Выбор педагога или к кому пойти учиться? Мои советы родителям, чьи дети с сентября пойдут в музыкальную школу

Сегодня я могу поделиться с родителями маленьких музыкантов своими наблюдениями, накопившимися за годы своей профессиональной деятельности как в качестве оркестранта, педагога всех ступеней обучения (от подготовительной группы ДМШ через музыкальный колледж до Академии музыки), так и в качестве родителя, воспитавшего прекрасную скрипачку, лауреатку-стипендиатку, а сейчас уже и коллегу по работе, партнёра по ансамблю.

Уже давно известно, что значение музыки в воспитании ребёнка переоценить трудно. Это и умение держаться на публике, и развитие мелкой моторики, и улучшение памяти и концентрации внимания, и расширение кругозора, и т.д, и т.п...

После недавнего общего нервного напряжения мая-июня (правда, нервы горят только в особых случаях), когда в музыкальных школах проводились вступительные экзамены, после получения результатов приёмных комиссий, настало время спокойной подготовки к новой жизни.

Сегодня я могу поделиться с родителями маленьких музыкантов своими наблюдениями, накопившимися за годы своей профессиональной деятельности как в качестве оркестранта, педагога всех ступеней обучения

Есть дети, которые сами выбирают себе инструмент. Есть инструменты, которые выбирают детей (это как раз "мой случай"). Но часто выбор инструмента остаётся "за мамой" (папой, бабушкой и др.). Это тоже интересная тема, но сегодня не об этом.

Допустим, что момент этого важного принятия решения уже в прошлом, и скоро предстоит встреча с учителем...

Вот здесь многое зависит от родителей.

- Я вчера была на концерте, там скрипач здорово играл! Так быстро, так чётко! А потом заиграл та-ак грустно, аж плакать захотелось! Пусть бы он научил моего Петеньку тому же...

СТОП, мама! Не всё так просто!

Здесь разбираться нужно☝️

* ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ И ХОРОШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ

Это совершенно разные понятия.

Сегодня музыкант с хорошей исполнительской карьерой - это человек, у которого технический аппарат сложился давно. У него ещё в детстве всё получалось быстрее, чем у товарищей; произведения он играл сложнее, чем некоторые; а первый раз он появился на сцене, когда ещё "пешком под стол ходил".

Исполнитель - он творит, а не анализирует. И вполне может не представлять себе, "что там трудного в этой простой песенке?"

В класс к концертному исполнителю лучше стремиться в конце обучения. Только будущему коллеге такой педагог сможет с пользой передать свой сценический опыт, да и с трудоустройством поможет.

А хороший учитель музыки - это аналитик и диагност, в первую очередь. Его задача - поставить точный "диагноз", дать тонкое и грамотное, точное и понятное объяснение конкретной неудачи. И это сделать не так-то просто!

* УМЕНИЕ ИГРАТЬ

Педагог не обязан быть гениальным исполнителем, но сам должен уметь хорошо играть, показать "высший класс" хотя бы на двух строчках. Иметь правильный аппарат (постановку рук), ведь часто ученики перенимают манеру игры своих учителей.

Сегодня я могу поделиться с родителями маленьких музыкантов своими наблюдениями, накопившимися за годы своей профессиональной деятельности как в качестве оркестранта, педагога всех ступеней обучения-2

* МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА

Половая принадлежность в этом деле не важна. Правда, бывают исключения, особенно от матерей с неустроенной семейной жизнью ("моему нужна твёрдая рука, ему не хватает мужского воспитания").

Но в музыкальной педагогике часто встречаются и женские руки, ого-го какие твёрдые и крепкие. Здесь от человека всё зависит...

* ТАЛАНТ

Чтобы вдохновить ученика на занятия, педагог сам должен быть вдохновлённым, любить музыку. Учитель музыки должен обладать талантом, ибо известно, что "серость способна воспитать только подобную себе серость".

* ТЕРПЕНИЕ

Часто (но далеко не всегда) музыкальная педагогика - неприбыльное занятие. Отсюда вечное недовольство жизнью может не дать поводов для творчества, роста, успехов как у самого педагога, так и у его учеников. Учитель в музыкальной школе просто обязан быть терпеливым и любить детей!

Настоящий учитель музыки должен оставаться энтузиастом, несмотря на непопулярность этого слова.

* ПСИХОЛОГ

Педагог в музыкальной школе должен быть настоящим Мастером Психологии.

Каждый день ему нужно направлять, поддерживать, устанавливать контакт, успокаивать, выслушивать тайны (семейные и сердечные). Без взаимопонимания и доверия между педагогом и учеником в музыкальном классе не обойтись.

* ОРГАНИЗАТОР

Естественно, педагог в своём классе устанавливает дисциплину и организовывает учебный процесс.

Администрация школы обычно планирует обязательные концерты. Но хорошо, когда и педагог сам может организовать выступления своих учеников на других площадках.

* МУДРОСТЬ

Педагог должен быть мудрым. Ещё справедливым, высокоморальным и честным. К нему всегда будут обращаться за советом не только ученики, но и их родители, бабушки и дедушки.

* ВЕС В ПОЛИТИЧЕСКИХ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КРУГАХ

В музыкальном мире важны связи. Да, это так! Здесь полно нездоровой конкуренции, клановости, зависти, подножек...Непростая атмосфера, требующая от детей и взрослых особого поведения (и это - не лицемерие), уверенности (и это - не зазнайство), поддержки коллег (и это - не злорадство).

Хорошо, когда учителя ДМШ знают и ценят в педагогических кругах "высших эшелонов": в музучилище, в консерватории. Да и его знакомства в филармонических оркестрах тоже могут пригодиться.

Такой человек будет иметь особое уважение у родителей, а ученики будут с гордостью называть его фамилию.

* ЗНАМЕНИТОСТЬ

В классе знаменитого учителя всегда многолюдно. Профессиональные качества, педагогический талант давно уже обеспечили этому человеку славу, доход и возможность отбора. Ведь талантливые дети быстрее схватывают, тратят меньше усилий и терпения, а результат выдают лучший. Поэтому у знаменитого педагога постепенно не остаётся времени на аутсайдеров, и он перекладывает работу на ассистентов (репетиторов или родителей).

Учиться у знаменитого педагога есть один повод:

если вы серьёзно мечтаете о музыкальной карьере своего ребёнка и готовы инвестировать в эту мечту много усилий и средств.

Если вы хотите, чтобы ребёнок стал музыкантом (а главное, он сам этого хочет!), то вам придётся искать подходы к знаменитости и быть готовыми к ежедневному труду и большим финансовым затратам.

* ИДЕАЛЬНОСТЬ

Путь-поиск идеального педагога, по сути, не отличается от поиска идеального супруга или ещё чего-то там эфемерного, несуществующего, облачнорозового: всё те же трудности, ошибки, разочарования и обломы.

Сегодня я могу поделиться с родителями маленьких музыкантов своими наблюдениями, накопившимися за годы своей профессиональной деятельности как в качестве оркестранта, педагога всех ступеней обучения-3

Но если вам попался на тернистом музыкальном пути такой человек, то помните:

идеальный педагог всегда востребован, а значит и требователен.

Общение с ним имеет свои особенности (см. абзац "Знаменитость")

Сегодня я могу поделиться с родителями маленьких музыкантов своими наблюдениями, накопившимися за годы своей профессиональной деятельности как в качестве оркестранта, педагога всех ступеней обучения-4

Терпения, вдохновения и успехов всем, кто хочет связать свою жизнь с музыкой!

Всё может быть!..