Сегодня я продолжу пересказ матросских Дневников Никиты Михалкова о походе по местам революционной славы. Приготовьтесь к натуралистическим описаниям жизни коренных народов Камчатки. Никита Сергеевич за словом в карман не лез. Я же ограничусь своими щадящими комментариями.
9.1.73
"Пообедали и отправились на совещание оленеводов. Зрелище замечательное. Оленеводы выступают, либо облокотившись на трибуну и подперев ладонью щеку, либо руки закинув за голову, - словом от смущения и непосредственности они принимают самые невероятные позы, которые и представить прежде я не мог у человека, стоящего за трибуной с гербом. Говорят в основном на своем языке, обращаясь почему-то только к председателю, который, кстати, ничего не понимает, поскольку - он кореец! Остальное начальство - все русские. Эти тоже ничего не понимают. Переводчик потом все переводит, но изъясняется по-русски так, что и его понять довольно сложно."
Готовая сцена для комедийного фильма или, скажем, для "Начальник Чукотки -2". Говорили оленеводы по делу. Но там главная задача начальства была - не дать им напиться, что и случилось, увы, на следующий день. Все были в дупель. Включая и "поэта всея Корякии" Владимира Косыгина.
Происходило это в поселке Корф, где Никита, заодно, посмотрел фильм "Искатели приключений". На Камчатке, в мороз, французское кино показалось смешным. Делон с Вентура едят дыни и пьют кокосовое молоко в теплых водах Андриатики. Представили?
18.1.73
... чем ближе ДМБ, тем нестерпимее хочется, чтобы быстрей бежало время.
Каменское - удивительно засраное место. Салтыкова-Щерина нет.
20.1.73
Поход наш, конечно, себя изжил. Уже полнейшее разложение. Кто мы и что - толком никто не понимает. Сплошная хлестаковщина. Кормят всех бесплатно. Уже начали к обеду подавать коньяк...
Мы уже сами начинаем забывать, ради чего идем... В газету я давно ничего не пишу. Отписываюсь раз в десять дней графоманской длиннющей статьей...Эти козлы все печатают! После телеграммы Тяжельникова можно вытереть жопу, запечатать использованную бумагу в конверт и отправить в газету. Напечатают!... Ох, и страна.
Интересно как посмотрел бы на этот поход -72/73 сам революционер Чубаров, прочтя записки Михалкова? Кстати, скоро к группе Михалкова присоединиться его сын- симпатичный ( на первых порах) толстяк из Одессы. Вместе с ним прибудет главред "Камчатского комсомольца" Паша Козлов - полный м....., как охарактеризует его Михалков.
21.1.73
Тут, в Манилах, есть спортзал. Вот уже третий день занимаемся гимнастикой. Отлично!
22.1.73
Сегодня по плану должен был закончится поход. Но не тут-то было. У нас впереди еще сотни километров, аж до самого Магадана.... На улице -67... Смотрел Тейлор и Бертона в "Укрощении строптивой". Господи, какая техника! Напор! Темперамент! Характеры! Ритм!... И еще, еще, еще тысячу раз - характеры и характер взаимоотношений героев!!!
Ох, Бертон, Бертон! Этот смех, эти обнаженные наглые зубы, эта поволока в глазах и предельная точность реакций.
Как видим не все так плохо - и тренажёрный зал у срочника и американское кино.Что ж, гармонично развивается матрос. Дальше - больше.
23.1.73
Смотрели "Одиссею". Итальянская картина. Главную роль там играет актер -югослав, которого раньше мы видели в "Скупщиках перьев". Ах, культура! Как нам ее не хватает! Как без нее трудно и слепо!
25.1.73
Как бы выбрать оптимальную систему отношений с номенклатурными работниками, от которых зависит твое творчество. Ведь умеют же с ними "грамотно" с ними общаться Бондарь и Андрон! Или Герасимов! Умеют же они!... А я либо тварь дрожащая, либо хам, либо суетливый мальчишка.От того и победы мои, если они и бывали, - чудовищными затратами давались...
Вот это ключевое признание Никиты Михалкова! Запомните его и перенесите на всю дальнейшую жизнь гения кино! На развитие его личности. А на фото перед вами сын Секретаря ЦК по Идеологии Михаила Зимянина Владимир - дипломат, лауреат Госпремии СССР. Судя по выражению лица Михалкова, к первой половине 80-ых, он еще не научился "оптимально" смотреть даже на сына высокопоставленного чиновника. Что-то есть во взгляде от "твари дрожащей".
Но в 1986, на V сьезде кинематографистов, Никита Сергеевич будет уже в Президиуме кинофорума общаться с членами Политбюро. А в антракте, без отрыва от поедания жульена, свободно разговаривать со вторым человеком в Партии - Егором Кузьмичем Лигачевым. (Это если верить мемуарам А. Германа-старшего).
26.1.73
Проснулись рано утром. Было еще темно. Начали собираться. А в это время по радио передавали, что Коле Бурляеву -25 лет, что он счастлив и знаменит... О, знал бы ты, Коля чем в это время занимается твой однокурсник...
Каюров не было. Когда же всё-таки явились двое , выяснилось - остальные "в ауте"... Стали собираться... Наконец подъехали все кадры. Из шести - трое "в дупель"... Мой каюр был бухой и уже два раза падал с нарты. То и дело он останавливался, ворчал, ругался и просил опохмелиться, а потом достал вдруг из мешка бутылку, выдул ее из горла и тут же вытравил под нарту.
За день прошли 20 км... Приехали в "домик".... Поужинали и легли спать.
Наступили самые трудные и опасные дни. Чтобы оценить их сложность воздержусь от комментариев.
27.01.73
Каюры встали в 5 часов утра. Стали чаевничать. На улице опять за пятьдесят.
Чтобы согреться, бежал километров 6 за нартой. Потом опять ехал... И так весь день.
Приехали в заброшенное село. Там один только жилой старый дом.... В доме подобрал с пола яркий листок. Оказался из "Советского экрана", а на фотографии Беата Тышкевич. Забрал с собой. Бог даст, увидемся - покажу ей, расскажу , где я нашел листок.
30.1.73
Скажу сразу: переход был адским. Самым тяжелым из всех переходов этих дней.... Температура воздуха достигла -59 'С. Первый раз в жизни меня мутило от холода.
31.1.73
Затем группа Михалкова несколько дней жила в селе Парени. Население - 106 человек, практически одни коряки. "Сортир засран до потолка. В прямом смысле слова".
Колхоз живет ловлей рыбы: нерпа, белуха. "Оленеводов-коряков эти морские коряки презирают. Считают пастушество низкой профессией". Михалков , как обычно , выступил с лекцией. А на следующий день в магазине продавали водку. Напилась вся деревня. Вся - это и старики и женщины и дети. Утром "группе Михалкова" уезжать и вся пьяная деревня пришла к ним. Но не проводить, а похмелиться!
Цитирую Михалкова: "Очень страшная, маленького роста, горбатая и растрёпанная старуха, рыдая и хохоча, одновременно, хватала меня за рукава и умоляла о чем-то на своем языке. Она была совершенно пьяна. Потом она плашмя повалилась на кухне и опрокинула на себя таз с помоями".
Следующая натурная зарисовка: "Пришла чрезвычайно опухшая "дама в мехах"... на ней была какая-то задрызганная, чуть лохмата
доха, надетая непосредственно на ночную рубашку. На голове ушанка, во рту папироса. Бессмысленно улыбаясь, дама слонялась по комнате.В руке, совершенно непонятно зачем, она держала цепочку с ошейником".
Когда Михалков почти вырвался из этой фантасмагории, сев на нарты, то "дама в мехах" бросилась к нему, но упала "и совершенно случайно влепилась лицом в собачье говно, только что произведенное одним из кобелей. Это немного ее успокоило, она так и осталась лежать на дороге". Уууух!
Ну, что, продолжить повествование следующей статьей или завершить на этом? Ведь несмотря на жестокое обращение советской власти с каюрами - они еще живы. Что ответите, читатели?
Статьи по теме:
- Никита Михалков. Откровения матросского дневника. Часть I