Софья из рода Палеологов была племянницей последнего императора Византии. Она вышла замуж за московского великого князя Ивана III, и, по мнению историков, ее влияние привело к переносу византийских представлений о власти на Русь.
Софья была дочерью Фомы, деспота Мореи (Пелопоннес) и брата последнего византийского императора Константина XI. Она родилась через два года после того, как турки захватили Константинополь, а император погиб в последней битве империи.
Морея все еще оставалась византийским островом, окруженным турецкими владениями, но в 1460 г. Фома Палеолог с семьей из-за невыносимого гнета перебрался в Италию.
В 1465 г. Томас скончался. Венецианская республика и папский престол назначили опекунство над его десятилетней дочерью Софией. У нее не было никаких богатств, кроме титула византийской принцессы в изгнании.
На ней пытались жениться представители различных знатных семейств Европы, в том числе изгнанный король Иерусалима, но помехой стала бедность невесты.
Великий князь Иван III женился на Софье Палеолог без приданого, что, скорее всего, было идеей, возникшей в кругах, близких к папскому престолу.
Софья была униаткой, что означало признание церковного верховенства римского папы. Ватикан пытался использовать ее для того, чтобы привести Русскую православную церковь к единству с Римско-католической (не получилось).
Иван Беклемишев-Берсений был арестован и казнен в 1525 году после того, как в частных беседах с Максимом Греком, афонским старцем, приглашенным в Москву для перевода священных книг с греческого языка, он хулил Софию Палеолог. Максим был сослан в дальний монастырь за то, что слушал "непристойные речи" Берсеня.
Следствию удалось получить от обвиняемых записи этих разговоров после пыток. Берсень сказал: "Когда греки пришли в нашу землю, начались беспорядки, которых раньше не было. Точно так же, как когда великая княгиня Софья и ваши греки пришли в Царегород, было много вопросов.
Что это были за "беспорядки"?
Прежде всего, Берсеню не нравились новые самодержавные порядки, которые вводились при московском дворе. Великий князь перестал советоваться с боярами, перестал признавать "породу" (щедрость и знатность), а полагался только на советы своих избранников.
Словом, боярину не нравилось, как укрепляется самодержавие, и он считал, что это связано с греческим влиянием вместе с Софьей.
Известно, что Софья и ее греческие друзья принесли в Россию идею богоизбранного правителя и неограниченной монархии, а также сложные византийские придворные ритуалы, созданные для того, чтобы выделить богоподобного монарха среди остальных подданных.
Другим вариантом, который не был выбран, было назначение на престол внука Ивана Великого.
Обвиняли Софью и в других проступках. Согласно письмам князя Андрея Курбского к царю Ивану Грозному - внуку Ивана III и Софьи - они считали, что Софья отравила сына Ивана Великого от его первой жены - Ивана Молодого - и, пользуясь своим влиянием, отстранила его сына Дмитрия от престолонаследия.
Против такой альтернативы - наследования престола по линии Ивана Молодого - выступили бояре, тяготившиеся самодержавием, что в итоге и произошло: власть перешла от Ивана Великого к Василию III, а затем от него к Ивану Грозному.
Они были неверны в своих предположениях. Усиление самодержавия было вызвано не византийским влиянием, а условиями того времени - формированием централизованного русского государства.
Нет никаких оснований полагать, что если бы престол унаследовал Дмитрий или его потомки, а не Василий III и Иван Грозный, то их политика была бы менее самодержавной.