В одной древней онежской былине рассказывается о необычной судьбе простой русской женщины – Авдотьи из Рязани, которая одна смогла вызволить из татарского плена не только своих родных – мужа, брата и сына, но и всех земляков. Жила ли она на самом деле – доподлинно неизвестно. Это собирательный образ самоотверженных русских женщин, которые в грозный для страны час проявляли великую силу духа.
Случилась эта необыкновенная история в XIII веке, когда Русь изнывала под монголо-татарским игом. Рязанское княжество было приграничным, поэтому на него часто нападали грабители-кочевники. Однако в 1237 году один из монгольских отрядов совершил набег изгоном, т.е. неожиданно, налегке, и защитники города не успели оказать серьезного сопротивления, тем более что в это время рязанское войско выступило в поход.
Не от ветра плачет сине море,
Русская земля застонала.
Подымался царище татарский
Со своею синею ордою,
С пожарами, со смертями.
Рязань была сожжена, а все оставшееся в живых население уведено в плен в Золотую Орду, в том числе муж, брат и сын Авдотьи Рязаночки.
Крепко бились рязанцы,
А татар не могли отбити,
Города Рязани отстояти.
Убитых река уносила,
Живых Орда уводила.
Сама Авдотья в это время находилась на другой стороне Оки, заготавливала на зиму сено на заливных заокских лугах. Увидев пожарное зарево над Рязанью и предчувствуя неминуемую беду, бросилась домой. Но перед этим она все-таки закончила ставить в скирды просушенное сено: русский человек всегда был запаслив и бережлив.
А ведь сена бросить не посмела:
Сухое-то кучами сгребала,
Сучьем суковатым пригнетала,
Чтобы ветры-погоды не задели.
День да ночь работу хватала,
Не спала, не пила, не ела.
Плывя по Оке, Авдотья с ужасом смотрела на проплывающие мимо истерзанные трупы русичей. Родного города она не узнала: он сгорел дотла. На рязанском пепелище остались только три старые бабы, которые страшно выли по мертвым. Они-то и сказали почерневшей от горя Авдотье, что ее семью татары увели в плен.
Увы тебе, женка Авдотья,
Увы тебе, горегорькая кукуша!
Выплакав все слезы, Авдотья решилась на немыслимый поступок – самой пойти в Орду и найти своих родных. Она отправилась в путь, как на смерть:
Говорят Авдотье старухи:
– Не дойти тебе Орды за три года.
Пропадешь ты, женка, дорогой,
Кости твои зверь растащит,
Птицы разнесут по белу свету.
Говорит Авдотья старухам:
– То и хорошо, то и ладно!
Дожди мои косточки умоют,
Буйные ветры приобсушат,
Красное солнце обогреет.
Говорят Авдотье старухи:
– В Орде тебе голову отымут,
Кнутом тебе перебьют спину.
– Двум смертям не бывати,
А одной не миновати!
Запасла три рубахи белые и три пояса для своих «светов»:
– Найду их живых или мертвых,
В чистые рубахи приодену.
До столицы Батыева государства – Орды-Базара, находящегося посреди степи, Авдотья добиралась почти целый год, прошла пешком две с половиной тысячи километров. Она испытала все: и голод, и жажду, и беду от диких зверей, и нападения лютых разбойников; прошла и степи, и горы, и реки, и дремучие леса. От голода даже ела землю, запивая гнилой болотной водой. Исхудала она настолько и истрепалась, что татары приняли ее за привиденье, за страшную бабу Ягу. И, по недоумению да из страха, выполнили требование привести ее к хану.
Простая русская женщина, которая всю жизнь пряла, ткала, мыла и стирала, когда пришел грозный час, показала великую силу души. Вот стоит она перед страшным царем татарским – маленькая, в лапотках, – а кругом Орда, мечи, копья. На устах ее не страх, а грозное слово: «Я пришла с тобою, хан, судиться!»
Татарский хан очень удивился появлению Авдотьи, не ожидая такой смелости от «рязанской сиротинки». Отважная женщина не стала кланяться «царище татарскому» в ноги и умолять о пощаде – смело бросила ему в лицо свое выстраданное обвинение:
– У меня к тебе обидное дело:
Приходил ты на Русь со смертями,
С пожарами, с грабежами.
Ты разинул пасть от земли до неба,
Ты Рязань обвел мертвой рукою,
Катил по Рязани головнею,
Теперь ты на радости пируешь…
Хан был необычайно поражен такой смелости:
– Смело ты, женка, рассуждаешь,
Всего меня заругала!
Не слыхал я такого сроду.
А не будем с тобой браниться,
Давай, Рязанка, мириться.
Какое тебе до меня дело?
Узнав, зачем пришла Авдотья в Орду, царь расхохотался ей в лицо, сказав, что у него много пленных, и он не будет искать среди них ее родственников. Однако из уважения к ее храбрости, предложил Авдотье самой поискать свою родню, пока не завянет у нее в руке сорванный цветок. Когда цветок завянет – ее ждет смерть. Женщина сорвала около шатра хана невзрачный желтый бутон и отправилась на поиски. Почти три дня она ходила среди пленных русичей, а маленький цветочек только расцвел в ее руках, как солнышко, и не увядал. К вечеру третьего дня женщина увидела в толпе своих родных. Муж, брат и сын – все были живые. С тех пор желтый цветок, спасший жизнь Авдотье и ее близким, стал называться «бессмертником».
Но коварный хан заявил, что может отпустить домой только одного из троих мужчин-родичей: мужа, сына или брата. Несчастная Авдотья снова затосковала:
– Как я тут буду выбирати,
Кого на смерть оставляти?!
Мужа ли я покину?
Дитя ли свое позабуду?
Брата ли я отступлюся?
Но хорошенько подумав, Авдотья сказала, что из троих выбирает своего брата. А на удивление хана ответила, что муж у нее может быть новый, и сына она сможет родить себе еще одного, а вот брата неоткуда ей взять, поэтому она просит отпустить с собою именно родного брата. Хан был поражен ее мудростью. Во время осады Рязани он и сам потерял брата, и вспомнив об этом, отпустил Авдотью домой вместе со всей семьей и всеми пленниками-рязанцами, проявив тем самым и свою восточную мудрость.
– Бери себе и брата, и мужа,
Бери с собой и милого сына.
Воротися на Русь да хвастай,
Что в Орду не напрасно сходила,
На веках про Авдотью песню сложат,
Сказку про Рязанку расскажут…
А и мне, царищу, охота,
Чтобы и меня с Рязанкой похвалили,
Орду добром помянули.
Авдотья и ее земляки не вернулись на пепелище старого города, а поднялись выше по Оке и основали новый город с тем же названием – Рязань. Город расцвел краше прежнего, а слава о бессмертном подвиге простой русской женщины пережила века, став заветом жертвенной любви века минувшего веку нынешнему.
Татьяна Грудкина
(Использованы отрывки из былины «Авдотья Рязаночка» в пересказе Бориса Шергина)
Славянка № 41 сентябрь-октябрь 2012г.
Духовно-просветительная программа "Лето Господне"