не имеющее сертификатов. Поэтому результаты могут исказить», — высказывает свою позицию Иван Кравченко.

-9

Его поддерживает зампредседателя свердловского отделения «Российского экологического общества» Антон Черноголов: «В целом у меня сложилось положительное впечатление о работе наших правоохранительных органов. Но сегодня здесь как-то было особенно утомительно долго. Мне не до конца понятно, что происходит. Проверяют бюджетное учреждение, относящее к городу. Непонятно, почему такая сила и энергия тратятся на это, когда есть другие объекты, где действительно есть проблемы».

-10

«Пройдя по объекту, я увидел, что да, где-то мусор налетел с участка, куда его давно свозили. Но по большей части здесь грунт. Да, есть накопленные отходы, но чтобы сейчас сюда что-то свозили, такого я не замечал и не замечаю», — добавляет он.

После проверки и составления протокола Иван Кравченко идет писать жалобу на действия сотрудницы прокуратуры.