Ценовая дискриминация – это стратегия, при которой разные потребители платят разные цены за одинаковый товар или услугу. Она основывается на том предположении, что разные группы потребителей имеют различную готовность платить за товар или услугу.
Понятие «дискриминация» в данном случае не стоит трактовать негативно: оно обозначает не предвзятое отношение к определенной группе потребителей, а стремление разграничить разные группы покупателей и создать для них более комфортные условия.
Ценовая дискриминация может осуществляться по разным критериям, таким как возраст, пол, доход или место проживания. Например, студенты могут получать скидку на билеты в кино или в музеи, или жители определенного региона могут получать более низкие тарифы на железнодорожные билеты.
Цель ценовой дискриминации заключается том, чтобы продать больше товаров за максимальную цену, которую готовы заплатить потребители. Однако она также может вызывать социальное неравенство и неудовлетворение у потребителей, которые чувствуют себя обманутыми или дискриминированными.
Явление ценовой дискриминации является достаточно распространенной практикой в бизнесе и может быть использована во множестве отраслей, от авиаперевозок до розничной торговли. Тем не менее, в некоторых случаях она может быть незаконной и запрещена регуляторами.
Несмотря на то, что в современном виде ценовая дискриминация может проявляться в огромном разнообразии видов, традиционно различают три вида дискриминации: первой, второй и третьей степени. Более подробно о видах ценовой дискриминации вы узнаете в следующих частях статьи.