В Калининграде завершился фестиваль «Короче», который порадовал какой-то очень правильной киношной атмосферой и сильной программой, причем сразу в двух конкурсах: коротком метре и дебютах. О последних и поговорим. Все восемь картин стали яркими высказываниями, но я выбрал три работы, которые особенно отозвались в сердце.
«Бери да помни»
Победитель фестиваля заставил если не рыдать, то точно сдерживать слезы весь зал. Режиссер Байбулат Батулла вернулся в детство и вспомнил старую игру с куриной косточкой – ее нужно разломать и загадать желание. С помощью этого нехитрого ритуала бабушка с дедушкой пытаются защитить своего внука от взрослой правды – его родителей больше нет. Так, играя и фантазируя, мальчик принимает действительность, а старшее поколение находит общий язык. Как его нашли и зрители «Короче»: фильм, в основе которого лежит татарская культура, оказался универсальным и понятным всем. Очень хочется, чтобы таких региональных независимых и попросту хороших картин было как можно больше.
Не пропустите в прокате с 14 сентября.
«Крецул»
Олег Крецул, чемпион Европы по дзюдо, только что вернулся с первых Олимпийских игр. Играет свадьбу, через три дня садится за руль и разбивается. Его молодая жена погибает. Олег выживает, но остается слепым.
На основе этой реальной истории можно было бы снять банальную спортивную драму о преодолении, но дебютантка Александра Лихачева замахнулась на брутальную историю о мужской дружбе в эстетике румынской «новой волны», и у нее все получилось. Сложился каст: невероятная работа Никиты Волкова и его однофамильца Сергея, сыгравшего верного друга Виталия Глигора (он, кстати, принимал участие в съемках). Получилась холодная и пронзительная «картинка», которую помог создать румын Мариус Пандуру, работавший со звездами европейского авторского кино Корнелиу Порумбою и Раду Жуде. И вышло классное фестивальное кино, которое, возможно, не разорвет прокат, но однозначно найдет своего зрителя.
Ждем в онлайн-кинотеатре Wink.
«Правда»
Маленький городок, пропавшие дети и отсидевший Кузьма Котрелев в роли идеального подозреваемого. Впрочем, это не стандартная детективная драма, а скорее философская притча о том, чего стоит - открыться и отпустить правду. Недурственный каст (помимо Котрелева в проекте заявлены Кирилл Кяро и Михаил Тройник), сценарист-автор «Хандры» Алексей Камынин, а также отличная операторская работа Никиты Корнева не дают оторваться от экрана.
Дебют Максима Кузнецова точно удался.
Подводя итоги «Короче», хочется заметить, что фестивалю удалось подарить нам настоящий праздник кино, простите за банальность. В новой программе дебютов не было проходных картин, если уж что-то не нравилось, так яростно, до споров, не оставляло равнодушным. Молодые режиссеры короткого метра не боялись браться за актуальные темы (от гендерных моментов до вооруженных конфликтов), а жюри не стало закрывать на это глаза и отметило самые яркие работы: недаром в программе короткометражного кино победил фильм-высказывание про интерсекс-людей «Мне надо вам что-то сказать».
Кажется, с Балтийского моря подул свежий ветер.