Нередко слышу от фрилансеров, что каждый созвон с заказчиками для них - большой повод понервничать. Еще бы! Сначала ты не знаешь человека и чего от него ожидать, потом начинаешь переживать, туда ли идет проект, и каждое уточнение может выводить из себя, особенно если заказчик считает, что уже всё тебе объяснил.
Но с этим можно бороться!
Просто запомните:
ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ ВСЁ ОБО ВСЁМ.
Если вы не знаете плотность металлизированных конструкций в метрополитене, это не страшно. Вы знаете как об этом написать! А всю необходимую информацию смело просите у заказчика.
Ваша экспертность заключается только в вашей деятельности. И если вы копирайтер, то вы хорошо пишете и умеете показать продукт. А вот о том, что это за аудитория, почему ей нужно продать продукт и какой это продукт, вам нужно спросить у заказчика.
1. Задавать вопросы - нормально.
Особенно если вы предупредите на первом же созвоне, что ничего не понимаете в теме и будете спрашивать много и часто (если понадобится). Обычно и собеседник после этого расслабляется. Во-первых, начинает чувствовать себя экспертом, а во-вторых, понимает, что вы заинтересованы в общей работе.
Как-то раз я работала с крупной компанией по производству готового питания. Они просто обожали вносить правки, особенно в уже опубликованные посты. Раздражало непередаваемо! Но через какое-то время у нас случилась личная встреча и я поняла, что они сами пока не знают, куда идут в маркетинге и все еще выбирают новый tone of voice. Компания уже была известна, но хотела найти новую аудиторию. И весь ее рекламный отдел находился в сомнениях. Отсюда и были вечные правки и недовольство. Через какое-то время мы разобрались, чего друг от друга хотим, и ситуация изменилась.
2. Разговаривайте о проблемах в проекте.
Возможно, ваш заказчик пока сам не понимает, чего хочет. А может быть, его не устраивает ваша работа. Нужен откровенный разговор. Он может быть неприятным, но разве тратить время на неудачный проект или недопонимание лучше, чем выяснить, в чем загвоздка?
Мои знакомые интроверты считают, что все общение можно свести к переписке. Но так думают далеко не все клиенты. Многие из них хотят видеть вас если не на личной встрече, то хотя бы по видеосвязи. Кто-то привык к созвонам. Про любовь некоторых к голосовым сообщениям можно не упоминать. :) Попробуйте найти комфортный для себя режим общения.
3. Установите рамки общения.
Если заказчик любит рассказать о своем видении проекта вечером и ждет от вас, чтобы к 9 утра все правки были внесены - обозначьте свои границы. Укажите, в какие рабочие часы вы готовы обсуждать работу, а когда у вас выходные и вы точно не выйдете на связь. При этом, стоит отдельно отметить, что форс-мажоры вы понимаете и придете на помощь, если будет нужно. Но такие ситуации при налаженных процессах крайне редко происходят.
Как думаете, что еще поможет меньше нервничать при созвонах с заказчиками? Поделитесь в комментариях!