Савелий Крамаров не стал звездой в главных ролях, но его имя остается вечным и наиболее ярким в памяти советского кинематографа. Великое количество фильмов, в которых он воплощал второстепенные и эпизодические образы, добавились к сокровищам национального кинематографа.
Некоторые из этих фильмов, скорее всего, стали неотъемлемой частью культуры благодаря именно участию Крамарова. Но тем не менее, нельзя утверждать, что его судьба была полностью счастливой и успешной.
Дорогие читатели! Перед тем как продолжите чтение, просшу Вас подписаться на мой канал, чтобы не упускать ежедневные истории. После обновления системы монетизации Ваша поддержка особенно необходима! Огромное спасибо!
"Почему сразу 'Косой'?"
Его детство было скучным. Отец был арестован в 1938 году и так и не вернулся домой даже после освобождения. Мать ушла из жизни, когда мальчик еще учился в школе. К тому же его товарищи дразнили его из-за врожденного порока - небольшого утолщения одного века.
Савелий часто вступал в драки. Иронично, что ни он сам, ни его одноклассники не предполагали, что этот небольшой дефект добавит уникальности его актерскому облику и станет одной из причин его всенародной популярности.
В те годы жизнь подростка казалась довольно унылой, а кино было одной из немногих радостей. Его соседка по коммунальной квартире была билетершей в кинотеатре, так что он мог бесплатно посещать сеансы.
Студент, будущий актер-любитель
После окончания школы Савелий не был принят в ГИТИС. "Комиков не готовим" - таков был вердикт после творческого конкурса. Забавно, что он и не стремился стать комиком; его мечтой было воплотить образ "героя" на сцене. Он шутил: "Я хотел быть Ромео, но никто не захотел быть моей Джульеттой". И так, он поступил в Лесотехнический институт.
С течением времени, "золотая манера" Крамарова стала заметна всем, кроме него самого. Фразу "у вас отличная манера" он случайно услышал, снявшись в маленьком эпизоде. Он стоял в толпе любопытных, следящих за съемкой ДТП для какого-то фильма. Режиссер заметил выразительное молодое лицо и попросил его показать испуг для крупного плана. Результат был идеальным! В то время как он учился в Лесотехническом институте, он также записался в театральную студию при Центральной детской режиссерской школе и отправил фото в базы массовки различных киностудий. Рано или поздно, одна из этих "сетей" должна была сработать, и она сработала.
Стремительный взлет
Все началось в 1959 году, когда он снялся в учебном фильме студентов ВГИКа, помогли ему друзья. А потом началась его вертикальная траектория: небольшие роли, эпизоды, герои второго плана. Режиссеры понимали, что участие Крамарова придает фильму особое очарование. Например, все, кто видел "Мимино", помнят его единственное появление в фильме и его фразу: "Прошу прощения, генацвале. Через пять лет помогу".
Следующие двадцать лет он провел на непрерывном подъеме к всеобщему признанию. Савелий стал заслуженным артистом, и на вопросы о своих планах он отвечал: "Я коплю на народное". Он бы накопил, если бы не судьба, которая повернула к нему свою сторону.
"Заслуженный эмигрант"
К середине 70-х годов Савелий начал ощущать скуку. Его всё больше беспокоила антипатия к "кгбистам" и общая атмосфера несвободы. Театр больше не приглашал его на роли. В кино его стали реже приглашать. Внезапно он заинтересовался религией своих предков, начал ходить в синагогу, соблюдать шаббат, подал документы на репатриацию в Израиль. КГБ обеспокоилось – множество евреев начали покидать страну. Те, кто уезжал, стали "изымать из советской культуры", но попробовать изъять Крамарова было сложно – он снялся в десятках самых популярных фильмов страны! Его выезд был запрещен.
Тогда Савелий написал трогательное письмо Рональду Рейгану:
"Если вы упомянете моё имя перед любым советским гражданином, даже перед кгбистом, вы услышите: 'Конечно, это очень смешной артист'. Я не голодаю, но позвольте мне, как творческой личности, иметь возможность работать актером (по специальности) в вашей великой стране".
Содержание письма дышало духом: "Америка - чудесная страна, и как же ограничивают творческую свободу в СССР".
Американцы зацепили эту историю. Она зазвучала на радио "Голос Америки". Словно, Крамаров стал оружием в антисоветской пропаганде. Он, наконец, уехал. И удивительно, его фильмы не были сняты с экранов. Ограничились только убиранием его фамилии из титров.
Ирония из СССР
В СССР он был звездой первой величины, а в США стал обычным актером второго плана, хотя и пользующимся уважением, главным образом благодаря своей репутации "трофея холодной войны". Впрочем, он успешно влился в местное общество, постоянно снимался, зарабатывал хорошие деньги, приобрел дом у океана, наконец, получил возможность открыто исповедовать иудаизм.
Для американцев Крамаров оставался экзотической фигурой, изображавшей "тех странных русских". А в России его роли после железного занавеса оставались безразличными. В них не было прежней страсти. К тому же он устранил свой уникальный дефект при помощи пластической хирургии.
Жестокая игра судьбы
Савелий Крамаров всегда следил за своим здоровьем из-за его слабого телосложения. В отличие от стереотипов советского артиста 70-х, он не употреблял алкоголь, не курил, придерживался здорового образа жизни, занимался йогой. Он страшно боялся рака. На съемки он брал с собой термос с травами и каждое утро делал долгие пробежки.
Однако ему не удалось обмануть судьбу. В 60 лет он ушел из жизни из-за рака кишечника. Видимо, от судьбы не убежишь.
Как вы относитесь к попытке Крамарова найти счастье в США?