Найти в Дзене

Русские в Конго. История и современность.

Оглавление

Пригожин – не только Евгений

Если в наши дни слышишь «Африка» и «Пригожин», то на ум сразу приходит ставший широко известным в последнее время персонаж, очень с виду напоминающий действующего Папу Римского. Между тем, Центральная Африка и, в частности, бывшее Бельгийское Конго (сейчас Демократическая Республика Конго, ДРК) знают и других русских по фамилии Пригожин, которые оставили заметный след как в их истории, так и в мировой науке.

Например, Александр Романович Пригожин - бельгийский орнитолог российского происхождения. Родился в Москве в 1913 году в еврейской семье. Его отец Роман (Рувим) Абрамович Пригожин был инженером-химиком, а мать Юлия Вихман - пианисткой. Через четыре года в семье родился ещё один мальчик, который по прошествии многих лет стал всемирно известным учёным, получившим в 1977 Нобелевскую премию по химии – Илья Романович Пригожин (годы жизни 1917–2003).

В 1921 году Пригожины решили покинуть Советскую Россию и перебрались в Литву. Годом позже они переехали в Германию. Однако, в связи с ростом антисемитских настроений в стране, в 1929 году им пришлось уехать оттуда и обосноваться в Бельгии.

Начальное и среднее образование братья Пригожины получали в школах Берлина и Брюсселя. Впоследствии оба учились в Свободном Университете Брюсселя. Александр Романович закончил докторантуру по химии и в 1938 году уехал в Бельгийское Конго в качестве минеролога. Центральная Африка в те времена переживала бум геологических изысканий, специалисты по минералогии были там весьма востребованы и могли рассчитывать на очень приличное жалование. Однако, его карьера в этой области продлилась недолго. Однажды, во время охоты Пригожин серьёзно повредил руку и с тех пор ему было весьма затруднительно носить тяжёлое оружие и снаряжение. В 1946 году ему посчастливилось повстречаться с Анри Шоутеденом, директором музея Бельгийского Конго. Последний убедил его заняться менее тяжёлым в плане физических нагрузок делом – участвовать в масштабном проекте по сбору сведений о птицах Бельгийского Конго.

То, что начиналось как хобби, со временем превратилось для Пригожина в дело всей жизни. В течение многих лет кропотливой работы в самых отдалённых и ранее не изученных местах Бельгийского Конго им было собрано и описано более 2000 видов птиц, в том числе ранее неизвестных науке. Самым большим достижением стало открытие в 1951 году нового вида совы из рода Phodilus. В этом виде имя орнитолога было увековечено – Phodilus Prigoginei. Впоследствии имени Пригожина удостоились ещё четыре открытых им вида африканских птиц, а также два вида млекопитающих и один вид змей.

Александр Пригожин в Бельгийском Конго. Википедия.
Александр Пригожин в Бельгийском Конго. Википедия.

Александр Пригожин получил широкое признание орнитологов всего мира. Поддерживал научные контакты также и с советскими учёными. В отличие от своего брата Ильи, который построил свою научную карьеру в США и писал свои работы на английским, Александр Романович до конца своих дней думал и писал на русском.

В 1986 году Пригожин перенёс операцию на сердце и ему пришлось серьёзно снизить рабочую нагрузку. Его состояние неуклонно ухудшалось и в мае 1991 года Александр Романович скончался в Брюсселе.

В Африке Александр Романович оставил не только научный след, но также и своих потомков. Проживая на востоке Бельгийского Конго, он обзавёлся местной женой, у которой от него родились дети. Его сын стал довольно известным и влиятельным в стране человеком. Как и родители, он постоянно проживал в городе Гома и всю жизнь носил фамилию ПригожИн.

Он никогда всерьёз не занимался политикой, но был близким другом многолетнего бессменного лидера страны – Мобуту Сесе Секо. Последний часто приезжал к нему в Гому, чтобы отдохнуть от тяжкого бремени управления огромной и проблемной страной. Они вместе уезжали охотиться и рыбачить в угодьях национального парка Вирунга. В 110 километрах к северу от Гомы в местечке Рвинди сохранились остатки роскошного для своего времени охотничьего отеля, который, считается, принадлежал Пригожину-сыну. С началом дестабилизации обстановки на востоке Конго в 90-х годах заведение пришло в упадок и сейчас от него остались заброшенные остовы ранее весьма живописных бунгало, среди которых нашли пристанище толпы вездесущих бабуинов.

Бывший охотничий отель в Рвинди. Фото автора.
Бывший охотничий отель в Рвинди. Фото автора.

С отстранением от власти Мобуту в 1997 году младший Пригожин потерял своё былое влияние в провинции, хотя продолжил вести довольно успешный разнопрофильный бизнес. На востоке Конго полыхала гражданская война и жизнь в городе Гома стала далеко не безопасной. В середине нулевых сын Александра Пригожина был убит в своей машине в результате бандитского нападения.

Пригожин-сын в компании военных наблюдателей ООН. Гома, 2003 год. Фото капитана 3 ранга Лупиновича (слева).
Пригожин-сын в компании военных наблюдателей ООН. Гома, 2003 год. Фото капитана 3 ранга Лупиновича (слева).

У него остались дети, которые и по сей день проживают в городе Гома. В 2014 году представился случай познакомиться с его сыном Альбертом Пригожиным и погостить несколько дней в его фамильном доме в живописном месте на берегу озера Киву. Доводилось пересекаться и с другими довольно светлокожими персонажами, которые говорили, что имеют отношение к семье Пригожиных, впрочем, установить их реальную родственную связь с известным русским учёным оказалось довольно затруднительно.

Наше Луеше

В глухих дебрях Северного Киву в ста километрах на север от города Гома расположен рудник Луеше. Его на сегодняшний день можно назвать самым русским местом Демократической Республики Конго. Начать с того, что в 1959 году в этих краях бельгийский геолог русского происхождения Александр Сафьянников открыл новый ниобий-содержащий минерал, который назвал по имени местного топонима «луешит».

Сафьянников происходил из семьи потомственных военных. Родился он в 1903 году на территории современного Китая в бывшем на то время российским городе Дальний (Далянь). Во время гражданской войны сражался в армии Колчака. С 1920 по 1922 год обучался в Военно-морской академии во Владивостоке. В 1922 году эмигрировал во Францию, где в 1926–1927 годах получил степени в области естественных наук в Парижском университете и инженера-геолога в Университете Нанси.

С 1929 по 1931 год он проводил геологические изыскания в ряде африканских колоний Франции. После этого по приглашению бельгийской горнорудной компании он отправился работать в Бельгийское Конго. Со временем он возглавил крупную компанию Minière des Grands-Lac. В 1950 году он стал гражданином Бельгии. Помимо луешита, Сафьянников открыл в Конго ещё три минерала: микролит, ранкамайт и разновидность пирохлора, названную в его честь «сафьянниковит». Пирохлор также является ниобий-содержашим минералом и является основой сырьевой базы рудника Луеше.

На востоке Бельгийского Конго (впоследствии Заира) Александр Сафьянников прожил более сорока лет. Помимо своей основной работы он проводил этнографические исследования народностей лега и вабембе и опубликовал на этот счёт ряд монографий. Скончался учёный в Бельгии в 1988 году.

Александр Сафьянников. Википедия.
Александр Сафьянников. Википедия.

Рудник Луеше, между тем, стал одним из основных источников ниобиевого сырья в мире, уступая по качеству и объему запасов лишь двум месторождениям в Бразилии. В 1983 году добычу пирохлора и производство ниобиевого концентрата на руднике начала совместная конголезско-немецкая компания СОМИКИВУ (SOMIKIVU - Société Minière du Kivu).

Работа рудника продолжалась до 1993 года, когда ситуация с безопасностью на востоке ДРК резко ухудшилась и началась полномасштабная гражданская война, в которой впрочем не обошлось без участия иностранных интервентов. Территория рудника постоянно переходила из рук в руки различных вооружённых группировок и о полноценном производстве не могло быть и речи. В 2000 году бывший менеджер немецкой компании-акционера СОМИКИВУ Карл Альберс, договорившись с боевиками, возобновил производство и выдавал на-гора ниобиевый концентрат целых четыре года. Боевики охраняли рудник и транспортировку готовой продукции до ближайшей границы. Естественно, их главари были в доле, а конголезское государство не получало никаких налогов и таможенных отчислений.

В 2007 году, по согласованию с правительством ДРК, в Луеше началось восстановление производства российской промышленной группой «Росспецсплав» во главе с Сергеем Игоревичем Гильваргом, который в том же году стал Почётным консулом ДРК в Екатеринбурге. В 2009–2010 годах в Луеше была произведена ограниченная партия ниобиевого концентрата. В виду возобновившихся военных действий в регионе, наладить постоянное полноценное производство в то время так и не удалось.

С относительной стабилизацией обстановки, в 2014 году «Росспецсплав» (современное название «МидЮрал») совместно с немецкими партнерами возродил акционерное общество СОМИКИВУ и приступил к осуществлению мероприятий по восстановлению карьера, обогатительной фабрики, транспортной и социальной инфраструктуры Луеше. Автор этих строк принимал непосредственное участие во всём этом, в период с 2014 года занимая должность генерального директора АО СОМИКИВУ.

С.И.Гильварг и Глава миссии ООН в ДРК Мартин Коблер посещают Луеше, 2014 год. Фото автора.
С.И.Гильварг и Глава миссии ООН в ДРК Мартин Коблер посещают Луеше, 2014 год. Фото автора.

За год с небольшим в рабочем посёлке были капитально отремонтированы школа и больница. Построена система снабжения посёлка чистой питьевой водой. Ранее местные жители пользовались водой из реки и, вследствие этого, был очень высокий уровень желудочно-кишечных заболеваний, который с вводом в строй нового водовода сократился на порядок. Были отремонтированы десятки километров местных дорог.

Луеше был и остаётся на сегодняшний день самым масштабным российским проектом, реализуемым в Демократической Республике Конго. К сожалению, пока что ситуация с безопасностью в провинции Северное Киву оставляет желать лучшего. Рудник с 2021 года находится под контролем повстанческого движения М-23 и в настоящее время не функционирует.

След русской эмиграции

Наши соотечественники впервые появились на территории современной ДРК ещё в конце XIX века. Первым из них был, по всей вероятности, Василий Васильевич Юнкер (1840–1892) – этнограф, географ и путешественник, один из пионеров российского исследования Африки. В 80-х годах позапрошлого века он исследовал бассейн реки Конго и область водораздела между Нилом и этой великой африканской рекой. Экспедиция совершалась от имени Русского географического общества и русский флаг был поднят над этими землями практически одновременно с бельгийским.

После Юнкера какое-либо заметное присутствие русских в Бельгийском Конго возобновилось лишь в 20-х годах XX века. После Октябрьской революции многие представители технической интеллигенции нашли убежище в Бельгии. Как и в наши дни, иммигранты в массе своей тогда также не могли рассчитывать в Европе на работу, достойную их знаний и квалификации. Поэтому, многие их них принимали предложения бельгийских компаний о работе в африканской колонии, где быстрыми темпами развивались промышленность, транспортная инфраструктура, сельское хозяйство и ощущалась высокая потребность в специалистах самого разного профиля.

В отличие от сытых и благостных бельгийцев, которые не спешили отправляться за три моря в неведомую дикую страну, для русских это зачастую был единственный шанс найти высокооплачиваемую работу, соответствующую их уровню образования. Русским бельгийцам терять было нечего, в результате многие из них так или иначе связали с Конго свою судьбу. Кто-то работал пару-тройку лет по контракту, кто-то остался там на всю жизнь. Есть оценочные данные, что в 20-е – 50-е годы в Конго работало порядка 600 наших соотечественников.

Среди наиболее выдающихся можно отметить Бориса Андреевича Вилькицкого (1885–1961), героя Порт-Артура, известного исследователя Арктики, именем которого назван пролив между Таймыром и Северной Землёй и ещё с десяток арктических топонимов. Во время гражданской войны он некоторое время служил при белогвардейском правительстве автономной Северной области в Архангельске, а в 1920 году эмигрировал в Англию. В России у него было звание контр-адмирала, а в Бельгийском Конго он с 1926 по 1928 год работал начальником бригады по гидрографическому изучению низовьев реки Конго. На основе собранных им материалов были составлены карты и лоция устья реки Конго с прилегающей акваторией Атлантического океана.

Б.А. Вилькицкий. Википедия.
Б.А. Вилькицкий. Википедия.

Ещё один русский моряк и герой-полярник Борис Александрович Нольде (1885–1936), чьим именем названа губа в Восточно-Сибирском море, в Бельгийском Конго с 1925 по 1928 год работал сотрудником транспортной компании, занимавшейся морскими и речными перевозками.

Б.А.Нольде. Википедия.
Б.А.Нольде. Википедия.

Варламов Николай Иванович (1910–1976), геолог. Донской казак по рождению. Семья в 1920 году эмигрировала в Бельгию. В 1934 получил диплом горного инженера в университете Льежа. С 1934 по 1960 работал геологом-разведчиком в Бельгийском Конго, Руанде, Бурунди, на Мадагаскаре и в других африканских странах. Занимал должности главного инженера и директора горнорудных компаний. В 1960 году после обретения страной независимости был вынужден с семьёй бежать из Конго. Впоследствии также вёл разведку полезных ископаемых в Чили.

В 1964–1975 годах был советником Секретариата ООН в Нью-Йорке по вопросам разведки полезных ископаемых в Африке. Именем Н. И. Варламова назван открытый им минерал варламовит.

Новые русские в Конго

Рассказ о русском следе в Конго будет неполным без упоминания выходцев из бывших стран Советского Союза, которые в больших количествах стали появляться в стране в 90-е годы, которые в Заире/ДРК были не менее лихими, чем на просторах СНГ. Оставшиеся не у дел в России, на Украине, в Молдавии, Казахстане и прочих советских республиках профессиональные лётчики стали наниматься в местные авиакомпании, которые занимались перевозкой ценных минералов и оружия, зачастую не имея должного юридического оформления и полноценной ремонтно-эксплуатационной базы. Авиатехника была старая советская, зачастую выслужившая все положенные сроки. Аварии и катастрофы случались с завидной регулярностью. Но советских это никогда не останавливало. Платили, по меркам родных стран, довольно неплохо. Пятьсот долларов тогда были очень большие деньги.

Крушение Ан-32 в аэропорту города Гома.
Крушение Ан-32 в аэропорту города Гома.

В 90-х и нулевых в Конго наведывалось немало наших соотечественников, преимущественно авантюрного склада характера, которые пытались наладить нехитрый, но прибыльный бизнес, главным образом, в сфере не всегда легального майнинга. Практически ничего не известно о горнорудных проектах, которые просуществовали более-менее продолжительное время. Как правило, мечты о лёгкой наживе разбивались о суровую африканскую реальность. В Гоме как-то довелось повстречать братьев из одной горной республики, которые на первых порах наладили добычу и переработку минерала касситерит. Однако, природная кавказская горячность и нежелание мириться с неспешной и часто небескорыстной работой местной бюрократии привели к нешуточному конфликту с властями провинции. Братьев подвергли аресту, отобрали паспорта и в дело пришлось вмешаться российскому посольству. Насколько известно, впоследствии они благополучно убыли на Родину.

Показательна история одной семейной пары, уже не молодых лет, которая попыталась организовать бизнес в сфере автобусных пассажирских перевозок в столичном регионе. Предсказуемо бизнес не задался. Уже после нескольких рейсов автобусы были практически полностью разукомплектованы благодарными пассажирами, видимо, не без участия самих водителей.

С мечтой об обслуживании российских горнорудных проектов в ДРК в Киншасе открылся и несколько лет просуществовал Mining Bank of Congo от российской инвестиционно-финансовой компании «Метрополь». О больших успехах банка на ниве кредитования история сведений не сохранила, однако его генеральный директор Валерий Редькин впоследствии написал по мотивам своей жизни в стране довольно увлекательную книгу «Как мы открывали банк в Африке».

В 1999 году была развёрнута Миссия ООН в Демократической Республике Конго MONUC. В 2010 году миссия была переименована в Миссию ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго MONUSCO. С самого начала в миссии начали нести службу российские военные наблюдатели. Первопроходцами стали Николай Алексеев, Михаил Ануфриев и Василий Василовский. В последующие годы российский миротворческий контингент был серьёзно усилен и в определённые периоды насчитывал до 27 офицеров Вооружённых Сил и МВД. К сожалению, двоим нашим офицерам не суждено было вернуться живыми на Родину. 26 апреля 2003 года в результате подрыва автомобиля на противотанковой мине в провинции Итури погиб майор Вячеслав Бударин. 29 марта 2022 года при проведении авиационной разведки в Северном Киву в результате обстрела с земли и последующего крушения вертолёта погиб подполковник Алексей Мизюра. В честь обоих офицеров в Посольстве РФ в Киншасе установлены мемориальные доски.

Открытие мемориальной доски А.Мизюры в посольстве РФ в Киншасе. Рядом с ранее установленной доской в честь В.Бударина. Фото с сайта "Ветеранские вести" vvesti.com.
Открытие мемориальной доски А.Мизюры в посольстве РФ в Киншасе. Рядом с ранее установленной доской в честь В.Бударина. Фото с сайта "Ветеранские вести" vvesti.com.

Полковнику Игорю Бирюкову повезло остаться в живых, хотя пришлось пережить захват и пребывание в заложниках у одной из повстанческих группировок. В ходе многодневного блуждания по джунглям он рисковал быть застреленным в любой момент. Это случилось в июне 2003 года. Более подробный рассказ о герое и моём хорошем друге опубликован в статье «Африканская сага полковника Бирюкова» в Независимом военном обозрении https://www.ng.ru/problems/2020-03-12/12_1085_africa.html.

***

Следует признать, что здесь приведён далеко не полный перечень русских имён, которые достойны быть упомянуты в связи с их деятельностью на земле Демократической Республики Конго. И, очевидно, что история российского проникновения в эту страну продолжает писаться в наши дни и мы ещё имеем шанс узнать новые имена и связанные с ними события, как положительного, так и, увы, отрицательного свойства.

Москва, август 2023