Вот что очень сильно лично мне бросалось в глаза в конце 90-ых, так это прям очевидное убывание самописных VHS-кассет. Ну тех самых трёх или даже четырёхчасовых монстров, записанных с видака на видак, с простой оформленной на печатной машинке наклейкой, без какой-либо хотя б более-менее близкой официальной атрибутики с афишей, кастом и прочими прелестями фирменной продукции. Вот такое вот совершенно бессовестное пиратство как-то прям начало уходить в прошлое, а на смену ему приходило пиратство новое и старательное. Кассеты были всё теми же VHS, но оформлены они были уже почти как настоящие фирменные – на одной кассете один фильм, наклейки если на ней и есть, то это уже типографические стикеры с логотипом выпускающей кинокомпании, всё это дело в коробочке, оформленной по аналогу с «фирмой». И вот такой вот кинопродукции уже в 2000 году было кратно больше даже на том же базаре, про специализированные магазины и ларьки видео-аудио продукции и говорить нечего. А всё почему?! А потому, что к началу того самого миллениума супротив пиратов была развёрнута целая компания элементом которой стала поддержка официальных компаний, выпускающих официальную видео-продукцию по вполне официальному же лицензионному соглашению с правообладателями. И таких компаний, что характерно, становилось всё больше – кроме ОРТ и СОЮЗа начали легализоваться и бывшие «центровые» пираты аж из 80-ых типа Видеосервиса. К тому же таких вот официалов не только становилось больше, но и продукция их дешевела и уже если не была по бросовой цене, то становилась куда более доступной простому обывателю даже в провинции. С этим делом упёртому пирату надо было как-то конкурировать, вот поэтому самописки и начали отмирать.
Казалось бы, рынок начал качественно развиваться … по крайней мере так виделось со стороны. Но не тут-то было. Кроме всего прочего был усилен и контроль за оборотом исходных копий. Поэтому пирату выцепить нулевую копию стало как-то прям трудновато. А уж продублировать её стало ещё сложнее – поди найди хороших актёров дубляжа. Культовые голоса 80-90ых, такие как Гаврилов, Володарский Михалёв и т.п., уже не прокатывали, потребитель жаждал нормальной многоголосой озвучки. И где ж было искать выход упорному пирату из сложившейся ситуации? А всё просто – пойти по одному из двух путей: либо договориться с местечковым кинотеатром и снять у них прокатную копию, либо пойти самому в кинотеатр с видеокамерой и снять всё как есть с экрана. Первое требовало дополнительных затрат и несло в себе достаточно серьёзные риски, потому и «пиратки» с подобными копиями стоили не сильно дешевле официальной продукции, но всё же дешевле. А вот второе … О! Это было и дёшево, и весело и если и несло в себе какие-то риски, то совершенно минимальные. От того таких вот копий становилось всё больше и больше. Конечно же конечного потребителя такие «пиратки» раздражали – картинка была не очень, звук был и того хуже, нередко в кадре появлялись тени снующих по нужде впереди сидящих зрителей. Но всё же это было определённым символом времени.
Вот к чему я всё это вспоминать начал? А всё к тому, что в 2000 году все киноновинки приходили ко мне в виде тех самых «лицензионных-экранок». Качество по техническим характеристикам у них в основном было второго сорта, но оно ни в коей мере не могло снизить содержательной крутости фильмов того интересного года. Отдельные из этих славных кинолент, особенно запомнившихся мне и оказавших на меня неизгладимое впечатление, я хочу вспомнить сегодня:
Самым ярким для меня образчиком тогдашнего видеорынка новинок стал наш родной и всенародно любимый (хотя, конечно не вполне мне понятно откуда у него такой статус и почему у него такие рейтинги) фильм Брат 2. Как сейчас помню, как мой друг детства приходит ко мне с соответствующей видеокассетой, мы ставим её в плеер и вот оно! «Отлично сделал Балабанов! Даже картинка как в первой части и звук такой вот нарочито-приглушённый. Отличный режиссёрский ход, благодаря которому линейный триллер всё же остаётся авторским кино» – говорим мы друг другу. Ха! Как же мы были удивлены, когда увидели этот фильм по ТВ с должным качеством картинки и уровнем звука! Вот так вот «экранка» только добавила мощи к и без того классному фильму. Примерно такое же околонуарное очарование «экранка» добавила ещё одному произведению отечественного современного искусства, разобранного на цитаты, как ДМБ. Хотя, конечно же, конкретно этот фильм можно смотреть и восхищаться даже если он будет чёрно-белым, с лютой рябью и западающим звуком. Его создателям удалось попасть не просто в самое «сердце» армейского быта, но и сбить яблочко всего тогдашнего (да, пожалуй, что и сегодняшнего) общества в целом.
Из зарубежного кино в памяти в первую очередь всплывают две «экранки» поменявшие моё отношение к авторскому кино. Благодаря им я понял, что это самое авторское кино может быть не только нудным заумным фестивальным занудством, но и вполне динамичным и при этом довольно-таки интеллектуальным зрелищем. Здесь я имею в виду Большой Куш Гая Ричи и Реквием по мечте Даррена Ароноффски. Оба фильма были экранками не второго, а первого сорта и озвучены они были точно и наверняка … а вот не помню, как и кем, но точно не товарищем Гоблином. Это было уже потом, ближе году к 2002-у, когда пошло видео для компьютеров. Ещё про эти копии помню, что качество картинки там было просто потрясающим, а вот звук местами очень сильно отставал. Но даже это не мешало погружаться в безумные перипетии жизни мелких мошенников и ужасы быта героиновых наркоманов.
Как бы это не было странным, но авторское кино в 2000 году так и шло ко мне в руки нескончаемой чередой. Но были и такие, которые были и на «экранках» второго типа. Такой, например, была картина, Танцующая в темноте Ларса фон Триера. Качество конкретно этой кассеты было такое, что я почти ничего не увидел и мало чего услышал. То есть в фильме-мюзикле, в котором важна картинка, я даже сюжета толком не понял. Но эта странная копия зародила во мне азарт таки посмотреть этот фильм с хорошим звуком и адекватным видеорядом. Естественно впоследствии я нашел хорошую копию, посмотрел и ох как восхитился от увиденного и услышанного – сказать, что там всё оригинально, неповторимо и очень проникновенно, всё равно, что ничего не сказать.
Что характерно, но зрелищное кино попадало ко мне в основном на «экранках» первого типа. И даже звук там был великолепен. Это мне, а вот моим друзьям и товарищам могли попадаться иные «экранки». Очень хорошо помню, как я искренне восхитился от масштаба съёмок, спецэффектов и сюжета Гладиатора, Поле битвы – Земля и Шестой день. Естественно мне хотелось поделиться впечатлениями с друзьями и тут вдруг выясняется, что многим это всё совсем не зашло. А всё потому, что многие не то, что бы не поняли сюжета и не прониклись визуальными ходами, они даже не узнали Кроу, Траволту и Шварценеггера.
Хотя и у меня у самого такое было. По достоинству оценить уровень, класс, мощь и красоту таких фильмов, как Пляж, Крадущийся тигр, затаившийся дракон и Любовное настроение я смог только годы спустя. Просмотр же всех этих картин на тех самых слепых и глухих «экранках» так и не позволил мне понять причём тут волшебная игра Лео в интерьерах райского сада, о каких великолепных кунг-фу ходах речь и причём здесь живопись в кинематографии.
С другой стороны, были и такие фильмы, которые были не поняты мной как тогда на «экранке», так и потом. При всём моём уважении, но Очень страшное кино – это очень слабое кино. Хотя, безусловно, степень и уровень его культовости я не оспариваю, оно вполне себе в духе времени и сделано, оно довольно занятно, но всё же, но всё же … Но вот парадокс, без него представить себе, как 2000 год, так и вообще эпоху молодёжного кино начала 00-ых я не могу. Это такой вот безусловный элемент моего культурного контекста.
В большом и плотном потоке «экранок» были и исключения. Памятным и даже очень стало одно единственное кино. Причин на то было две. Во-первых, это была выданная мне мажорным одноклассником абсолютно лицензионная копия фильма, уложенная в пластиковый бокс-книжку и снабжённая ещё постером и довольно пухлым рекламным буклетом-каталогом. Во-вторых, сюжет киноленты был просто умопомрачительным, такого в те годы я себе даже представить не мог. Это вот всё я про Королевскую битву. Что странно, была она по тем годам даже в некотором смысле культовой, люди даже денег не жалели на покупку дорогих копий. А вот сейчас я даже не уверен, что о ней кто-нибудь помнит. Тому есть живой пример. Буквально два года назад один мой товарищ расхваливал мне Игру в кальмара, на что я ему говорю, что мол в этом есть что-то от Королевской битвы. Он мне на это: «А что это за фильм такой?». Самое странное, что именно с этим товарищем я смотрел Битву в первый раз с той самой крутейшей лицензии … такие дела.
Кроме всего прочего я конечно же помню ещё такие фильмы, как Угнать за 60 секунд, Девять ярдов, Багровые реки, О, где же ты, брат, Дневник его жены, Ландыш серебристый, но посмотрел я конкретно эти картины уже в другие годы, при иных обстоятельствах и с совсем других носителей. Было конечно же в 00-ом и много чего ещё, но всех архивов не поднять. Вот было бы не плохо, если вы поделитесь со мной своими воспоминаниями.
А у меня на сегодня всё, спасибо за внимание и до новых встреч.