Обещанный рассказ про Павловскую Слободу
На юго-востоке городского округа Истра, в излучине одноименной реки и почти на границе с Красногорском располагается усадьба Павловская Слобода - некогда важный промышленный центр российского железоделательного производства, а затем и ткачества.
Село это имело стратегическое месторасположение, находясь на пересечении сухопутного (в сторону Иосифо-Волоцкого монастыря) и водного (по Истре в Ново-Иерусалимский монастырь) путей.
А ещё издревле здесь проходила прямая дорога, соединяющая село с Москвой.
Люди селились на месте нынешней Павловской Слободы уже в XI веке, но первое документальное упоминание села Павловское (свое двойное название оно получило примерно в 1864 году) относится к 1504 году.
В межевой грамоте Великого князя Ивана III Павловское, объединившее вокруг Слободы еще 16 сел, упоминается как родовая вотчина бояр Морозовых. Имя одного из первых владельцев села - Якова Морозова - также находим в этом документе.
Морозовы занимают в истории Московского княжества и московского боярства ведущее место с середины XIV века. И получение ими вотчин вблизи столицы тоже связано с их высоким положением.
Первое упоминание о морозовских владениях в этих краях связано с именем Семена Федоровича Морозова - внука служившего Ивану Калите боярина Ивана Мороза.
Семён служил уже сыну Дмитрия Донского, князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому. После его смерти вотчины на Истре перешли к сыновьям его двоюродного брата Михаила. Ветвь этого рода известна под фамилией Морозовы-Поплевины.
Итак, согласно межевой грамоте Ивана III, в 1504 году село Павловское принадлежало Якову Григорьевичу Морозову - правнуку известного нам Семёна Морозова. Яков состоял в придворной службе с 1495 года.
После смерти Василия III в 1533 году он входит в состав Боярской Думы и последние годы своей жизни (а умер он в 1538 году) постоянно находится в гуще событий как один из главных воевод. Его сын Михаил был выдающимся человеком при дворе Ивана Грозного в составе Избранной рады.
У Михаила Морозова был сын Иван и внуки Борис и Глеб. И вот уже Борис Иванович Морозов, по государевой жалованной грамоте, датированной 1616 годом, владел "деда и отца его старинной вотчиной - селом Павловское на реке Истре", владел почти полвека - с 1616 по 1661 годы.
Боярин был "дядькой" (воспитателем) наследника престола царевича Алексея (1629-1676 гг.) с четырехлетнего возраста, а когда в 1645 году Алексей Михайлович взошел на престол, Морозов стал при молодом царе ближайшим сподвижником.
Фактически первые три года царствования молодого царя Морозов являлся главой русского государства. А женившись на сестре молодой царицы Марии Милославской Анне Ильиничне Милославской, Борис породнился с царем, тем самым ещё сильнее закрепившись у власти.
При этом Глеб Иванович, брат Бориса, был женат на той самой "боярыне Морозовой" - Феодосии Прокопьевне Морозовой (в девичестве Соковниной), известной многим по картине Василия Сурикова.
Образованный (имел богатейшую библиотеку, часть которой сегодня хранится в фондах Академии наук), хитрый и ловкий в государственных делах, в быту Борис Морозов слыл рачительным хозяином, превратив свою вотчину в великолепное хозяйство, содержавшееся в образцовом порядке.
Павловское было не просто подмосковной “дачей” с садом и огородом, предназначенной для охоты и рыбалки, - село стало подмосковной резиденцией боярина. Здесь он принимал царя, устраивал светские и дипломатические приёмы.
Одним из первых Морозов сумел совместить управление государственными приказами с предпринимательской деятельностью – владел заводами, мельницами и винокурнями. В своей вотчине он сумел организовать (как бы мы сказали сегодня) агрокомплекс с великолепными плодовыми садами и прудами, в которых водились и стерляди, и щуки.
В Павловском Морозовым были открыты железоделательные заводы, в качестве сырья для которых использовались отложения бурого железняка из местных болот. Именно здесь были отлиты пушки и ядра, которые помогли царю Алексею Михайловичу в 1654 году взять Смоленск, находившийся в ту пору во власти Польши.
За мирскими делами как истинно верующий христианин не забывал Морозов и о вечном. В писцовой книге за 1558–1560 гг. упоминается о существовании в селе Павловское Городского стана Звенигородского уезда древней деревянной церкви, имевшей посвящение в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Старая деревянная Благовещенская церковь располагалась «у барского двора», по другую сторону дороги, проходившей через село, в 70 метрах восточнее новой каменной, строительство которой Морозов начал в Павловском в 1650 году .
Строил долго и основательно, с размахом, соответствующим статусу. Строительство под руководством опытного мастера-каменщика Андрея Моисеева длилось долгих 13 лет.
Храм вышел на славу: бесстолпный четверик с трёхчастной апсидой, водруженный на этаж подклета, с семью главами, с просторной трапезной и двумя приделами, посвященными пророку Илие и Святителю Николаю Чудотворцу, с шатровой колокольней (под ней были устроены Святые врата, открывавшиеся лишь в особо торжественных случаях).
Храм соединялся крытыми деревянными переходами с жилыми боярскими хоромами Морозова, не дошедшими до нашего времени. А рядом стояли многочисленные постройки (они, увы, тоже не сохранились).
Усадьба, находившаяся в окружении обширных плодовых садов, представляла собой разветвлённый хозяйственный комплекс. Крытые тесом двухстворчатые ее ворота вели к юго-западной околице села.
Деревянные боярские хоромы имели восемь светлиц: «Три двойни на подклетах, две горницы». Они располагались юго-западнее новой каменной церкви . У въездных створчатых ворот находились еще две горницы – «белые». Окна во всех жилых помещениях были слюдяные. Другие постройки боярского двора были хозяйственного толка : два ледника с погребом , два амбара, клети, поварни, пивоварня...
В усадьбе были также и конюшня, и«воловня» (скотный двор), и «сенник» (сенной двор) .
Были на территории усадебного двора и иные постройки, в том числе судебная изба и тюрьма.
Вернёмся к храму .
Потрясающе живописный вид на храм открывается из-за реки: со стороны Лешково хорошо виден холм, послуживший для храма, естественным пьедесталом.
Чуть ранее, в 1656 году, неподалёку (в 17 километрах отсюда) был возведен Ново-Иерусалимский монастырь.
Холм над рекой Истрой, где стоит Благовещенский храм, послужил олицетворением Назарета, в котором жившая в нем Дева Мария получила Благую весть от Архангела Гавриила о будущем рождении Христа.
И хотя ныне действующий храм сохранил лишь пять из семи глав, он по-прежнему производит монументальное впечатление, все так же возвышаясь на правом берегу реки Истры, как и 360 лет назад.
Пёстрое многоглавие храма, у которого небесно-голубые купола, усеянные восьмиконечными звёздами, чередуются с золотыми, также наиболее эффектно смотрится со стороны Истры.
Храм многое повидал на протяжении 360 лет своей жизни. В нем неоднократно бывал царь Алексей Михайлович, собираясь на богомолье или охоту.
Издревле Павловское прямой дорогой соединялось с Москвой – по ней-то и любил ездить царь в Саввино-Сторожевский монастырь, не забывая посещать службы и в Благовещенском храме. Впоследствии в разное время здесь бывали и его дети – государи Фёдор Алексеевич и Иван V Алексеевич. А во время Стрелецкого бунта 1682 года в течение двух дней именно в Павловском укрывались от мятежников молодые царевичи Иван и Петр и их сестра-царевна Софья.
Борис Иванович не дожил до освящения Благовещенского храма, которое состоялось в феврале 1663 года, меньше года. Так что окончанием строительных работ пришлось заниматься его вдове - Анне Ильиничне Морозовой.
А после ее кончины в 1667 году Павловская вотчина перешла в собственность Дворцового ведомства, оставаясь в ведении дворцового приказа вплоть до 1730 года, когда Павловское было пожаловано Павлу Ивановичу Ягужинскому.
(А 1674 году в Павловском находились хоромы царицы Натальи Кирилловны.)
Государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Первого, генерал-аншеф, первый в истории России генерал-прокурор - вот каким был новый владелец Павловского.
Он родился в семье бедного церковного органиста, но сумел сделать блестящую политическую карьеру и встать в один ряд с самыми знатными фамилиями того времени.
В селе Павловское при Ягужинском открылась суконная фабрика, модернизация которой была проведена силами его сына - Сергея Павловича Ягужинского.
Но пирушки и кутежи интересовали последнего сильнее, чем фабричное дело, так что в 1800 году император Павел I выкупил у Ягужинского производство, на месте старых деревянных строений построив масштабный комплекс из красного кирпича - казенную суконную фабрику, шившую обмундирование для армии.
В середине XIX века каждый 14-й солдат носил мундир, сшитый из тонкого армейского сукна, произведенного на Павловской фабрике.
После кончины Сергея Павловича в 1806 году род Ягужинских прервался, и усадьба Павловское перешла Комиссариатскому ведомству Военного министерства.
А фабрика просуществовала в селе до 1859 года.
Благодаря ей, к середине XIX века село Павловское превратилось в Слободу – так в царской России называли небольшой промышленный городок-посад, жители которого так или иначе обеспечивали жизнедеятельность государства Российского.
В те годы на Павловской казённой суконной фабрике работало почти 1700 человек, а население волости из пяти деревень составляло примерно 3500 человек. После закрытия фабрики в ее корпусах разместились части 2-й гренадерской артиллерийской бригады.
В конце XIX века село было бойким торговым местом – в нем было много купеческих дворов. И работали вокруг села почти 100 кузниц. На рубеже XIX-XX веков в Павловской Слободе находились: Благовещенская церковь, волостное правление, почтово-телеграфное отделение, две школы – земская и церковно-приходская, а также земская больница с аптекой. Работали здесь и два кирпичных завода.
Но вернёмся к истории Благовещенской церкви.
В 1830-х годах храм был расширен и перестроен стараниями тогдашнего директора Павловской казенной суконной фабрики - генерала Андрея Селивановича Зыбелина. За счет присоединения галерей им была расширена трапезная храма, в которой Забелин обустроил два новых придела: Казанской иконы Божией Матери и, в честь своего небесного покровителя, святого апостола Андрея Первозванного. Правда, в ходе строительства были уничтожены все древние порталы и приделы храма.
В центре Павловского, рядом с храмом в первой половине XIX века стоял его двухэтажный каменный дом . Позже это здание передали под квартиры офицеров артиллерийской бригады.
Дом сохранился, ныне в нем располагается воскресная школа Благовещенского храма.
Храм отличался дорогим внутренним убранством. Иконостас сработали московские художники Филипп Павлов и Иван Владимиров, видное место в нем занимали иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и Архангела Гавриила в золотых окладах в окружении жемчуга и драгоценных камней. Еще 11 икон иконостаса были облачены в серебряные оклады. В церкви находились такие неожиданные предметы интерьера, как хрустальные настенные зеркала.
В 1879 году была разобрана первоначальная храмовая колокольня. Новую, шатровую трёхъярусную, возвели двумя годами позже, но в другом месте - не к югу, как раньше, а к западу от трапезной храма. Архитектор Владислав Грудзин, проектируя новую колокольню, попытался сохранить архитектурную композицию храмового комплекса.
Благовещенский храм при советской власти не избежал участи многих храмов нашей страны.
В 1933 году он был закрыт и подвергся разграблению. По воспоминаниям очевидцев, доверху груженные церковным имуществом подводы в течение нескольких дней отъезжали от церкви.
Фашисты ее не тронули, но в 1941 году советскими войсками была взорвана высокая колокольня, которая могла использоваться оккупантами как огневой ориентир.
Павловская Слобода стала последним рубежом битвы за Москву. По преданию, в декабре 1941 года верующие деревенские женщины с пением акафиста прошлись по округе с образом Казанской Божией Матери в руках, и захватчики, совсем немного не дойдя до Павловского , вдруг остановились и не пошли в село.
В разное время в недействующем храме располагались и женское общежитие, и артель по пошиву дермантиновых сумок, а в послевоенные годы здесь работал филиал Красногорской кожгалантерейной фабрики.
Храм был поруган и порушен, лишён своего богатого убранства и внутреннего интерьера… Пока в начале 1990-х не обрел вторую жизнь. В праздник Рождества Иоанна Предтечи в 1992 году здесь была совершена первая за 60 лет Божественная литургия.
Сегодня на территории прихода Благовещенской церкви расположился красивейший храмовый комплекс, которым Павловская Слобода обогатилась уже в XXI веке. Какими культовыми зданиями, гармонично дополнившими памятник русского церковного зодчества XVII века, пополнился ансамбль, многими принимаемый за монастырь?
На просторной территории разместились древний Благовещенский храм и его восстановленная шатровая колокольня, розовый храм святых Царственных мучеников и страстотерпцев, пестрая надвратная церковь преподобного Иосифа Волоколамского, часовня святых Кирилла и Мефодия, водосвятная часовня Вифлеемских младенцев.
Храм святых Царственных мучеников и страстотерпцев
К западу от храма Благовещения 19 мая 2004 года первым был заложен домовой храм святых Царственных мучеников и страстотерпцев, доминанта приходского комплекса, построенный в духе московского храмового зодчества XVII века.
Дата закладки весьма знаменательна: 19 мая – день рождения святого страстотерпца царя Николая II.
Почти 20 лет строился этот храм. И , наконец, 15 июля 2023 года состоялся чин его Великого освящения, и прошла первая литургия в новоосвященном храме.
К церкви с одной стороны примыкает приходской корпус, а с другой - корпус настоятеля.
Дата освящения также выбрана неслучайно. 105 лет назад, в ночь на 17 июля в Екатеринбурге была расстреляна семья последнего русского императора Николая II- он сам, Императрица Александра, Цесаревич Алексей, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Над входом в церковь находится икона царской семьи страстотерпцев .
А семь колоколов разных размеров, расположенных на звоннице, примыкающей к церкви, символизируют каждого из семерых расстрелянных членов царской семьи.
В создании помещенных в храме икон принимал участие художник-иконописец Филипп Москвитин.
Надвратная церковь преподобного Иосифа Волоцкого
Над южными воротами находится надвратная церковь преподобного Иосифа Волоцкого, возведенная по проекту архитектора Александра Субботина.
Пятиглавый храм, заложенный 30 сентября 2008 года и строившийся семь лет, представляет собой бесстолпный четверик с полукруглым алтарем и притвором.
Его пестрая расцветка (в облике представлены зеленый, белый, желтый и красный цвета) вдохновлена, вероятно, образом церкви Николая Чудотворца в Хамовниках.
Похожи и надкупольные кресты обоих церквей: их украшают фигурки ангелов-серафимов, рассевшихся на перекладинах подобно птицам на ветвях.
С внешней стороны ворот в нише находится ростовая мозаичная икона, изображающая и самого преподобного Иосифа, и основанный им Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий мужской монастырь под Волоколамском, и монастырскую колокольню, взорванную в 1941 году.
В День празднования Святой Троицы 23 мая 2010 года было совершено освящение пяти его вызолоченных крестов, и в тот же день они были водружены на главы храма. Удивительно, что центральный крест был чудесным образом обретен в одном из производственных цехов, ранее принадлежавших давно расформированному Павлослободскому совхозу.
Крест был вцементирован в пол, где служил арматурой, затем находка была отреставрирована и возвращена на купол храма.
В состав храмового комплекса входит и часовня святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, являющаяся частью недавно построенной в северо-западной части ансамбля приходской библиотеки. Построена часовня по проекту настоятеля Благовещенской церкви Владислава Провоторова, так же, как и остальные новые постройки комплекса, в стилистике храмовой архитектуры XVII века.
Наконец, самой последней была возведена в приходе ещё одна часовня- водосвятная, с купальней в память о четырнадцати тысячах младенцев, убиенных Иродом Вифлеемским.
Ее освящение, напомню, состоялось в июле этого года одновременно с храмом святых страстотерпцев
Часовня поражает белокаменными барельефами, украшающими ее внешние стены. Новопостроенные здания прекрасно вписаны в архитектурный ансамбль Благовещенской церкви.
В 1999 году на прежнем месте была вновь возведена разрушенная в годы Великой отечественной войны 36-метровая красавица -колокольня - шатровая со звонницей , оснащённой 12 колоколами, самый тяжёлый из которых весит 2 тонны.
Сейчас в Благовещенском храме, как и прежде, главный престол освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Два придела, как и изначально, посвящены Илие Пророку и Святителю Николаю, а ещё один - во имя Рождества Крестителя Господня Иоанна - оснащен в подклете, где устроен крестильный храм.
Оригинал статьи автора читайте на сайте издательства "Подмосковье":
Спасибо , что читаете , я пишу для вас.