Найти тему
Inrumrey

О сути метафор и описаний

Приветствую! Меня зовут Анастасия, я пишу тексты и иллюстрирую их. В этой статье я опять хочу поговорить о писательстве.

О сути метафор

Метафора, это если попроще — разнообразие ассоциаций от какого-либо объекта или понятия. Мол, не просто Луна, а белое яблоко луны, понимаете? Это поэзия, это надо чувствовать, чувствовать и понимать, это не каждый способен осознать, это искусство!

Но если без шуток, это важно. Вы можете читать текст просто по понятием, мол, то-то и то-то. А можете видеть фильм. Видеть фильм интереснее, чем читать инструкцию. Более того — это полезнее, потому что после этого чувствуешь себя более живым. В пример можно вспомнить любые документы. В них всё по фактам, ничего особенного. Мозги долго соображают, в чём же суть, пытается нарисовать в голове какие-то офисные костюмы юридических лиц, но мало что выйдет. Потому что нет картинки или какого иного чувства. В случае с инструкциями к лекарствам — то же самое. Но только там иногда описывают внешний вид таблетки или жидкости, и вы даже если ещё не открыли сам препарат, уже знаете, уже чувствуете, каковы из себя эти окаянные капсулы. Да что тут говорить, в инструкциях к микстурам даже вкус описывается, и вы сразу морщитесь, представляя эту гадость у себя во рту.

Метафора нужна для раскрашивания восприятия, для более чёткого понимания объекта, а также во избежание клише и шаблонов, которые уже не вызывают ровным счётом никакой реакции. Ну блестят глаза, и что? Слёзы, болезнь, радость, печаль? Можно поконкретнее? Или, например, кустистые брови… Кустистые? Мне вот сразу представляются два куста зелёных над глазами, ничего не могу поделать. Можно сравнить всё это с другими объектами, вещами, понятиями. Не слишком густо, не слишком остро, но описать метко, чётко, и спокойно, без возбуждённой агрессии, мягко, чтобы читатель впитал образ, понял, о чём автор — и поскакали дальше.

Метафора — это, пожалуй, самое творческое в искусстве описаний. И самое сложное, так как проще простого переборщить. Моя мама, например, приводила мне пример фразы, которую она придумала когда-то:

«Его шутки были настолько скользкие, что люди поскальзывались на них, словно на банановой кожуре»

Не, ну круто, конечно, но что-то не так, правда? Метафора стала тяжелее самого описываемого объекта. Перебор.

Всё должно быть по равновесию, аккуратно и трепетно, и, повторюсь, спокойно. Потому что опытный читатель всегда чувствует слишком выдуманную аллегорию, так скажем, слишком вымученный оборот и может им буквально подавится. А это уже совсем неинтересно.

Но что важно — метафору нужно ставить только там, где вы хотите её поставить, если вы хотите тем самым выразить что-то особенное. И метафору не надо придумывать — она возникнет сама, естественно, если вы умеете чувствовать, и тогда всё будет хорошо.

Посмотреть, какие могут быть метафоры можно в песнях, хороших стихах. Метафора в сути своей более поэтический инструмент, изящный росчерк, маскировка, переодевание, что-то важное и живое, как уверенный быстрый вдох… И одновременно это просто ваши ассоциации. Ассоциации — это индивидуально и естественно, зависит от уникального опыта каждого, но их тоже нужно уметь развивать. Вносить разнообразие, приносить себе с голову всё новые детальки для творческого механизма.

О сути описаний

Как и было сказано выше — смысл смыслом, но нужна подходящая обёртка. Это верно, но и не стоит переборщить. Можно представить, что в каком-то ином мире есть книги, в которых только лишь бесконечность наркотических описаний, и люди покупают эти книги и читают описание за описанием, их аж знобит от того, насколько явственно они ощущают влажность тропического леса или вкус от нежного чизкейка. Им не нужна жизнь вокруг — им нужно чувствовать через текст, они пьянеют от него. Им не нужен собственный опыт — им нужно только иметь провокацию для собственных представлений.

Само собой, ясно, что перегружать текст описаниями не нужно, оно не к чему. Нужно в ходе тренировок и получения опыта найти грань и рамки допустимого, чтобы ваше повествование не было как концентрированный гель для стирки особо грязного белья. Иначе и у читателя, а может, и у самого автора, будет такое ощущение, словно он обпился морковно-персиковым соком и его начинает мутить от переполняющего его вкуса.

Описание должно быть чётким, метким, чтобы оно задало оттенок всему последующему тексту, будь то сцена, эпизод, какое-то место или обстоятельство, чтобы внутри читателя уже было видение того, что представлять внутри.

Искусство описания больше поэтичное, чувственное, основанное на тонкости восприятия и подходит не во всех произведениях. Где-то необходимо оставить читателю место для собственных догадок, а где-то оно и вовсе будет лишним, и пафосным. Но чуткий автор всегда почувствует, где надо, а где можно и обойтись без разливания перламутровой краски.

Главное — погружать в ощущения. И желательно в положительные, ведь тогда и читатель, и сам писатель будет испытывать неподдельное удовольствия от своего восприятия.