16 августа 2023 года, среда, 3-й день Театрального фестиваля. И сегодняшним вечером зрителей снова ждут три спектакля.
Центр культуры и искусства на Соборной радушно встречает гостей фестиваля. Зал не просто полон. Пришлось ставить даже дополнительные ряды стульев, чтобы всем желающим окунуться в мир театрального искусства хватило места.
А на сцене – моноспектакль по пьесе выдающегося немецкого прозаика 20-го столетия Патрика Зюскинда «Контрабас» режиссёра Ирины Перловой в исполнении заслуженного артиста республики Азербайджан и Калмыкии Шовги Гусейнова (Азербайджанский театр юного зрителя).
История, которую мы увидели, полна внутренних противоречий героя. С одной стороны – он взрослый, солидный мужчина, добившийся в своём деле определённых успехов. Да, он не гений, а очень хороший исполнитель. Не всем же быть Моцартами. С другой – мальчик, обиженный на родителей за их холодность и нехватку любви по отношению к сыну. И именно поэтому, будучи ребёнком, герой выбирает самый неуклюжий, самый тяжёлый физически, самый непопулярный инструмент, с которым раз и навсегда решается связать свою судьбу. Делает он это назло родителям, но по факту наказывает тем самым самого себя.
Контрабас становится герою и собеседником, и другом, и рабочим инструментом, и обузой. К тому же, нежное чувство, посетившее героя по отношению к молодой оперной приме и нерешительность признания в них, терзают его практически постоянно. Он страстно хочет взаимности, рассказывает об этом своему «другу» контрабасу, но дома, чтобы никто не дай бог его не услышал. У него хорошая звукоизоляция – можно хоть криком кричать, никто и не заметит. И в этих откровенных беседах с музыкальным инструментом явно просматривается обычное одиночество, в котором герой виноват сам. Он по собственной воле отгородился ото всех своим контрабасом, яростно убеждая самого себя в том, что оркестр без него и его инструмента просто не имеет смысла, что всё держится именно на них обоих. И даже дирижёр не так важен, как музыкант на контрабасе. Но в то же время инструмент мешает ему буквально на каждом шагу, куда бы он ни повернулся в своей квартире. И это такой удобный объект, чтобы во всех своих неудачах его обвинить.
Душевные порывы сделать что-то дерзкое, чтобы изменить свою жизнь, спотыкаются о страх что-то менять. Постоянный диалог как бы с самим собой, постоянные разбирательства «За» и «Против». И в итоге всё же персонаж совершает решительный поступок, отправляясь к своей музе, молодой оперной приме, чтобы рассказать о своих чувствах к ней… Получилось ли у него это сделать, остаётся за кадром на откуп зрителю.
Спектакль яркий по выплёскиваемым эмоциям. Героя в какой-то момент становится жалко, а где-то появляется улыбка. Самоирония и самокопание, «хочу, но не могу» или «хочу и могу» на протяжении всего действия.
Более подробно о содержании спектакля тут https://vk.com/wall-220489583_10 и тут https://vk.com/wall-220489583_108
Зрители перемещаются на другую площадку – сцену Молодёжного театра Высшей школы музыки и театра ВлГУ на Никитской-1. И здесь мы увидели романтическую драму по пьесе Бориса Лавренева «Сорок первый» в исполнении молодых артистов Екатерины Кудряшовой и Владимира Жукова от Независимого театра "Выпускники-Щукинцы" города Москвы.
Нет, это не про Великую Отечественную, хотя тоже про военные времена, но несколько ранее – про Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. А если быть точнее, про отношения, возникшие между двумя людьми разных, противоположных сторон противостояния, двух непримиримых врагов – Гвардии поручика Белой Армии Говоруху-Отрока и бойца Красной армии Марютку, отличного снайпера.
Поручик должен был стать на счету Марютки 41-м убитым Белым. Но по какой-то невероятной случайности она на этот раз промахнулась. А глаза у него синие-синие, как море. И так получилось, что именно его в туркестанских степях, где то и дело дуют песчано-снежные ветры, Марютка берёт в плен. А он не особо и сопротивляется. Их застаёт буря. И они попадают на необитаемый остров в Аральском море. На дворе март. И им надо как-то выжить в этих непростых природных условиях, несмотря на классовую вражду. Не просто было выжить. Ох, как не просто. Остров, рыбацкая не то землянка, не то хижина, в качестве дров и еды – сушёная рыба, болезнь поручика на грани жизни и смерти. И Марютка, ухаживающая за болезным. И как-то классовая борьба отошла на второй, третий, десятый план. И в какой-то моменты они стали близки и счастливы посреди острова в Аральском море. И становится понятно, что несмотря на все особенности того военного времени, на клятвы Марютки перестать проявляться, как женщина, и полностью посвятить себя борьбе, ничто человеческое ей всё-таки не чуждо. Так же, как и поручику. Даже такую ценность, как свои стихи на клочке бумаги, Марютка отдала поручику на самокрутку.
Но по закону жанра, счастье не может длиться бесконечно. На горизонте показался такой долгожданный все эти месяцы пребывания на острове парус лодки. И надежда на скорое спасение окрылила вынужденных островитян. Но кто в этой посудине – Красные или Белые? И когда это становится ясно, Марютка стреляет в поручика из своей винтовки, будто бы вспомнив, что он и те, что в лодке – её смертные враги…
Поняв, что совершила непоправимое, Марютка как бы забывается в каком-то трансе, отгораживаясь, спасаясь от реальности происходящего. Но от любимого остался ей малыш, который должен появиться на свет. А случится это или нет – зритель решит сам…
Специфика межличностных отношений, продиктованных тем временем, поражает своей жёсткостью и непримиримостью. И даже любовь была не способна что-то изменить между людьми. Идея превыше всего. Сколько загублено людей из-за подобных идей. Не только тогда, во времена Октябрьской революции и Гражданской войны, когда отец мог без колебаний убить сына, а сын отца, если они принадлежали к противоположным сторонам конфликта. Но и в последующие годы. И это страшно на самом деле. Нет такой власти или политики, за которых стоило бы умирать!
Более подробно о содержании спектакля тут https://vk.com/wall-220489583_11 и тут https://vk.com/wall-220489583_109
Третий спектакль этого дня проходил на Гоголя-2 в ОДРИ. В этот раз был представлен моноспектакль заслуженного артиста Украины, народного артиста ЛНР Александра Реди (Луганский академический музыкально-драматический театр на Оборонной) по пьесе Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина».
Очень яркая, где-то даже яростная игра актёра погружает зрителя в историю преддверия гибели Александра Сергеевича Пушкина с позиции жизни простого советского сперва мальчика, а затем взрослого мужчины Миши Питунина. То, какое место в ней с самых ранних лет персонажа занимал великий русский поэт. То, как трансформировалось отношение Миши к Пушкину со школьных лет к моменту взрослости. От нелюбви и даже ненависти до интереса и жгучего желания понять – а можно ли было тогда, во времена тех трагических событий, поменять ход истории и предотвратить гибель поэта. Детали, нюансы, мелочи, которые, возможно, могли изменить направление свершившегося.
А причиной такой перемены в сознании Михаила становится любовь к девушке Лере. На столько, что Михаил проводит целое детективное расследование тех событий. Кто и куда ехал, кто и что говорил, кто и что делал – а могли бы увидеть и остановить, и всё случилось бы иначе. И Пушкин, возможно, остался бы жив.
Смешение нашего и того времён, событий, их вариантов развития – мастерски показано в игре актёра. Динамичность происходящего действия приятно восхищает. И весь спектакль смотришь, словно на одном дыхании.
Мы ежедневно совершаем множественный выбор – что надеть, что поесть, какой дорогой отправиться к своим целям. От этого выбора зависит, какой из миллионов вариантов развития событий нашей собственной жизни свершится и останется в её истории. И результатом станет именно та жизнь, которую проживёт каждый из нас.
Более подробно о содержании спектакля тут https://vk.com/wall-220489583_12 и тут https://vk.com/wall-220489583_110
В итоге 3-го дня фестиваля мы посмотрели уже девять очень и очень разных по сюжетам, времени действия и проявлениям спектаклей. Насыщенные впечатления и эмоции, возникновение мыслей, над которыми хочется подумать более тщательно. Сделать из всего увиденного для себя какие-то выводы.
А я двигаюсь дальше, и завтра меня ждёт 4-й день фестиваля, и новые находки культурно-театральных открытий. Так что не переключайтесь, как говорится, следите за новостями моего канала.
Продолжение следует…
Официальная страница фестиваля https://vk.com/monofest33
Автор фотографий - Константин Федяев https://vk.com/konstantin_fedyaev (ну, и моих фоток чуток)
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Спасибо, что смотрите, читаете и интересуетесь тем, что я делаю.
Понравился ролик - смело жмякайте на 👍 и пишите комментарий со своими мыслями на тему видео. Это помогает продвижению канала. Вам не сложно, а мне приятно😉И не забывайте подписываться на канал.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
P.S. Заходите полюбопытствовать на другие мои каналы:
Про стихи на заказ и для души - СтихиЯ от Анны Анисимовой – https://zen.yandex.ru/stihiya_anna
Про красоту и здоровье – https://zen.yandex.ru/orif_anna33
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
#что_интересного
#анна_анисимова_пёстрая_жизнь
#городвладимир