Найти тему

ПОДВИГ АВДОТЬИ РЯЗАНОЧКИ

В одной древней онежской былине рассказывается о необычной судьбе простой русской женщины – Авдотьи из Рязани, которая одна смогла вызволить из татарского плена не только своих родных – мужа, брата и сына, но и всех земляков. Жила ли она на самом деле – доподлинно неизвестно. Это собирательный образ самоотверженных русских женщин, которые в грозный для страны час проявляли великую силу духа.

Случилась эта необыкновенная история в XIII веке, когда Русь изнывала под монголо-татарским игом. Рязанское княжество было приграничным, поэтому на него часто нападали грабители-кочевники. Однако в 1237 году один из монгольских отрядов совершил набег изгоном, т.е. неожиданно, налегке, и защитники города не успели оказать серьезного сопротивления, тем более что в это время рязанское войско выступило в поход.

Не от ветра плачет сине море,

Русская земля застонала.

Подымался царище татарский

Со своею синею ордою,

С пожарами, со смертями.

Рязань была сожжена, а все оставшееся в живых население уведено в плен в Золотую Орду, в том числе муж, брат и сын Авдотьи Рязаночки.

Крепко бились рязанцы,

А татар не могли отбити,

Города Рязани отстояти.

Убитых река уносила,

Живых Орда уводила.

Сама Авдотья в это время находилась на другой стороне Оки, заготавливала на зиму сено на заливных заокских лугах. Увидев пожарное зарево над Рязанью и предчувствуя неминуемую беду, бросилась домой. Но перед этим она все-таки закончила ставить в скирды просушенное сено: русский человек всегда был запаслив и бережлив.

А ведь сена бросить не посмела:

Сухое-то кучами сгребала,

Сучьем суковатым пригнетала,

Чтобы ветры-погоды не задели.

День да ночь работу хватала,

Не спала, не пила, не ела.

Плывя по Оке, Авдотья с ужасом смотрела на проплывающие мимо истерзанные трупы русичей. Родного города она не узнала: он сгорел дотла. На рязанском пепелище остались только три старые бабы, которые страшно выли по мертвым. Они-то и сказали почерневшей от горя Авдотье, что ее семью татары увели в плен.

Увы тебе, женка Авдотья,

Увы тебе, горегорькая кукуша!

Выплакав все слезы, Авдотья решилась на немыслимый поступок – самой пойти в Орду и найти своих родных. Она отправилась в путь, как на смерть:

Говорят Авдотье старухи:

– Не дойти тебе Орды за три года.

Пропадешь ты, женка, дорогой,

Кости твои зверь растащит,

Птицы разнесут по белу свету.

Говорит Авдотья старухам:

– То и хорошо, то и ладно!

Дожди мои косточки умоют,

Буйные ветры приобсушат,

Красное солнце обогреет.

Говорят Авдотье старухи:

– В Орде тебе голову отымут,

Кнутом тебе перебьют спину.

– Двум смертям не бывати,

А одной не миновати!

Запасла три рубахи белые и три пояса для своих «светов»:

– Найду их живых или мертвых,

В чистые рубахи приодену.

До столицы Батыева государства – Орды-Базара, находящегося посреди степи, Авдотья добиралась почти целый год, прошла пешком две с половиной тысячи километров. Она испытала все: и голод, и жажду, и беду от диких зверей, и нападения лютых разбойников; прошла и степи, и горы, и реки, и дремучие леса. От голода даже ела землю, запивая гнилой болотной водой. Исхудала она настолько и истрепалась, что татары приняли ее за привиденье, за страшную бабу Ягу. И, по недоумению да из страха, выполнили требование привести ее к хану.

Простая русская женщина, которая всю жизнь пряла, ткала, мыла и стирала, когда пришел грозный час, показала великую силу души. Вот стоит она перед страшным царем татарским – маленькая, в лапотках, – а кругом Орда, мечи, копья. На устах ее не страх, а грозное слово: «Я пришла с тобою, хан, судиться!»

Татарский хан очень удивился появлению Авдотьи, не ожидая такой смелости от «рязанской сиротинки». Отважная женщина не стала кланяться «царище татарскому» в ноги и умолять о пощаде – смело бросила ему в лицо свое выстраданное обвинение:

– У меня к тебе обидное дело:

Приходил ты на Русь со смертями,

С пожарами, с грабежами.

Ты разинул пасть от земли до неба,

Ты Рязань обвел мертвой рукою,

Катил по Рязани головнею,

Теперь ты на радости пируешь…

Хан был необычайно поражен такой смелости:

– Смело ты, женка, рассуждаешь,

Всего меня заругала!

Не слыхал я такого сроду.

А не будем с тобой браниться,

Давай, Рязанка, мириться.

Какое тебе до меня дело?

Узнав, зачем пришла Авдотья в Орду, царь расхохотался ей в лицо, сказав, что у него много пленных, и он не будет искать среди них ее родственников. Однако из уважения к ее храбрости, предложил Авдотье самой поискать свою родню, пока не завянет у нее в руке сорванный цветок. Когда цветок завянет – ее ждет смерть. Женщина сорвала около шатра хана невзрачный желтый бутон и отправилась на поиски. Почти три дня она ходила среди пленных русичей, а маленький цветочек только расцвел в ее руках, как солнышко, и не увядал. К вечеру третьего дня женщина увидела в толпе своих родных. Муж, брат и сын – все были живые. С тех пор желтый цветок, спасший жизнь Авдотье и ее близким, стал называться «бессмертником».

Но коварный хан заявил, что может отпустить домой только одного из троих мужчин-родичей: мужа, сына или брата. Несчастная Авдотья снова затосковала:

– Как я тут буду выбирати,

Кого на смерть оставляти?!

Мужа ли я покину?

Дитя ли свое позабуду?

Брата ли я отступлюся?

Но хорошенько подумав, Авдотья сказала, что из троих выбирает своего брата. А на удивление хана ответила, что муж у нее может быть новый, и сына она сможет родить себе еще одного, а вот брата неоткуда ей взять, поэтому она просит отпустить с собою именно родного брата. Хан был поражен ее мудростью. Во время осады Рязани он и сам потерял брата, и вспомнив об этом, отпустил Авдотью домой вместе со всей семьей и всеми пленниками-рязанцами, проявив тем самым и свою восточную мудрость.

– Бери себе и брата, и мужа,

Бери с собой и милого сына.

Воротися на Русь да хвастай,

Что в Орду не напрасно сходила,

На веках про Авдотью песню сложат,

Сказку про Рязанку расскажут…

А и мне, царищу, охота,

Чтобы и меня с Рязанкой похвалили,

Орду добром помянули.

Авдотья и ее земляки не вернулись на пепелище старого города, а поднялись выше по Оке и основали новый город с тем же названием – Рязань. Город расцвел краше прежнего, а слава о бессмертном подвиге простой русской женщины пережила века, став заветом жертвенной любви века минувшего веку нынешнему.

Татьяна Грудкина

(Использованы отрывки из былины «Авдотья Рязаночка» в пересказе Бориса Шергина)

Славянка № 41 сентябрь-октябрь 2012г.

Духовно-просветительная программа "Лето Господне"