Одно из острых впечатлений "домобильной" юности - телефоны-автоматы в наших музыкантских общежитиях. Припомним, в дополнение, батарею записок на вахте: сколько смысла, сколько разных судеб и чувств в этой болезненной архаике связи! Мол, Наташка из 280-й, ты ж Вячеславу Михайловичу позвони: ждёт, надеется, верит.
Консерваторский "безлимит" приказал долго жить на моей памяти, закономерно сменившись недешёвыми карточками МГТС с их скупыми минутами. Я всегда покупала на сто - расходовала экономно, хотя и приходилось порой выручать бедных-несчастных товарищей с Малой Грузинской. Как-то приятель, свободный художник, выцыганил "на пару минуток, завтра отдам" - и тут же, по пьяни, посеял в телефоне непочатую "сотку". Я пыталась жёстко стрясти с него деньги. Кажется, у меня это не получилось тогда.
В общем, студенты звонили - настырно, активно, кто как умел. Звонили всё больше педагогам, поздними вечерами, да на домашний, за неимением другого. Помню явственно - и по училищу, и по младшим курсам консерватории. Нам-то казалось: нормально! Уточняли детали встреч с наставниками. Вот она, специфика профессии, в которой критически мало обобщений, где индивидуальные занятия абсолютно преобладают над лекциями-семинарами.
Нынче сместились культурные нормы. У меня, реально, волосы дыбом при мысли о том, какую ж мы дичь неосознанно творили. Сам по себе телефонный звонок, случившийся для современного адресата без предупреждения и хоть каплю не вовремя, - да, нарушение личного пространства, грубое, топорное. Мессенджеры прекрасны в своей ненавязчивой простоте. Другой вопрос, все ли мэтры и аксакалы сегодняшней музыкальной педагогики... согласятся на оперативную переписку вместо "живого" звонка?
Будучи сама давным-давно училищный преподаватель, я опасаюсь вечерних переговоров со студенчеством. Аккуратно объясняю нашей "мерзляковской" молодёжи, что доступна в рабочие часы. Мол, приходите в класс - будем интенсивно общаться, я вся ваша, но вечера оставьте мне в пользование. Если случай особый, пишите, договоримся.
И мерзко мне как-то внутри... И понимаю, что веду себя, мягко говоря, мелковато, по сравнению с ушедшим поколением альтруистов. Они-то реально жили успехами учеников! Щедро делились ресурсом, выраженно перерабатывали и - без смеха - растили преемников.
А мир не стоит на месте. Хочется бежать на скоростях и успевать, успевать, успевать. Совмещать несовместимое, пробовать разное - искать новых заработков, кроме привычных проповедей между доской и роялем. Хочется дать максимум подрастающим детям, некогда так сложно отвоёванным у природы.
Жертвовать семейной темой ради служения, призвания, высокой идеи - так ли это необходимо? В чём состоит "чистота" преподавательской миссии? Обязательна ли вовлечённость 24/7 для истинного качества?
Мне же остаётся включать по утрам свою "кнопку питания" - и просто стараться. Я теперь так делаю: нет, не жалею. "Отключить питание" - вот и на это надо решаться, надо и этим владеть.
Есть ли смысл тянуться за былым моральным величием отечественной школы, конкретно в музыкальной педагогике? Изменились условия труда, запросы, понятия о достоинстве. Всё по-другому. В некоторых своих сегментах, профессия ощутимо молодеет. Думается, правильная тактика - смотреть вперёд, проживать свою жизнь, наполнять её работой "по способностям".
Так и от нас, глядишь, толк будет.