Невозможно без внутреннего содрогания слушать недавний рассказ Патриарха о судьбе его многострадального дедушки (Человека с Большой буквы) и многих других, кого во времена периода безбожия в СССР подвергли долгому заточению и пыткам. Кажется невероятным, что люди, свои же люди, соседи, братья, товарищи могли вот так запросто обвинять, заточать и мучить своих же сограждан только за то, что они веровали в Бога и оставались преданы своим взглядам и убеждениям. http://www.patriarchia.ru/db/text/6050830.html Но такие времена у нас были и отрицать это мы не можем, а уж как досталось церкви и ее служителям, - все знают и помнят по сей день, ведь досталось в нашей стране верующим, как никому другому. Но церковь устояла, выжила, выдюжила и даже укрепилась. А сегодня еще и получила право сильного и весомого голоса в нашем обществе, лучшая часть народа ей верит, идет за ней, а в условиях ведения боевых действий вера стала еще более распространена и укрепилась как на фронте, так и в тылу. И это тот самый момент, которому подходят слова "Нет худа без добра", тяжелые события приумножили веру.
Сегодня у нас другие времена. За веру, за взгляды в тюрьмы, слава Богу, не бросают, как справедливо говорит Патриарх Кирилл. Чтобы попасть в лагеря в наши дни за свою веру - это надо что-то экстрординарное совершить, тянущее на массовый трагизм, например, террористический акт. Но это случай, когда вера и ее идеалы расходятся, порою становятся своей противоположностью, когда догмы или цитаты застилают глаза даже здравому смыслу. С настоящей же верой у нас все в порядке, страна определилась с идеалами и в обиду их уже не даст, ни чужим, ни своим, потому что такая вера помогает жить. Однако же в крайнем "историческом" (с его слов) Обращении Патриарха, в рассказе о встрече в 1972 году с участником уничтожения верующих, под конец сквозит некое беспокойство по части того, чтобы такие времена не вернулись. Внешне, казалось бы, повода нет, но, думаю, Патриарх не случайно выбрал место, день и такие слова для того, чтобы обозначить позицию Церкви относительно того, что было в прошлом и о недопустимости чего-то подобного в будущем или настоящем. Как бы то ни было, Патриарх, высказывая свое мнение о прошлом, а возможно и не только прошлом, произносит следующие слова:
"Их молитвами да хранит Господь обитель сию, страну нашу, народ наш от любых поползновений каким-то образом вернуться к тем самым псевдоидеалам, которые и служили основанием безумной власти для того, чтобы уничтожать ни в чем неповинных людей..."
Поневоле хочется присоединиться к этим его словам и поддержать их, тем более, видя, какой в этом плане творится беспредел в соседней Украине, где на божиих людей объявлена охота, идет травля, совершаются неправедные суды. И поскольку покровительствующая Украине Европа не только закрывает на это глаза, но и отчасти наоборот способствует, пользуясь случаем и беря в качестве повода слова Патриарха Кирилла и слова Папы Римского Франциска из сегодняшней воскресной его проповеди*, хочется сказать им еще раз: одумайтесь. "Бросающий камни в небо - бросает их себе на голову". А разным горячим головам по нашу сторону, которые ищут поводов для конфликта внутри вер или идеологий: даже не думайте. И тогда рано или поздно наступит всеобщий мир. Ну а если кто-то против праведного мира, если на войнах уже выстроен какой-то бизнес, то знайте, что война как заразная болезнь, которая рано или поздно поглощает всех, потому что мы все живем в одном большом доме, в одной большой семье.
* Цитата проповеди Папы Римского от 20 августа 23 г. "Братья и сестры, в свете всего этого мы можем задать себе несколько вопросов. Например, начиная с изменения Иисуса: способен ли я изменить свое мнение? Могу ли я быть понимающим, и могу ли я быть сострадательным, или я твердо стою на своих позициях? Есть ли скованность в моем сердце? Что не является твердостью: жесткость — это плохо, твердость — хорошо. И начиная с женской веры: какова моя вера? Останавливается ли она на понятиях и словах или действительно живет молитвой и делами? Умею ли я вести диалог с Господом, умею ли я настаивать на Нем или довольствуюсь повторением какой-нибудь красивой формулы?
И еще: "Иисус обращал свою проповедь к избранному народу; позже Святой Дух поведет Церковь на край света. Но здесь, можно сказать, имеет место предвосхищение, посредством чего в эпизоде с хананеянкой уже проявляется вселенский масштаб дела Божия, перед своим конкретным случаем он становится еще более снисходительным и сострадательным. Таков Бог: он есть любовь, и тот, кто любит, не остается твердым. Да, оставайся неподвижным, но не жестким. Он не остается неподвижным на своих позициях, а позволяет себя двигать и двигать; он знает, как изменить свои планы. Любовь созидательна, и нам, христианам, если мы хотим подражать Христу, предлагается быть открытыми для перемен. Как хорошо в наших отношениях, а также в жизни веры быть послушными, искренне слушать, быть движимым во имя сострадания и блага других, как Иисус поступил с хананеянкой. Склонность к изменениям. Послушные сердца для перемен." https://press.vatican.va/content/salastampa/it/bollettino/pubblico/2023/08/20/0572/01249.html
https://youtu.be/frDbcOkiZSM
Патриарх Кирилл, вспоминая дела безбожников, напомнил и предостерег
21 августа 202321 авг 2023
71
4 мин
34