Всё хотела сыграть в «Правителей Флоренции» — если вы со мной давно, то наверняка в курсе, что я неровно дышу к старым немецким евро, и вот The Princes of Florence, игру 2000 года от Крамера и Ульриха, переиздали в новом оформлении.
На русском языке её выпустила «Звезда», и я очень рада, что это случилось, потому что, не появись переиздание, вероятно, я бы не сыграла в ту коробочку от Alea никогда.
«Немецкость» этой евроигры чувствуется во многих моментах — здесь хорошее взаимодействие между игроками (благодаря механике аукциона), игра наказывает за расточительство ресурсов, а ещё правила у неё довольно простые, и я бы даже сказала, что по нынешним меркам они чуть ли не «семейные» (в том смысле, что нюансов не больше, чем в каком-нибудь «Флеймкрафте»).
Но сложность на bgg стоит довольно внушительная (выше, чем я ожидала) — 3,24, и в целом игру, где нужно очень аккуратно оперировать монетками, перебивая ставки и рискуя порой остаться голым как сокол, семейной не назвать.
В игре всего 2 фазы — по факту аукцион (торги за ландшафты, карты целей, рабочих и шутов) и фаза строительства — где вы добираете карты профессий, бонусов и строите здания.
В игре можно «прокачивать» свой планшет — рабочими и шутами. Первые нужны для того, чтобы получать скидки на постройку зданий и возможность строить их рядом (кстати, удивительная штука — «Правители Флоренции» включает полимино, которое в итоге не особо полимино — потетрисничать вам здесь практически не удастся).
А вот шуты связаны с очень интересной механикой игры, которая, чудится мне, дала интересные мысли по механике выработки энергии мсье Лучани в одной немалоизвестной игре:)
В «Правителях» есть очки строительства — наверное, самая сложнопонимаемая сущность игры, но по факту самая важная: вы должны при помощи какого-то персонажа, шутов и бонусов набрать в первом раунде хотя бы 7 очков строительства.
Как это происходит?
Например, художнику (карта профессии) нравятся озёра. Если в вашем поместье есть хоть одно озеро, вы получите 3 очка строительства. А ещё ему нравятся розовые здания — если такое у вас есть, ещё 4 очка. Каждый жетон шута даёт +2 очка (и вот вы уже набрали даже больше нужных 7, правда, в первом раунде так просто, как я описываю, это сделать не получится, но мы мечтаем:)). Ещё у вас выложена 1 карта профессии (этот самый художник) — ещё +1, и это в итоге 10 очков строительства. Нет, это не победные очки — и это очень важно, потому что вы теперь можете потратить эти 10 очков строительства удобным вам способом: получить за каждые 2 очка строительства 1 ПО, а за 1 очко строительства — 100 монет.
Монеты вам однозначно пригодятся для аукциона, для покупки карт персонажей и бонусов, а также для строительства зданий.
На примере выше вы могли бы взять, к примеру, 2 ПО (-4 очка строительства) и 600 монет.
Когда каждый походил в раунде, тот, кто набрал больше очков строительства, получает ещё 3 ПО — эдакое «мажорити» по очкам строительства. При игре втроём бывал забавный рассинхрон, когда ты строишь в те раунды, когда соперники только готовятся к постройке, и легко забираешь 3 ПО за мажорити, а порой битва была буквально на пару шагов (24 и 23 очка строительства, к примеру).
Вот эта механика с обменом очков строительства на очки и деньги, во-первых, классно сочетается с аукционом, делая игру азартной, во-вторых, для 2000 года, наверное, было крышесносно-новаторским прорывом — это ощущается очень неизбитым даже сегодня.
Конечно, в связи с механикой аукциона игра приобретает специфичные черты — например, в неё вряд ли получится увлекательно играть вдвоём, но уже втроём было интересно, а вчетвером, скорее всего, будет совсем красота!
При этом время партии очень уместное — мне кажется, мы играли чуть больше часа (без правил), и ходы в каждой фазе совершались довольно быстро.
Кстати, если вы на дух не переносите полимино, не спешите убегать при виде шикарных полимино-зданий игры — на планшетах почти не будет пространственного вызова, я за игру вообще построила всего 2 здания и 2 ландшафта)
В игре есть несколько модулей, но мы играли в чистую базу — нам показалось, что всё прошло так быстро и очков мы набрали все маловато, поэтому, если вы играли или играете в «Правителей», расскажите, какой у вас обычно счёт;)
В одном из модулей добавляются новые карты персонажей, которые, как я поняла, можно будет выбрать на аукционе — это прикольная опция, потому как в последнем раунде многие варианты объектов аукциона вас откровенно не интересуют.
Мне очень хотелось бы показать «Правителей Флоренции» Кире с Виталей — это игра с оглядкой на соперников (благодаря аукциону и картам переманивания персонажей), а учитывая, как мы любим руинить друг другу планы, должно быть многообещающе забавно:)
Ну и в целом «Правители Флоренции» даже сейчас искренне можно назвать очень необычной евроигрой, актуальной и на сегодняшней день, а ещё выгодно отличающейся от многих других временем партии (по крайней мере, при игре на троих).
Я получила удовольствие от традиционной ладности немецкого геймдизайна, где нет долгоиграющих итальянских комбинаций, но безалаберность в расчётах может привести вас к абсолютно пустым ходам, что очень неприятно бьёт по вашим шансам на победу, когда в игре так мало раундов — и «Правители Флоренции», на мой взгляд, прекрасный образец такой игры.
Вероятно, кому-то она может показаться довольно абстрактной, но я бы сказала, что это ещё один частовстречающийся нюанс в немецких евро — они больше про механические находки, неаутичный игровой процесс и элегантность геймдизайнерских решений.