Традиционализм: ключ к будущему

Слышу голос, голос спрашивает строго - А сегодня что для завтра сделал я? Песня “прекрасное далеко” из культового фильма “гостья из будущего” ассоциируется у нас с ностальгией по ушедшему детству.
Слышу голос, голос спрашивает строго -
А сегодня что для завтра сделал я?

Песня “прекрасное далеко” из культового фильма “гостья из будущего” ассоциируется у нас с ностальгией по ушедшему детству. Услышав знакомую мелодию, мы вспоминаем уютный уголок мира, в котором нет катастроф и войн, кризисов и эпидемий, есть лишь бесконечное прекрасное далёко. Обещание позитивного будущего, полностью преодолевшего социальное неравенство, экономические проблемы и насилие оказалось красивой и пафосной ложью. Вера в социальный прогресс обожествила технологии и науку. Вся наивная сказка о “светлом будущем” строилась вопреки эмпирическим фактами истории. С детской наивностью мы верили, что не повторим ошибки прошлого, что человечество в очередной раз не прыгнет на грабли.

В ментальном смысле мы так и не преодолели заблуждения XIX века. Нам казалось, что исключительно технологический прогресс позволит нам избавить от злокачественных родовых комплексов человечества.

Но уже через год после выпуска “гостьи из будущего” весь мир услышал новую мелодию, страшный и неказистый звук треска счётчика Гейгера. Взрыв Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года остудил веру в силу мирного атома. Человечество, опьянённое нежной колыбельной прогресса, столкнулось с невиданной экологической катастрофой.

В середине 80-ых миллионы советских граждан с наивной инфантильностью следили за приключениями шестиклассницы Алисы Селезнёвой из далекого 2084-ого года. Но уже сейчас мы понимаем, что утопическое будущее, показанное в этом фильме очень далеко от нашей реальности. Мы живём в эпоху, когда мечты о межзвездных перелетах заменились мечтами о новом айфоне или дорогом спорткаре, мы живём в эпоху, когда технологии сделали большинство людей ментальными инвалидами, не способными сконцентрировать внимание более чем на 30 секунд.

Всё это конечно можно списать на ретроградный, реакционный бред и продолжить спокойно почивать на лаврах потребительского общества сакрализировавшего товарные знаки, потерявшего связь с объективной реальностью в бесконечном потоке информационного шума. Но уже сейчас, столкнувшись с относительно небольшими вызовами (пандемия COVID-19, военный конфликт на Украине), весь гедонистический императив современности трещит по швам. Современные дети вряд ли поймут мечты о светлом будущем, современные подростки страдают от эпидемии депрессии и глубокого кризиса идентичности. И всё это несмотря на высокий уровень жизни и потребления. В развитых странах постоянно растет уровень самоубийств, алкогольной и наркотической зависимости, люди страдают от тотальной усталости. Оказывается, что человек, низведенный до Homo economicus, через какое-то время начинает сходить с ума от бессмысленности собственной жизни.

В этих условиях приходится констатировать: современность глубоко завязла в прошлом, она уже не способна справиться с новыми вызовами и постоянно повторяет ошибки прошлого.

Для достижения будущего нам необходимо преодолеть кризис современности.

Глобальная тюрьма либерализма и консервация упадка

"Современная цивилизация толкнула человека вперёд; она произвела в нём потребность в увеличивающемся количестве вещей; она сделала его все более и более неудовлетворённым самим собой и бессильным. Таким образом, всякое новое намерение и технологическое открытие на самом деле является не завоеванием, а поражением и новым ударом кнута в постоянно убыстряющейся гонке, слепо происходящей в системе обусловленностей, всё более серьёзных и необратимых. И это, по большей части, происходит незамеченным".

"Восстание против современного мира"

Юлиус Эвола

Приближается тёмная эра человечества. Распад устоявшихся международных институтов и глобалистских организаций становится вопросом времени. При этом государственные системы, построенные в Новом времени, не справляются с объективными вызовами. Поведение бюрократии в большинстве развитых стран носит ситуативный и хаотический характер. Более того, многие политические лидеры современного мира просто не осознают многих угроз и степени их опасности. Это видно на примере беспечного отношения к технологиям ИИ и нейросетям. Стоя на позиции высокомерного антропоцентризма, мы не ощущаем угрозы со стороны искусственного разума. Хотя даже на современном этапе развития он может представлять угрозу для всего человечества. Уже сейчас технологии big data могут формировать политическую повестку и искажать восприятие миллионов пользователей социальных сетей.

Даже если мы находимся в рамках неолиберальной парадигмы, эти технологии могут поставить под сомнения возможность сохранения свободы человека. Можем ли мы говорить о сохранении свободы выбора, когда личность любого индивида может быть подвергнута искусственным изменениям? Благодаря незаметной таргетированной рекламе можно навязать не только товары и услуги, но и определенный образ жизни, видение мира и политической ситуации. Высокие технологии, узурпированные отдельными корпорациями, могут привести мир лишь к мягкому тоталитаризму.

Слышу голос, голос спрашивает строго - А сегодня что для завтра сделал я? Песня “прекрасное далеко” из культового фильма “гостья из будущего” ассоциируется у нас с ностальгией по ушедшему детству.-2

Либеральная публика часто пугает нас призраками фашизма или коммунизма, видя во всех альтернативных политических движениях усы Сталина или Гитлера. При этом она старается не замечать, как унилатеральная (однонаправленная) глобализация уже построила огромный цифровой концентрационный лагерь. Недавно Илон Маск поделился с общественностью, как компания Twitter сливала и манипулировала персональными данными тысяч пользователей в угоду правительства США. Либералы правы: такой степени контроля, к тому же, прикрытым пафосными словами о правах человека и демократии, не добился ни один тоталитарный режим XX века.

Что же делать, вот она такая, эпоха… Высокие технологии мы должны оплачивать властью транснациональных корпораций и утерей части личной свободы. Все это, конечно, ради общего блага?

Подобные явления преподносятся прогрессистскими силами как неизбежный ход вещей. Массово проповедуется технологический детерминизм, который “естественным” образом меняет жизнь общества. Любая скептическая точка зрения автоматически объявляется ересью примитивных маргиналов или религиозных фанатиков. Но если мы подойдем к изучению современного общества с объективной точки зрения, то никакой “естественности” мы не увидим.

Слышу голос, голос спрашивает строго - А сегодня что для завтра сделал я? Песня “прекрасное далеко” из культового фильма “гостья из будущего” ассоциируется у нас с ностальгией по ушедшему детству.-3

Для выявления симптомов болезни нашего общества обратимся к эксперименту американского этолога Джона Кэлхуна, проведенного в 1972 году. Исследование получило название “Вселенная – 25”. Цель - выявление поведенческих особенностей грызунов, помещенных в максимально комфортную среду обитания. Для них был организован настоящий мышиный рай: поддерживалась комфортная температура, присутствовало большое количество еды и воды, исключалась возможность возникновения инфекций. На первом этапе эксперимента ничего не предвещало беды: в идеальных условиях происходил экспоненциальный рост численности со стабильным удваиванием популяции каждые 55 дней. Через какое-то время среди грызунов начали происходить вспышки агрессии, самки становились более нервными и порой самостоятельно убивали своих детенышей. Из-за старения популяции многие молодые особи не могли найти себе место в иерархии и изгонялись. Подавленные, они начинали вести пассивный образ жизни. На финальных стадиях эксперимента многие мыши отказывались от размножения, распространился гомосексуализм, девиантное поведение и, несмотря на избыток пищи, каннибализм. На 1780 день эксперимента вся популяция вымерла.

А теперь внимательно спросите себя: это вам ничего не напоминает? Условия мышиного рая во многом соответствуют условиям современного потребительского общества. Проблемы старения населения, демографического спада, распространение сексуальных девиаций, убийства своего потомства (аборты), общая пассивность населения, рост психологических расстройств. Все эти симптомы являются привычными для неолиберального общества и постулируются как естественная норма. Но то, как мы видим подобное состояние, является следствием противоестественных условий чрезмерного комфорта.

Главной идеей фикс глобализма было достижение для всего челночества состояния так называемого “конца истории”. Триумф универсальной западной идеологии с постепенной аннигиляцией национальных государств, отдельных культур и цивилизаций должен был привести всех нас в “дивный новый мир”. Эта повестка была и остается во многом мейнстримом. Любой, не признающий этих вожделенных мечтаний, объявляется врагом свободного мира. Конечно, прозорливый читатель заметит, что всех эти инфантильные мечты разбились самолётом о небоскреб 11 сентября 2001 года.

Остается лишь наблюдать за абсурдными потугами либералов оправдать усиливающийся режим “мягкого тоталитаризма” борьбой за права меньшинств, борьбой с хейт-спичем и т.д.

Некоторые могут возразить: современный неолиберализм ушел очень далеко от своего прародителя конца XVIII - начала XIX века, и является его фальшивой копией. В погоне за всеобщим равенством, он отказался от идеалов Просвещения. Что же, давайте тогда взглянем на его генезис.

Слышу голос, голос спрашивает строго - А сегодня что для завтра сделал я? Песня “прекрасное далеко” из культового фильма “гостья из будущего” ассоциируется у нас с ностальгией по ушедшему детству.-4

Для начала нам неизбежно придется коснуться любимой интеллектуальной игры: деления на левых и правых. Вокруг этого вопроса постоянно разворачиваются идеологические баталии, бесконечно ломаются копья в выяснениях кто тут левак, а кто правак. Приходится констатировать, что современная политическая философия глубоко завязла в болоте французской революции. Прошло уже два века как мы не можем преодолеть деление французского конвента, где с левой стороны сидели сторонники республики, секуляризации и отмены сословных привилегий, а с правой - сторонники монархии и устоявшегося социального порядка. Со школьной скамьи мы впитываем в себя идеологические мифы французской революции. Кажется логичным, что мы должны поддерживать борцов за свободу, равенство и братство, а не застаревшую аристократию, трясущеюся за свои сословные привилегии. Ведь, как считается, французская революция принесла прогресс в законсервированное болото европейских монархий, позволила освободить огромные социальные силы общества. При этом, зачастую реальные исторические события игнорируются в угоду идеологическим мифам. Красивые памфлеты прикрывают ужасы якобинского террора, крики о свободе и равенстве заглушают в исторической памяти ликование французского плебса, опьяненного всеуравнивающей силой гильотины. Даже в современной России остается сильным влияние советской школы, возводившей тиранию Робеспьера и Дантона в ранг социального подвига на благо народа. При этом мы до сих пор боимся признать: французская революция разрушила Францию. Наполеон - гениальный политтехнолог своего времени: во имя идеи панъевропейской империи утопил народы в крови. Своим раздутым тщеславием он разрушил былое могущество Франции, отправив миллионы её сынов на бессмысленную смерть. Странным образом царство Разума неизбежно приводит к тысячам жертв, диктатуре и агонии свободы.

И пламенный трибун предрек, восторга полный, Перерождение земли. Уже сиял твой мудрый гений, Уже в бессмертный Пантеон Святых изгнанников входили славны тени, От пелены предрассуждений Разоблачался ветхий трон; Оковы падали. Закон, На вольность опершись, провозгласил равенство, И мы воскликнули: Блаженство! О горе! о безумный сон! Где вольность и закон? Над нами Единый властвует топор. Мы свергнули царей. Убийцу с палачами Избрали мы в цари. О ужас! о позор! "Андрей Шенье" А.С. Пушкин

В определениях правых и левых внимание акцентируют на малозначимых деталях: экономических, социальных и психологических критериях. При этом из внимания упускается фундаментальное философское обоснование политических взглядов. Для нашего времени в целом характерно презрительное отношение к философии как третьеразрядной науке. Ведь в мире победившего homo economicus вечные вопросы бытия играют малозначимую роль. Духовные основы опускаются в угоду более практичным проблемам.

А вот тут и зарыта причина упадка западной цивилизации. Деление на правых и левых следует определять, во-первых, отношением к онтологии. Левые политические теории исходят из материалистического понимания мира. То есть, первичности материального над духовным. Правые, наоборот, стремятся обосновать позицию первостепенной роли духовного над материальным. В рамках таких критериев почти все современные политические течения, начиная от коммунизма, социализма, социал-демократии, либерализма, национализма и даже мейнстримного консерватизма следует относить к левым. И вправду, вспомните, когда вы последний раз видели политика, обращающегося к духовным основам? В современном обществе говорить о таком неприлично. На Западе за подобное вас неизбежно назовут нацистом, фашистом и т.д. У нас в стране дела обстоят чуть лучше, и даже президент обращается к духовным ценностям. Хотя уже на уровне депутатов Государственной Думы, чаще всего избирателей завлекают “холодильникократией”.

Во-вторых, левых и правых определяет отношение к иерархии и равенству. Стоит заметить, что речь не идет о равноправии (юридическом равенстве) или равных возможностях. Мы говорим именно об антропологических основах. Левые течения постулируют принципы максимально возможного эгалитаризма. Любая социальная иерархия приравнивается к абсолютному злу. Но даже здесь левые приходят к противоречию с самими законами природы. Теория “первобытного коммунизма”, выдвинутая Марксом и Энгельсом (на основании которой они и считали неизбежным установление подобного социального порядка на более высокой стадии развития общества), многократно была опровергнута антропологами. Даже в животном мире мы видим жесткую иерархическую структуру. Говорить о естественном генетическом неравенстве людей думаю не придется. Правые течения, наоборот, считают неравенство и иерархию неизбежными, гарантирующими возможность развития каждой отдельной личности, учитывая ее особенности. Любая уравнительная система таким образом приводит к утрате пассионарности и возможностях самого общества.

“Конец истории” - это и есть главная левая идея. Скажу страшную вещь – она достижима. Современный запад во многом был близок к созданию такой системы. Главным ее условием становится низведение человека до уровня животного (у муравьев или пчел нет истории, нет духовного развития, они прибывают в застывшем состоянии и любые изменения связаны только с ходом эволюции). Человек-потребитель никогда не будет заниматься наукой или политикой в той степени, в которой это будет противоречить его гедонистическим ценностям, а значит, он будет легко контролируем. Если еще посадить его на дофаминовую иглу (при помощи социальных сетей, порнографии т.д.), используя уязвимость человеческой психики, он вообще становится податливым как пластилин. Именно для таких целей служат пропагандируемые западными компаниями и правительствами ценности ЛГБТ. Не просто так они вкладываю в информационное продвижение миллиарды долларов, навязывают повестку через продукты масс-медиа и рекламу. Цель - низвести идентичность личности до животной сексуальной девиации, которая окончательно подорвет его физическое и психологическое здоровье.

Вот так, отказавшись от вопросов о сущности бытия и превратив всех в абстрактных homo economicus, западное общество модерна привело всех нас к современному состоянию вещей. Ценности свободы абстрактного индивида, провозглашенные Джоном Локком, привели к полной узурпации свободы конкретной личности.

Убив Бога, очередь дошла и до самого человека...

Кризис современного мира

То, что вчера было революционным,
Завтра станет консервативным.

Артур Мёллер ван ден Брук

И, наконец, ничто и никогда не сможет противостоять силе истины. Так пусть девизом таких людей станет девиз некоторых древних инициатических организаций Запада: "Vincit omnia Veritas" — "Истина побеждает всё".

"Кризис современного мира" Рене Генон

Слышу голос, голос спрашивает строго - А сегодня что для завтра сделал я? Песня “прекрасное далеко” из культового фильма “гостья из будущего” ассоциируется у нас с ностальгией по ушедшему детству.-5

Заголовок отсылает к малоизвестной, но не малозначимой работе основателя традиционализма французского философа Рене-Жан-Мари-Жозефа Генона. Сейчас его имя и труды неизвестны широкой публике.  Они не получили сенсационной популярности “Манифеста коммунистической партии”, о них значительно реже говорят в стенах университетов, чем о работах Джона Локка. Но их революционный потенциал в разы выше всех прочих политических и философских учений современности. В условиях идейного кризиса нам стоит обратиться именно к ним.

Ведь Генон предсказывал неизбежный конфликт Запада и Востока, предвидя события 11 сентября 2001 года почти за столетие. Вместо этого нам долго продавали псевдофилософов вроде Фрэнсиса Фкуямы, которые не смогли в упор разглядеть надвигающийся шторм (или просто не хотели). Традиционалистских взглядов придерживалась Дарья Дугина, положившая за них свою жизнь. Часто ли в нашем “прогрессивном обществе” за философские убеждения убивают? Пример Даши отлично доказывает, что глобалистские элиты понимают, что традиционализм может оказаться для них смертоносней любого оружия.

Что лежит в основе философии Генона? Являясь свидетелем кризиса западной цивилизации, он одним из первых задался вопросами об их причинах. Как и многие современники, видя утрату духовных ценностей Европы, Генон обратился к изучению метафизики и духовной культуры. Пройдя долгий путь от изучения масонских лож до исламского суфизма он пытался отыскать примордиальную традицию (цельный комплекс трансцендентных знаний, лежащих в основе любой древней культуры). Именно она составляла ядро цивилизаций, и именно она была утеряна Западом. В процессе Просвещения и индустриальной революции Европа самолично ослепила себя. Опьянённая тщеславием, она возвела сакральный культ Разума (его высшим проявлением был якобинский культ Высшего Божества). На место христианской религиозно-философской Традиции пришли посредственные оккультные и экзотерические общества. Запутавшись в собственных противоречиях, общество начало распадаться.

В условиях научно-технического прогресса человек поставил свою личность на службу технологиям. Получив благодаря естественным наукам обрывочные знания о материальной Вселенной в болезненном припадке нигилизма человечество решило не утруждать себя и выкинуть весь “лишний хлам прошлого”. Как итог - распался единый комплекс истинного научного познания.

Абстрактный индивид стал полностью свободен от Традиции, иерархии, морали – теперь он стал единоличным Господином своей судьбы. Умело он распорядился своей свободой? Современная «цивилизация, не признающая никакого высшего принципа, и в действительности, основанная на полном отрицании вообще каких бы то ни было принципов».  Все декларируемые принципы прав и свобод человека забываются современным Западом достаточно быстро, особенно если дело касается борьбы за политическую или экономическую гегемонию. Никто не вспоминает о демократии, когда Израиль устраивает для палестинцев настоящие концентрационные лагеря (используя фирменный почерк австрийского художника), никто не говорит о защите гражданского населения, когда США нужно вбомбить очередную Ближневосточную страну в каменный век. Ведь во имя “свободного мира” не грех и водородную бомбу использовать! А что, пускай все видят, насколько мы рациональные и гуманистичные! Ведь всем известно: быстрая смерть от свинца намного более жесткая, чем долгая и совсем не мучительная смерть от лучевой болезни.

Россия — это Запад?

"Когда народ перестает исполнять традиционные обряды, у него еще остается возможность почувствовать, что ему чего-то не хватает, и испытать необходимость возвращения к ним. Чтобы воспрепятствовать этому, обряды подменяют псевдообрядами, навязывая их по любому удобному поводу; эта симуляция иной раз заходит так далеко, что в ней несложно распознать формальное и плохо скрытое намерение установить своего рода «контртрадицию»"

"Инициация и духовная реализация"

Рене Генон

Согласно Генону, символом наступления Кали-Юги (термин, заимствованный им из индуизма, обозначающий темные века, последние фазы жизни Вселенной) становится распространение анти-Традиции, симулякров, которые лишь мимикрируют под истинное знание. Они могут принимать разные формы.

Часть читателей наверняка испытала злорадствующую гордость: вот, посмотрите, Запад загнивает, гибнет, детям навязывают операцию по смене пола, по всюду флаги ЛГБТ и гей парады. Не то, что у нас! У нас духовность! Такому наивному читателю стоит задаться вопросом: чем сущностно отличается современная массовая российская культура от западной? Чем Моргенштерн и Инстасамка существенно отличаются от западных артистов? Чем вырожденческие сериалы, романтизирующие российский эскорт отличаются от сериала “Эйфория”? И теперь самое страшное: чем современное российское государство сущностно отличается от западных моделей? Идеология “суверенной демократии”, которую отстаивали на протяжении последних лет - это идеологический продукт современной западно-ориентированной российской элиты.

В рамках нашего общества устоялась позиция так называемого “красного консерватизма”. Красконы в первую очередь психологически ориентируются на “старый, добрый союз нерушимый, республик свободных”. Как мы писали выше, консерватизм в целом не может решить поставленных проблем, но в случае России это усугубляется отсутствием того, что можно было бы “консервировать”. По итогу мы получаем ядерную смесь в духе полковника Квачкова с христианским социализмом, советской империей и красным самодержцем. Весь этот метанарратив мало того, что выдаёт желаемое за действительное, так еще и является прямым выражением постмодернистской культуры. Подобный плавильный котёл является той самой контртрадицией, о которой писал Генон.

Слышу голос, голос спрашивает строго - А сегодня что для завтра сделал я? Песня “прекрасное далеко” из культового фильма “гостья из будущего” ассоциируется у нас с ностальгией по ушедшему детству.-6

Российская Империя по меткому замечанию русского традиционалиста Константина Леонтьева была последним оплотом подлинной христианской Традиции в Европе. Петр Первый, несмотря на всю свою модерность, пытался воплотить в Петербургской Империи принципы вечного Рима. Во многих своих начинаниях он ориентировался именно на образцы античности. Древнеримская Традиция триумфа прочно вошла в нашу культуру, являясь естественной частью Вечной Традиции. Но если Петр военными парадами и строительством триумфальных ворот венчал реальные победы, то парады последних десятилетий были лишены своего глубинного смысла, являясь лишь красивым праздником.

Российская Империя, сохранив внутреннюю Традицию и лишь изменив ее внешне, быстро преодолела культурное влияние западной Европы и уже в период царствования Александра Первого начала постепенно восстанавливать свой русский облик.

События 1917 года привели к развертыванию в России воинственно материалистической идеологии марксизма. Беспощадными методами большевики вели настоящую войну против русской Традиции. На место русских храмов пришли вавилонские зиккураты, на место христианства поставили мессианскую идею мировой революции. Бытовые ритуалы заменили партийными организациями с клятвами о верности “вечным” идеям марксизма-ленинизма. На фоне религиозной войны, которую развернули большевики, даже расцвела идея неоязычества Тухачевского. Казалось, Россия больше никогда не сохранится и полностью будет ввергнута в бездну господства безумного разума, требующего все новые и новые жертвы.

Слышу голос, голос спрашивает строго - А сегодня что для завтра сделал я? Песня “прекрасное далеко” из культового фильма “гостья из будущего” ассоциируется у нас с ностальгией по ушедшему детству.-7

Все изменила Вторая мировая война. Исторически оказалось, что идеологического заряда коммунизма недостаточно чтобы мобилизовать миллионы людей на борьбу. Советское руководство вместо воина-интернационалиста вернуло архаичные образы русских богатырей, открыло церкви, возвратила погоны в армию. Всё это однозначно выглядело как “предательство” идеалов революции. Инерция русской Традиции оказалась сильнее политики красного террора, расказачивания, раскулачивания и т.д.

При этом не стоит увлекаться чрезмерной идеализацией. Цена победы оказалась для русского народа огромной, создав огромную демографическую яму. Из-за колоссальных мужских потерь в войне, в позднем СССР сформировалось матриархальное общество. Но это, конечно, тема отдельной статьи.

Советский союз был частью цивилизации Запада. Хоть мы долгие годы и жили в парадигме противопоставления двух систем - социализма и капитализма, онтологически они произрастают из единого корня. Ни одна из этих альтернатив не может являться в подлинном смысле революционной и дать нам надежду на реальное будущее.

Преодолеть современность

Главным проводником идей традиционализма в России стал Александр Гельевич Дугин. Он внес основной вклад в популяризацию работ Генона и введения их в научный оборот. Именно он представил нашему обществу альтернативный взгляд на современность, указал на тот кризис, который каждый из нас носит в себе.

Хотим мы признавать это или нет, но мы живем в период заката цивилизации. Модерн полностью исчерпал себя, породив огромное количество проблем, с которыми не может справится. Обещая человеку свободу от страдания и все увеличивающееся счастье, он привел нас к обществу, где человек утратил и свободу, и возможность быть счастливым.

Конечно, в традиционализме много проблем и спорных вещей (о них мы будем говорить в следующих статьях), но в условиях тотального дефицита смыслов он может помочь нам выбраться из клетки современности, прорвавшись сквозь ее решетки к будущему.

Мы Поколение Русской весны. Присоединяйтесь к нам!