Памяти русского гения Н.А. Римского-Корсакова посвящается!

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова – уникальное явление в истории русской музыкальной культуры.

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова – уникальное явление в истории русской музыкальной культуры. В своих произведениях он объединил все виды музыкального жанра, смог создать образы сложнейшего для России исторического периода, предсказать грядущие перемены и сатирически вскрыть тяжелейшие язвы русского общества. «Это композитор, который осуществил связь времен в русской музыке. Его творческий стиль перекинул мост от заветного глинкинского периода к Русскому Двадцатому веку, к поколению Стравинского, Прокофьева» (авт. С. М. Слонимский).

Музыкальное наследие Римского-Корсакова многогранно и колоссально: 15 опер; 3 кантаты: («Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге», «Из Гомера»); программная симфоническая музыка: («Антар» - в др. редакции вторая симфония, «Испанское каприччио» , «Шехеразада» , «Светлый праздник»); 3 симфонии, симфониетта, концерт для ф-но с оркестром, Фантазия для скрипки с оркестром, Увертюра на темы трех русских песен, Сербская фантазия, 79 романсов, вокальные ансамбли, хоры, духовная музыка; камерно-инструментальные сочинения; два сборника обработок русских народных песен а также литературные и научные труды.

Во всем этом музыкальном многообразии его главным жанром стала опера. Именно в опере раскрылась оригинальность его языка – настоящий кладезь интонационных, гармонических, ладовых находок. Ему хотелось уйти от рамок, хотелось вместить все богатство в одно творение.

«В каждой новой вещи я ищу сделать что-нибудь новое для меня», – читаем в одном из его писем к С.Н. Кругликову: «С одной стороны меня толкает на это мысль, что таким образом дольше сохранится свежесть и интерес, с другой - побуждает к этому самолюбие, которому хочется, чтобы если не все, то многие стороны, приемы, настроения, стили и т.д. были доступны. Не хочется заключать себя в пределы, предначертанные Стасовым, Цезарем, Балакиревым и другими. Даргомыжский – речитатив, Мусоргский – народ, Корсаков – фантастика, Кюи – за сердце хватающая драма, Бородин – богатырская сила и т.д. Неужели так уж этому и покориться, так уж этому и следовать? Да ведь это наскучит! В душе я большой эклектик. Ищешь разнообразия, а тем не менее замечаешь, что не избежишь каких-то замкнутых кругов; но эти круги не те, которые чертятся Стасовым, Цезарем, Балакиревым».

И действительно, каждая опера, словно драгоценная шкатулка с самоцветами внутри, имеет свой оригинальный оперный сюжет и жанровую разновидность, в зависимости от которых возникают новые музыкальные выразительные средства. Так, например, композитором был найден уменьшенный лад, состоящий из чередования тонов и полутонов, так называемая «гамма Римского-Корсакова», которую он часто использовался в фантастических сценах, помимо исконных восточных гармоний, или же гармония из осенней сказочки «Кащей Бессмертный».

К.А. Коровин эскиз к опере «Кащей Бессмертный»
К.А. Коровин эскиз к опере «Кащей Бессмертный»

Римского-Корсакова всегда интересовала тема природы, поэтому его оперное творчество пропитано пантеистическим мировосприятием, почерпнутым из глубин народного творчества. Воспроизведение образов природы, русского народного быта, проникнутого «мифологической образностью», он считал одной из своих важнейших творческих задач. «Мои религиозные убеждения довольно условны, тем не менее, как художник я искренне восхищаюсь своей обрядовой, так сказать «языческой» стороной религии…»

Н.Рерих. Дед Мороз и Снегурочка. Эскиз декораций к опере «Снегурочка»
Н.Рерих. Дед Мороз и Снегурочка. Эскиз декораций к опере «Снегурочка»

Необыкновенно разнообразны и интересны женские образы в его операх: страстные, нежные, необузданные и мечтательные, сказочные. В их основе лежит противопоставление двух миров: уродливого (земного) и прекрасного (идеального). Вокальные партии опер столь изысканны и виртуозны, что далеко не каждой оперной певице под силу раскрыть всю глубину и психологический мир его сказочных героинь.

Мария Славина. Отрывок хора из оперы «Садко»
Мария Славина. Отрывок хора из оперы «Садко»

М.Врубель «Царевна-Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане. В роли царевны - Н.И.Забела-Врубель
М.Врубель «Царевна-Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане. В роли царевны - Н.И.Забела-Врубель

Уже находясь в балакиревском кружке у Н.А. Римского-Корсакова созревает убеждение в том, что художественное творчество должно быть неразрывно связано с народным искусством. «Вот великий музыкант, чья музыка неотрывна от породившей его почвы. У Римского-Корсакова каждая нотка – русская…» С.В. Рахманинов. Увлечение фольклором проявилось во многих его операх красочностью и поэтичностью народной, обрядовой и бытовой жизни русского народа, раскрывающие его стремление к красоте и свободе. Многие народные герои Древней Руси, события нашли свое воплощение в творчестве этого музыкального летописца. «В сущности, мой род — это сказка, былина и непременно русские», — говорил композитор. И тут уместно вспомнить высказывание великого М.И. Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем». В действительности так и случилось в творчестве Корсакова.

М.Врубель. Эскиз декорации к опере «Царская невеста»
М.Врубель. Эскиз декорации к опере «Царская невеста»

Во второй половине 19 столетия возрастает интерес к старинным русским инструментам и внимание ряда крупных музыкантов к старинной русской песенности. Стоит вспомнить деятельность великого В. В. Андреева, который являлся создателем и руководителем первого в истории России оркестра народных инструментов, который в свою очередь в своем репертуаре использовал сочинения великих русских классиков: М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и др. Последний весьма благожелательно упоминал о посещении в 1901 году одной из репетиций с исполнением Фантазии на темы оперы «Садко». Выдающийся русский композитор, по его собственным словам, «далеко не без удовольствия, прослушал свою музыку в новом для нее «тембровом наряде».

К.А.Коровин эскиз к опере «Садко»
К.А.Коровин эскиз к опере «Садко»

В этот период Е. Э. Линев, А. М. Листопадов, М. Е. Пятницкий и другие организовывают Музыкально-этнографическую комиссию, занимавшуюся собиранием, изучением и изданием русских народных песен, в которую входили С. И. Танеев, Ф. И. Шаляпин, А. Т. Гречанинов и, конечно же, Н. А. Римский-Корсаков. Результатом этого творческого направления явилось создание композитором двух сборников с обработками русских народных песен, многочисленных хоров и духовной музыки.

В своем творчестве Римский-Корсаков предстает перед нами художником свободным и прямолинейным, имеющим свои политические убеждения и гражданскую позицию:

«Верные твои холопы, лобызая царски стопы,

Рады мы тебе служить, нашей дуростью смешить.

Биться в праздник на кулачках, лаять, ползать на карачках,

Чтоб часы твои текли, сон приятный навели.

Без тебя бы мы не знали, для чего б существовали;

Для тебя мы родились и семьей обзавелись».

Пляска скоморохов из оперы «Снегурочка»
Пляска скоморохов из оперы «Снегурочка»

Последнюю оперу «Золотой Петушок» так называемую «небылицу в лицах», главным героем которой является царь-идиот, композитор писал с особенным удовольствием, несмотря на ухудшающееся с каждым днем состояние здоровья. Из под шутливого сюжета, заимствованного из одноименной поэмы А. С. Пушкина, проступает явный политический подтекст с колким сатирическим и пародийным окрасом. Из-за чего, собственно, не прошедшая цензуру, опера становится запрещенной для постановки на сцене Императорских театров, вплоть до…. Как упоминают об этом событии тогдашние печатные «СМИ»: «Последняя опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», непринятая к постановке на Императорских сценах, пойдет в наступающем сезоне в оперном театре г. Зимина». — «Русские ведомости» за 16 (03) июля 1908 года.

Несмотря на ее запрет и неприятие «элитой», в музыкальных кругах эта опера получила яркие отклики и по воспоминаниям современников является одним из сильнейших оперных сочинений Корсакова: «Если все партитуры Римского-Корсакова красивы даже своей фактурой, своим обликом, то партитура «Сказки о золотом петушке» - красивейшая из красивых. Она прекрасна» (Б.В. Асафьев).

Н.С.Гончарова эскиз к опере «Золотой петушок» 1914 год
Н.С.Гончарова эскиз к опере «Золотой петушок» 1914 год

«Как художник, Римский-Корсаков – Протей, принимающий тысячу обличий. Как некий чародей Звездочет, он вызывает перед нами по своей прихоти яркие лики реальных или сказочных людей, образы фантастических существ, рисует до осязательности конкретные картины природы, изображает неистовство бушующих стихий, но сам остается в стороне, над жизнью вызванного мира, и, как маг, повелевает им». А. В. Оссовский

Н. А. Римский-Корсаков величайший русский композитор, являющийся олицетворением русского фольклора и народной традиции. Его творческие замыслы нашли свою реализацию во многих произведениях, поистине являющихся ярчайшими шедеврами мирового уровня. Его имя, спустя 110 лет со дня кончины - творческий маяк и пример самозабвенного служения искусству, каждодневного труда и преданной любви к своему народу!

Мы - Поколение русской весны. Присоединяйтесь к нам!