Организаторы International Portrait Photographer of the Year Awards (IPPOTY), международного конкурса портретной фотографии, подвели итоги 2023 года. Он уже третий по счету, в нем участвуют профессиональные фотографы и любители со всего мира.
Каждый год выбираются лучший портретный фотограф год, победители категорий, а также ТОП-101 лучших портретных фотографий года.
В этом году абсолютным победителем конкурса и обладателем титула «Лучший портретный фотограф 2023 года» стала Форуг Явари (Forough Yavari) из Австралии. Родившаяся в Иране, она с юных лет была увлечена искусством, занималась живописью в университете, где увлеклась фотографией. В 2011 году переехала в Австралию, где построила свой фотобизнес. Её работы сосредоточены на изображении жизни женщин со всего мира. Форуг создала свой стиль, сочетая знания и технические навыки в живописи и фотографии, и на сегодня она востребованный и отмеченный наградами фотохудожник и фэшн-фотограф.
Форуг Явари: «Постобработка для меня — это как последний штрих, улучшение истории, добавление атмосферы или создание композиции, когда невозможно сделать снимок одним кадром. За время моего погружения в фотографию я поняла, что хорошая техника так же необходима, как и креативность. Знание камеры и владение оборудованием, особенно освещением, является основой для хорошего изображения в сочетании с вашей креативностью».
«Когда я начала рисовать, мой интерес был связан с рисованием людей и их лиц. Я никогда не интересовалась натюрмортом. Меня всегда вдохновляли такие художники, как Рембрандт, Делакруа, Гойя… С самого начала моей карьеры в фотографии меня больше всего вдохновляли женщины-фотографы Ширин Нешат, Лалла Эссайди, а также Энни Лейбовиц за приемы и истории, лежащие в основе ее работ».
«Я участвую в конкурсе International Portrait Photographer of the Year, потому что он предлагает платформу для демонстрации навыков портретной фотографии и получения международного признания. Участие позволяет мне поделиться своим видением с мировой аудиторией».
В категории «Изучение характера» победил Фредерик Аранда (Frederic Aranda), представивший портрет пожилого актера Яна Маккеллена, сделанный за кулисами, когда он гримировался, чтобы сыграть в пантомиме женскую роль Матушки Гусыни:
Фредерик Аранда: «Мне нравятся люди, и я чувствую, что в каждом можно найти то, что вам понравится. И даже если это мелочь, её можно использовать как отправную точку при съемке, что приведет к большему количеству открытий. Портретная съемка дает вам редкую возможность исследовать чье-то лицо, также как пейзаж позволяет исследовать бесчисленное количество его составляющих».
Лучшей работой в категории «Семейное фото» стал снимок Рауля Слейтера (Raoul Slater), сделанный методом тинтайпа посредством мокрого коллодионного процесса:
Рауль: «Я использую тинтайп уже 6 месяцев. Мне надоело то, как гладко выглядят мои цифровые фотографии. Я почувствовал, что отстаю от других фотографов в Instagram’е и захотелось выйти за пределы социальных сетей.
Идея этой работы в том, чтобы показать, как общаются родители и их отпрыски. Это диптих, сделанный на советскую деревянную широкоформатную камеру ФДК 18х24 см 1952 года выпуска с дешевым объективом Индустар 300 мм f4.5 того же года. Все очень низкотехнологично».
Победителем в категории «Бытовой портрет» стал англичанин Джо Кирни (Jo Kearney):
Джо Кирни: «В Гаване много красивых колониальных зданий, но многие из них в ужасном состоянии. Большие дома разделены и заселены несколькими семьями. Часто у семьи есть только одна комната, которую они делят по горизонтали, чтобы сделать дополнительное посещение наверху. Здесь часто встречаются оригинальные мебель и бытовые приспособления. С дореволюционных времен ничего не изменилось и до сих пор можно увидеть красивую испанскую плитку и деревянную мебель. Такое искривление времени, а дома служат интересным фоном для портретов и рассказывают сегодняшнюю историю Кубы.
Я бродил по Гаване в поисках интересных кадров и, заглянув в один дом, увидел там Соню. Попросил разрешения снять её стулья, она согласилась и была рада моему появлению.
Портреты — мой любимый жанр, мне нравится документальная и туристическая фотография».
В категории «Портрет, история» победила работа Джозефа Смита (Joseph Smith):
Как пишет Джозеф Смит: «После смерти своего отца в 1945 году Пол и Альфред Бек в возрасте 17 и 14 лет, соответственно, взяли на себя управление семейной типографией и управляли бизнесом до конца 2021 года, когда, к сожалению, Альфред (справа) скончался. Я сфотографировал братьев в начале 2021 года.
На закате их карьеры, в официальной одежде и с невозмутимым выражением лица, я поместил их между механизмами, которые передавались из поколения в поколение, отражая тесную связь между мужчинами, которые провели большую часть своей жизни, работая бок о бок. Для меня портрет обладает сентиментальностью и остротой, поскольку мы видим этих двух джентльменов, гордо стоящих в цехе и видящих, как семейный бизнес процветает благодаря их усердной работе».