В августе все родители начинают хлопотать о сборах в школу: покупают новую канцелярию, подбирают удобную форму. Однако идеально собранного ранца
недостаточно. Необходимо подготовить не только сумку в школу, но и самого ребенка. Особенно, если он первоклассник. Кандидат психологических наук Елена Файзуллаева, доцент Института детства и артпедагогики ТГПУ, рассказала корреспонденту "Вести. Томск", чем сопровождается процесс адаптации ребенка к школе и как сделать его оптимальным.
Во сколько лет отдать ребенка в школу?
Первый вопрос, который возникает у родителей еще на этапе, когда ребенок ходит в детский сад, – во сколько лет лучше отдавать чадо в школу? Одни из благих побуждений, чтобы ребенок на год раньше закончил обучение, стремятся отдать в шесть лет. Другие, также из благих побуждений продлить детство, выбирают поступление в школу в семь, а то и в восемь лет. Но какой же из двух вариантов наилучший?
«Ребенок в физиологическом возрасте проживает свое детство, просто бывают сценарии благополучного и неблагополучного проживания. Есть возраст, допустимый для поступления в первый класс – от 5,8 до 8 лет. Все зависит от индивидуального уровня развития ребенка. Например, если у ребенка идет активное физиологическое и психическое развитие, он проявляет психологическую зрелость, то его, действительно, можно отправить в школу пораньше. Нет единого "рецепта", во сколько лет стоит отдавать ребенка в первый класс: все зависит от его индивидуального развития. Определить уровень подготовки ребенка к школе поможет детский психолог»,– рассказала специалист.
Кроме того, как утверждает психолог, существует феномен "доигрывания", когда игровая деятельность продолжает присутствовать в жизни ребенка. Так ребенок известными способами проживает свои впечатления и бессознательно прорабатывает стрессовые ситуации для себя. Многие специалисты говорят, что в младшем школьном возрасте игра остается ведущим видом деятельности, несмотря на то, что появляется еще и учебная.
Позитивная и негативная социализация ребенка
Смена обстановки, новые правила, новые люди — это всегда стресс для первоклассника. И то, как ребенок пройдет это испытание для своей психики, зависит от действий и усилий родителей, педагогов и психологов. В 7 лет у ребенка наступает второй крупный кризис в жизни, когда психика перегружена и порой не выдерживает сменяющихся обстоятельств.
«Переход в школу из детского сада, безусловно, можно назвать стрессом, потому что меняется одна среда на другую. В любом случае, человек испытывает разные состояния, попадая в "новизну". И если ребенка грамотно подготовить в дошкольном возрасте с точки зрения выстраивания правильной коммуникации, саморегуляции и мотивации, то такой стресс для него станет со знаком "плюс" и замотивирует его к достижению успешных образовательных результатов»,– утверждает Елена Файзуллаева.
Кто-то приветствует изменения, готов к ним. Такого ребенка специалисты назовут
позитивно социализированным. Как правило, он находится в предвкушении от перехода в первый класс и проявляет психологическую готовность к новому этапу социализации.
Но есть дети, для которых переход в первый класс является стрессом в негативном
ключе. На это во многом влияют взрослые, которые окружают ребенка. Негативные
установки и убеждения родителей или педагогов непосредственно влияют на то, как
пройдет процесс адаптации первоклассника к школе. И если чадо регулярно подвержено стрессу, у него могут появиться даже невротические и эмоциональные нарушения: различные хаотичные стереотипные движения, крики, отказ от еды или переедание.
Адаптация к школе
Процесс адаптации обычно сопровождается физиологическими и психологическими
состояниями. При любом варианте у ребенка может быть повышенная возбудимость, на этом фоне – нарушения сна, аппетита, речевая и двигательная расторможенность или заторможенность. Это – временные реакции, и если подготовить ребенка и оказать поддержку, то все стабилизируется быстрее.
В своих проявлениях ребенок может стать более капризным, с эмоциональными
всплесками или, наоборот, замкнуться. Для профилактики этих проявлений родителям важно обсуждать с ребенком его состояния, события в его жизни. И лучше начать это делать до того, как он пойдет в школу.
«Необходимо вводить это общение, чтобы ребенок знал, что его всегда поддержат, выслушают. Стресс не закрепляется в психотравму, если о событии ребенок расскажет в ближайшее время тому, кому доверяет. Родителям важно грамотно оказать поддержку ребенку, пояснить, что за опыт он получил, показать пользу от этого, указать на то, что случившееся сделало его сильнее»,– предлагает психолог.
За некоторое время до начала учебного года можно вместе с ребенком погулять у школы, на школьном дворе, понаблюдать, зайти в здание, показать и рассказать ребенку, что и в каком месте происходит. Таким образом родители знакомят будущего первоклассника с пространством, в котором он будет проводить много времени, что также снизит стресс и переживания.
Хорошо работает и личный опыт родителя. Можно показать ребенку свой школьный
альбом, своих одноклассников из начальной школы, рассказать веселые истории.
«Расскажите ребенку о своих трудностях, как вы их преодолели. Расскажите о ручке волшебной, тетрадке послушной, дневнике-помощнике, как об особенных предметах для человека, который начинает новое для себя. Вообразите с ребенком, что он – сильный, смелый, отважный и умелый – идет в поход за новым. И найдет там друзей, новые интересные занятия. Для детской психики важны трансформационные процессы. Пусть все будет, как в игре, как в сказке. Тогда психика не пострадает»,– рекомендует Елена Файзуллаева.
Не менее важно заботиться о соблюдении режима. Первоклашке необходим
своевременный полноценный отдых, чтобы соблюдался баланс между интеллектуальной нагрузкой и свободным временем. Желателен активный подвижный отдых, релакс-практики – мамины мягкие прикосновения, вкусная полезная еда, ванны, прогулки, игры.
Есть и ряд действий, которых не стоит допускать в общении со своими детьми в этот
сложный для них период. Не стоит оказывать давление на ребенка и использовать
выражения "ты должен", " тебе надо", \'ты обязан". Важно, чтобы он сам, с собственным
интересом шел в школу. Тогда он будет получать только положительные эмоции от нового этапа жизни.
Поступление ребенка в школу меняет образ и содержание жизни всей семьи. Это также стресс и для взрослых. Важно осознать, что жизнь состоит из переходов в новизну,
поддерживать свой баланс состояний, настроения и помнить о том, что состояние близких взрослых оказывает влияние на ребенка. Лучше, легче и мягче адаптация пройдет, если вся семья будет внимательно относиться друг к другу и проявлять заботу друг о друге на всех уровнях.