Здравствуйте , уважаемые читатели !
На фоне произошедшей неудачи с нашей исследовательской станцией "Луна-25" долго не мог даже подобрать название для статьи.
Дело не в том, что мы потерпели неудачу (они были и неизбежно будут: слишком сложная и непредсказуемая область исследований этот самый космос), а в том, что произошедшее ЯВЛЯЕТСЯ ЛАКМУСОВОЙ БУМАЖКОЙ ВСЕХ ПРОБЛЕМ В НАШЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ. ДА И НЕ ТОЛЬКО ТАМ: ВО ВСЕМ ОБЩЕСТВЕ В ЦЕЛОМ.
Пишу на телефоне , поэтому заранее прошу прощения за некоторые грамматические и смысловые ошибки в тексте.
В качестве предисловия замечу, что несмотря на свойственный мне оптимизм, чего-то подобного я и ожидал от этой нашей долгожданной попытки вернуться на лидирующие позиции в космосе.
Почему? Расскажу подробно. Проблема носит комплексный характер и она - результат 30-летней разрухи не только в промышленности , но и в умах как простых граждан, так и руководства "Роскосмоса".
Видел это не только как сторонний наблюдатель, но и как человек имевший отношение к военному космосу.
И ТАК, ОБО ВСЕМ ПО ПОРЯДКУ:
1. ТЕХНИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ.
На протяжении последних тридцати лет отечественная наука и промышленность в части касающейся космоса находилась в упадке.
Наше последнее прорывное изделие, воплощение гения советских учёных - многоразовый корабль "Буран" давно пылится на выставке в качестве башки оленя на стене удачливого охотника.
Именно так наш челнок все эти годы Запад и воспринимал. Для них наш корабль, лишённый шанса на полёт, для которого он был рождён, выпотрошенный, навсегда прикрученный к демонстрационному стенду - трофей, напоминающий о том, что они победили в "холодной войне" и выпнули нас из Космоса. Точнее из соревнования высокотехнологичных держав, способных реализовывать перспективные, амбициозные проекты.
Что нам оставили в данной отрасли "партнёры"?
Нам была определена роль космического ,грузовика: мы все эти годы таскали на орбиту чужие спутники (иногда свои). На нас взвалили задачу по производству двигателей ( самим делать - им было дорого и долго), иного высокопрочного железа и всё.
По большому счету , мы в металле воплощали западные космические программы. А вот жизнь в них вдыхали исключительно иностранные специалисты.
Железо мертво, пока его не нашпигуют датчиками, сенсорами, программным обеспечением, сотнями километров защищённых кабелей, высокопрочными разъёмами и так далее.
А для того, чтобы у нас не было шанса даже в железе родить что-то своё, для себя, США отобрали у нас некоторые, с виду незначительные, ключевые компетенции: производство какого-нибудь клапана, какой-нибудь прокладки из высокотехнологичных материалов , отсутствие которых делало даже наше суверенное железо просто железом.
Сложно? Объясню по другому.
Советский автомобиль середины прошлого века ЗИС не мог выйти из строя из-за проблем с электронными мозгами. У него их просто не было.
Он работал как часы, был прост как двуручная пила. Но на роль прогрессивного изделия не тянул. Его место было на фронте, в колхозе, на ударной стройке.
А вот чтобы на нём вырваться в космос, этот ЗИС нужно было сделать из другого металла и нафаршировать электроникой, датчиками, системами жизнеобеспечения.
Вот мы все последние тридцать лет и имели в космической отрасли производство автомобиля ЗИС из нужного металла, с хорошим двигателем, ещё с чем-то и ... всё.
А амеры для нашего ЗИСа поставляли всего лишь какой -то уплотнитель от дверцы, без которого кабина не герметична и шофёр погибнет во враждебной среде. Одна лишь прокладка обесценивает остальные узлы и детали, автомобиль в целом!
Вот и весь хрен да копейки.
Вспомните все наши неудачные пуски за последнее десятилетие. Они ВСЕ случались из-за неисправности , выхода из строя какой-нибудь фиговины. Ракета не разваливалась в полёте, движки работали, как часы, а какой-то ср...ный разъем приводил к аварии.
СССР сумел даже в годы разрухи, после ВОВ, стать лидером в космической гонке благодаря в том числе тому, что всё, до последней гайки делал сам. И эту "последнюю гайку" перед тем как прикрутить испытывали и просвечивали рентгеном сотни раз.
И пусть эта гайка в пять раз была больше американской, была грубее и менее эстетичной, НО ОНА БЫЛА СВОЯ, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ !
А что мы в имеем сегодня?
С 2014 года Президент РФ требовал провести полное импортозамещение во всех ключевых отраслях промышленности , в том числе в космической.
А что со своей сладкоречивой командой делал один тогдашний моложавый руководитель "Роскосмоса"?
Занимался параллельным импортом, закупая в втридорога на Западе через вторые руки те же самые узлы и детали, пилил бабки, выделенные на строительство космодрома "Восточный", снимал красивые ролики, да представлял на выставках картонные макеты перспективных станций, пахнущие свежей акриловой краской.
А потом, когда его взяли за афедроны, разводил руками и честно заглядывая в глаза Верховному лепетал про то, что просто не так его понял: оказывается надо было делать локализацию производства в России! А он глупенький решил, что импортозамещение, это закупка того же самого у тех же самых , но через посредников .
А потом опять неправильно понял: думал, что надо закупать все критически важные узлы и элементы у Китая вместо США и их союзников.
Оказывается самим надо было делать, в России?! Кто бы мог подумать!
Вот ведь оказия какая вышла! Ну ничего страшного : Вы нам дайте ещё миллион миллиардов и вот тогда мы точно всё сделаем правильно! (если только опять чуть-чуть неправильно Вас не поймём)
А то, что бюджетное бабло на стройке космодрома воровали, так тут он вообще не при чём! Он лично - молодец и большой патриот! Просто подчинённые - ворюги, а он - ни в коем случае !
Вот только хочется напомнить читателям старую поговорку: "У Чапая - чапаевцы, а у мудака - мудаковцы".
А если тебя подчинённые так беззастенчиво наё-ют, то грош тебе цена как руководителю.
При Сталине, кстати, такая отмазка точно бы не прокатила...
В 90-ые годы Запад вывез из России ВСЁ, что касалось передовых разработок в космической отрасли.
Тот же самый Илон Маск, который "всего добился сам", воплощение американской мечты, тащил из охваченной кризисом России техническую документацию, готовые изделия и прототипы ВАГОНАМИ. А помимо этого "самородка" руку к разграблению российского народного достояния приложили НАСА, Европейское космическое агенство, ЦРУ, Пентагон и многие другие.
А чего стесняться? Россия тогда напоминала большую барахолку, базар, где за копейки можно было купить золотой слиток.
Что не смогли вывести - уничтожили.
Для примера: сегодня у США есть многоразовый космический беспилотник фирмы "Боинг" Х-37В.Этот челнок может годами находиться на орбите и оттуда наносить удары по территории противника.
Так вот, этот проект есть ни что иное, как продукт украденной в России программы "Спираль". А у нас по этой теме практически ничего не осталось .
Амеровские пилотируемые космические челноки получили второе дыхание после вывоза документации и оборудования по программе "Буран".
И так далее и тому подобное ...
России Запад оставил только то, что было уже вчерашним днём - ракетостроение одноразовых носителей. А сам сосредоточился на перспективных разработках.
Надо отдать должное нашим учёным и инженерам: они сумели довести производство ракетоносителей практически до совершенства.
Но ракета - это всего лишь тепловоз, выводящий на орбиту полезную нагрузку. А вот с этой самой полезной нагрузкой у нас и проблемы. Нечего нам пока ничего такого прорывного выводить в космос.
МЫ - ГРУЗОВОЕ ТАКСИ ДЛЯ ВСЕГО МИРА.
Мало того, мы ещё и свои дела забросили, занимаясь перевозками для Запада.
Ещё бы, за каждый иностранный спутник, выведенный на орбиту "Роскосмос" получал не слабые премии от "партнёров " в несколько миллионов (в зависимости от важности и массы спутника) зелёных американских рублей.
Из этих сумм часть отстегивалась и командованию космодрома, откуда производился запуск.
Вы бы видели, уважаемые читатели, как неплохо жил военный космодром "Мирный" в те годы. Бывал я там на служебных совещаниях: новые здания, капитальные ремонты старых, огромный ЖК экран на площади перед Домом офицеров, баннеры во всю торцевую стену пятиэтажки, аквапарк для жителей военного городка забабахали (это в Архангельской то области! Представляете, сколько бабла уходит на его содержание ?!)
И это всё происходило в начале 13-14-ых годах, когда остальная Армия последний хрен без соли доедала!
И конечно, я абсолютно уверен, что к рукам военных чиновников не прилипало ни копейки из этих премиальных сумм!
Ах, как противились отдельные должностные лица строительству нового космодрома "Восточный", как с пеной у рта доказывали, что "Мирный" и дальше будет самостоятельно справляться со всеми необходимыми запусками!
Ну да ладно, мы несколько отвлеклись от заявленной темы первой части материала.
Кто-то спросит меня: А почему Китай по-братски не поделится с нами своими космическими технологиями?
Ведь у них (и кстати даже у Индии) всё неплохо: спутники пачками запускают, на Луну тоже полетели. И похоже, в отличие от нас, сумеют безаварийно прилуниться и возвернуться на Землю!
Дело в том, что у каждой страны есть свои национальные интересы. И Космос среди них один из первоочередных.
Подогнать нам чипы и оборудование для войны с НАТО на Украине? Это - без вопросов. В конце-концов мы обезжиривая коллективный Запад в "нэзалэжной" - решаем и их проблемы, делаем невозможным на перспективу диктат США. по отношению к ним.
А вот освоение Космоса, вот тут, извините, ничего личного! Тут каждый сам за себя!
Россия сумела доказать права и отжать себе ресурсы на Арктическом шельфе? А у остальных такого счастья нет!
Единственный вариант - исследовать Космос и искать ресурсы там.
Так что никакой Китай, Иран и прочие - нам не помогут. Слишком высока цена успеха или проигрыша в данной сфере.
А Индия, в условиях отсутствия своей полупроводниковой базы и критически важных для космоса компетенций и производств, успешно летит на Луну с молчаливого разрешения США.
Их лунная программа технологически полностью зависима от янки (также как была зависима и наша космическая отрасль).
США делают это рассчитывая всё же переманить Индию на свою сторону в глобальном противостоянии с Россией и Китаем. Индия - ключевой партнёр по многим нашим политико-экономических блокам. Тот же самый БРИКС, к примеру.
Если у амеров всё получится, то это будет мощнейший удар изнутри по нам и Китаю. Плюс мгновенно обострятся противоречия между Поднебесной и индусами.
ТЕПЕРЬ О КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМАХ.
Железо, промышленность без людей - мертво.
Те учёные и инженеры, отправлявшие Гагарина в космос, разрабатывавшие перспективные программы и воплощавшие их в металле, увы, уже покинули наш бренный мир.
Пришедшие им на смену молодые кадры были либо переманены на Запад, либо выброшены на улицу, либо развращены деньгами.
ТРЕТЬ ВЕКА У НАС УТРАЧИВАЛСЯ НАУЧНЫЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ!
Те немногие, кто остались и тянули лямку российского Космоса последние десятилетия. Тянули без фундаментальных исследований , без необходимой производственной базы, без возможности перенять опыт предшественников и передать свой опыт молодому поколению.
В начале 20-ых годов в информационном пространстве мелькнули данные, что средний возраст учёных и инженеров в отечественной космической отрасли составляет в среднем что-то около 60-ти лет!
Задумайтесь! ШЕСТИДЕСЯТИ!!! Старики запенсионного возраста и зелёная молодежь!
А во главе этих немногих с "горящими глазами и пылающими сердцами" встали эффективные менеджеры, оптимизаторы и пустоголовых пиарщики, девиз которых "Минимум затрат, максимум прибыли!"
О каком долгосрочном планировании у этих руководителей могла идти речь?!
Задача - хапнуть себе по максимуму из государственной кормушки и свалить по быстрому, пока не начали пропавшие деньги искать. Плюс распилить премиальные за коммерческие запуски.
Ах, да, чуть не забыл! Макеты для выставок склеить и презентации с видеороликами красивыми нарисовать!
Но об этом продолжим разговор во второй части материала...