Найти в Дзене
Христианская Газета

“Да не будет ни расхищения, ни пропажи...” (Пс. 143:14)

Неудержимая тяга взять чужое называется клептоманией и квалифицируется как психическое заболевание. На самом деле истинных клептоманов очень мало, среди взрослых их около 5%, да и то половина из них симулирует это отклонение, защищаясь от правосудия. В большинстве случаев воровство – тайное хищение – совершается умышленно и трудно представить проступок более низкий. Но это не ново, – спокойно возразит кто-то, – испокон века сосед обкрадывает соседа, дети – родителей, политики – правительство... Только масштабность этого неприглядного факта ничуть не умаляет серьезности последствий. Воровство в разных формах в нашей стране превратилось не просто в норму, но и в престижное занятие. Вокруг то и дело воспевают оду тем, кто имеет нетрудовые доходы. В России умение воровать всегда величалось весьма почетно – “уметь жить”. И что только не воруют в наши лихие времена! Объектами хищения служат не только предметы материального мира, а размеры хищения зависят от запросов исполнителя оного деяния. Если мелкий воришка промышляет содержимым карманов прохожих, то «промысловику» порядком выше подай шедевры мирового искусства, природные ресурсы.

Своим патологическим пристрастием к воровству наш человек отличился и на международной арене. При появлении российских покупателей на рынках Турции иные торговцы закрывают свои лавки – можно остаться в убытке. И поди после этого объясни им, что ты добропорядочный турист!

В чем же искать корень этого гнусного явления? В нищете? Но как быть с тем, что желающих поживиться за чужой счет много как среди бедных, так и среди богатых? Дело, очевидно, не в материальных проблемах, а в нравственных. Затянувшееся духовное невежество мешает многим нашим согражданам усвоить границы собственности. По мнению специалистов, склонность к воровству бывает наследственной, но чаще всего это результат неправильного воспитания. Во многих семьях взрослые рассуждают примерно так: «Иванов всю жизнь спину гнет, и за душой ни гроша. А Сидоров за счет только левых доходов живет припеваючи». Тут самое время остановиться и серьезно задуматься. Будьте уверены, – слыша подобное, дети немедленно возьмут на заметку: для того чтобы хорошо жить, нужно не работать, а воровать.

О причинах и последствиях воровства – наши постоянные консультанты:

Алексей Яровой, кандидат юридических наук, пресвитер церкви “Вифания”:

Воровство имело место в человеческом обществе во все времена. Что является причиной преступлений, связанных с хищением сегодня?

– По статистике, в России 80% всех преступлений – это хищения. В последние годы этот вид преступности переживает еще больший подъем. Причин много: низкий уровень жизни большинства россиян, большое число беспризорных детей, которых «воспитывает» улица, отсутствие здоровых ориентиров в семье. Не последнюю роль играет телевидение, фильмы формируют образ романтического героя – благородного вора, хитроумного мошенника.

– То есть воровство в кино возводится в ранг добродетели?

– Да. Красиво украсть становится стилем жизни.

Эффективны ли существующие законы, или эти 80% – результат несовершенства Уголовного кодекса?

– Законы действуют эффективно, и они достаточно жестки. Например, кража сотового телефона может быть наказана лишением свободы сроком до 3 лет.

Почему же люди не боятся этих самых жестких законов? Неужели сотовый телефон дороже свободы?

– В нашей стране не сформирована категория законопослушных граждан. А законопослушание – это не только страх перед законом, это еще и высокая мораль. Человек должен с детства быть приучен слышать голос совести. Если нет страха перед Богом, совестью, черта закона переступается очень легко. Я считаю, что большая роль в этом принадлежит воспитанию и пропаганде законопослушного образа жизни. И образцы такового поведения должны демонстрировать прежде всего люди, стоящие у власти.

Евгений Князев,

проректор по связям с общественностью, КЕХУ:

В чем Вы видите причины массового стремления наших людей к легкой наживе? Почему воровство давно не вызывает возмущения, стало для большинства нормой?

– Одно из последних исследований Фонда общественного мнения на эту тему, проведенного в августе прошлого года, называется «Мелкие кражи». Так вот, мне оно запомнилось тем, что респонденты основной причиной воровства называют плохое материальное положение и им же его оправдывают. Согласно этому опросу «проворовались» в нашем обществе нищие и голодные, молодежь и подростки, а затем уже безработные и алкоголики с наркоманами.

Одной из причин воровства сегодня можно назвать период жесткого иерархического управления страной на протяжении почти всего прошлого столетия, когда вся ответственность в народном сознании возлагалась на руководителей. И от них же ожидалось улучшение благосостояния всей страны. Подобное государственное устройство не способствовало росту личного интереса и самостоятельной ответственности граждан, культивируя в них развитие порочных наклонностей.

Нельзя сказать, что общество в этот период не боролось с воровством. Устраивались собрания, на которых ворам выносилось общественное порицание. Но, как говорится в русской пословице, «рука руку моет, вор вора кроет». В западном же обществе воровство всегда рассматривалось как нарушение равенства и подвергалось исключению из системы. Так, например, в Западной Европе существовали достаточно жесткие наказания для преступников, нарушавших принцип равенства в рыночной торговле. Мошенничество, жульничество, воровство наказывались вплоть до смертной казни. В XIX веке в США возникает весьма трагичное явление – суд Линча – коллективное наказание преступника. Социум таким образом исключал из своей среды элементы, нарушавшие принцип равенства.

Но воровство в нашей стране стало (с ужасом говорю это) национальной чертой задолго до образования СССР. Еще в начале XIX века Николай Михайлович Карамзин, автор «Истории государства Российского», четко это подметил, когда его спросили: «А вы можете в одном слове описать историю нашего Отечества?» – «Могу: воруют!» – «А в трех?» – «Пьют и воруют!» То же самое подмечает народная мудрость, говоря: «Вором пуста земля не будет, хоть его и повесить». Воруют до сих пор. Воруют у своего брата-мужика. Пять изб в деревне, уж как знают друг друга, и все равно – воруют. В трудные годы это становится эпидемией. В России за последние сто лет таких приступов было три. Первый был после Первой мировой войны, второй – после Второй. Мы с вами в конце 90-х пережили третий приступ.

Это интересно, но ведь воруют не только бедные. Мой знакомый однажды стал свидетелем, как один очень состоятельный мужчина, не заплатив за товар, пронес мимо охраны из гипермаркета самое дорогое копировальное устройство! В ответ на вопросительное выражение на лице его спутников жена, пожав плечами, сказала, что он без этого просто не может. А ведь этот аппарат мог купить его младший сын даже на свои карманные деньги. Также не раз читал о том, что в магазинах по мелочам воруют довольно состоятельные люди просто ради того, чтобы побыть в экстремальной ситуации. Наверное, воровство, действительно, стало нашей национальной чертой…

– Что значит хищение в материальном смысле – более или менее понятно всем. Что Вы скажете о воровстве нематериального характера? Приведите примеры из Библии и из современной жизни.

– Сегодня много можно услышать о хищении интеллектуальной собственности, нарушении авторских прав. В Библии же мы читаем о хищении первородства, когда младший брат по подсказке своей матери обманным путем получает благословение своего отца, которое тот собирался дать своему старшему сыну. Это история из первой книги Ветхого Завета об Иакове и Исаве, сыновьях Исаака.

Сегодня ситуация в сфере защиты прав интеллектуальной собственности является крайне неприятной. Быстрое развитие информационных технологий, обеспечивающих практически неконтролируемое и очень дешевое копирование и распространение продуктов интеллектуального труда, способствует широкому распространению пиратства и дестабилизирует сложившуюся систему авторских прав. Прежде всего это касается нарушения авторских прав в области программного обеспечения компьютеров, а также в обороте видео-, кино- и аудиопродукции. По разным оценкам, 70 - 90% этой продукции в России производится и реализуется с нарушением прав их авторов и исполнителей.

Буквально на днях в Санкт-Петербурге мне «посчастливилось» посетить рынок нелицензионной продукции «Юнона». Раньше продавались DVD с фильмами, ворованными с экранов американских кинотеатров, сегодня же на прилавках рынка уже лежат украденные с российских кинотеатров фильмы «Бумер 2», «Жесть» и т.д.! Кроме того, всего за 50 рублей можно купить базу данных ФСБ или ГИБДД. Наверное, далее продолжать эту тему не стоит…

– Посягательство на жизнь человека – смертный грех. Это типичное толкование заповеди “Не убей”. Каковы последствия посягательства на то, что по закону принадлежит другому? Наказуемо ли нарушение заповеди “Не кради”?

– Наказание. В обществе, как мы уже говорили, это порицание или даже смерть. Нужно понимать, что воровство – это очень серьезный порок, разрушающий общество изнутри. Хуже нет, когда брат не доверяет брату. Неприятно, когда к твоему ребенку приходят друзья и тебе приходится убирать деньги и драгоценности с видного места.

Сегодня, когда весь христианский мир взволнован сенсационной публикацией считавшегося утраченным Евангелия Иуды, стоит вспомнить, что воровство из общественной копилки привело одного из двенадцати апостолов к предательству Иисуса. Существует много попыток объяснения, почему Иуда Искариот так поступил, но ясно одно – в центре всего было непреодолимое желание обогатиться. Да и вообще, нельзя заповедь «не кради» рассматривать отдельно от других девяти. Об этом хорошо сказал Иаков: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Если человек ворует, то это говорит о том, что его внутренний мир разрушен и он нуждается в исцелении. Бог может такого человека простить и восстановить. В общем, выход есть.

Казалось бы, столько бумаги изведено под всевозможные рекомендации по борьбе с хищениями. Некоторые даже указывают на справедливость шариата. По такому случаю позволим себе небольшое отступление в виде старой восточной фабулы: «Вора судили показательным судом. В то время как толпа зевак одобрительно наблюдала казнь, «коллеги» осужденного обчистили их карманы».

Да, к нашему общему позору, мы продолжаем уверенно лидировать и в таком деле, как воровство. А избавиться от него не помогут ни кнут, ни пряник, а только духовное возрождение каждого. В противном случае криминально ориентированные элементы будут продолжать политику более справедливого, по их мнению, перераспределение денежных ресурсов общества.

Мариет Кочтюрк