Истребители F-16 известны даже тем, кто особо не интересуется военной тематикой. Они стабильно мелькают в различных медиа, фильмах и компьютерных играх.
Является самым распространенным боевым самолетом в мире. Выпускается американской компанией General Dynamics. Естественно, что название производителя российскому обывателю ничего не говорит. Тут нужно посмотреть краткий список того, к чему эта контора приложила руку и деньги:
- Гражданские самолеты Golfstream и Jet Aviation - производство и обслуживание
- Подводные лодки класса "Вирджиния" - производство и обслуживание
- Танки M1Abrams, БМП Stryker
Ну и так, по мелочи. В общем компания серьезная. Это важная информация, к ней я вернусь позже. Для начала внимательнее нужно рассмотреть F-16.
"Рабочая лошадка"
На момент своего появления у США уже был довольно серьезный и современный истребитель четвертого поколения F-15. Машина предназначенная для завоевания господства в воздухе. И все было бы хорошо, но такой самолет слишком дорогой и сложный в производстве. Нужно было что-то полегче и попроще. Этим компромиссом стал F-16.
Если говорить о его технических характеристиках, то самым ближайшим конкурентом в России будет МиГ-29. И справедливости ради нужно заметить, что по некоторым характеристикам уступает F-16. Тем более "Соколам" последних модификаций, которые являются довольно универсальными самолетами.
Необходимо отметить и тот факт, что F-16 это воюющий самолет. При чем делает это он довольно давно и успешно. Начал в 1981 году и продолжает по сей день. А значит он постоянно дорабатывался и дорабатывается с учетом всех военных конфликтов, в которых он принимал участие.
Современные модели имеют возможность нести почти всю номенклатуру НАТОвских бомб и ракет. Его РЛС может работать в паре с самолетами и дронами-разведчиками в одной связке. Помимо этого "Боевой сокол" довольно надежный и достаточно простой самолет.
Учитывая все эти факты многие заговорили об F-16 как о некой панацее на фронте. Многие еще начинают добавлять обширный список побед F-16 над советскими и российскими истребителями. И вот тут необходимо посмотреть на эти победы внимательнее.
Основная часть побежденных:
- МиГ-21 (несколько штук, гражданская война в Ливане)
- МиГ-23 (несколько штук, гражданская война в Ливане, война в Персидском заливе)
- МиГ-25 (несколько штук, война в Персидском заливе, война в Иране, Индо-Пакистанский конфликт)
- СУ-25 (один, в ходе войны в Пакистане)
- МиГ-29 (два самолета, война в Югославии)
В этом списке занятны два факта: большинство самолетов-противников это давно устаревшие машины (за исключением 29-х), а их пилоты ну явно не того уровня, чтобы тягаться с пилотами НАТО.
А если еще внимательно посмотреть на потери "Боевых соколов" - то большинство - это ЗРК С-125, С-200, а так же ПЗРК.
Все это не говорит о том, что F-16 это не грозное оружие. Грозное, даже очень. Вот только этот самолет еще не принимал участие в тех конфликтах, где есть самолеты 4+ и 4++, где работают уже не старые ЗРК, а более современные. Да и системы РЭБ уже шагнули вперед. Где пилоты - это асы своего дела с большим, а некоторые с очень большим боевым опытом.
Помните, я писал, что General Dynamics это очень большая компания? Так вот в чем особенность очень большой и влиятельной компании в США? Правильно. Умение использовать лобби и маркетинг. Если залезть в цифры и очень долго сравнивать американский F-16, французский Rafale, общеевропейский Typhoon, шведский Gripen, то окажется, что все эти самолеты примерно на одной ступени. Какие-то характеристики лучше, какие-то хуже.
F-16 "Боевой ястреб" ровно настолько лучший, насколько лучшие "Леопарды" или "Абрамсы" в мире танков. Это не панацея и не вундерваффе. Это просто хороший легкий многофункциональный истребитель. Но точно не лучший...
Как-то так.