Выкладываю книгу «Прогулка с краеведом по городу Собинке». Стараюсь её дополнить и пояснить некоторые момента. В главе «Книга (18) Молодежная улица» рассказывала про узкоколейную железную дорогу, которая была в городе. Володя Гребнев так проникся воспоминаниями, что начал снова рисовать. Он в своё время посещал изостудию Горбунова в клубе. Увлечение фотографией перевесило, а художественные навыки остались. Поэтому фотографии Владимира Алексеевича такие интересные и символические.
Этот рисунок был в своё время на Одноклассниках, и получил достаточно много комментариев, некоторые поделились воспоминаниями и фотографиями.
Привожу рассказ Нины Зуйково[22.12.2021 14:38] Нина Зуйкова (Елфакова): Володя, добрый вечер, а у вас день. У нас с вами разница во времени 7 часов. Да, папа был фронтовиком, прошел всю войну. В 1939 году ему исполнилось 18 лет и его призвали на службу. Попал на границу с Ираном, там в это время было неспокойно. Был и в самом Иране, служил там до начала ВОВ. Когда началась война, сразу попал в самое пекло - под Москву! Вот там был кромешный ад! Об этом не любил рассказывать, знаю об этом только по отдельным отрывкам его рассказов и бабушки, его матери. Папе было всего 20 лет, он был небольшого росточка, худенький. Их сразу вместе с верблюдами, которые были с ними как тягловая сила, бросили в эту мясорубку. Вот там был страх и ужас! Когда закончился бой, в живых остался он один. Кругом трупы и кровь. И он в шоке от всего этого прибежал домой, к родителям. Как это ему удалось, никто не смог понять. Ведь кругом стояли посты, а он их смог их как то пройти. Видимо, приняли его за мальчишку...
Я же писала о его физических данных. Побыл несколько дней дома, отошел от всего этого кошмара, отогрелся и вернулся снова на фронт. Как ему это удалось это сделать без последствий - отдельная и долгая история. Прошел всю войну, участвовал во всех важнейших сражениях, кроме Сталинграда: в битве за Москву, на Курской дуге, освобождал Киев. Закончил войну в Будапеште, там он был ранен, лежал в госпитале. Конечно, были у него и награды, орденов не было, но медалей было много, в том числе и "За отвагу". После его смерти они остались у брата. Почти сразу, как он вернулся домой с фронта, устроился на работу на этот паровичок. Работал много лет, да почти до самой пенсии, это лет 30, наверное, сцепщиком вагонов. И на мотовозе работал, это я точно помню. Машинистом был сначала Дельнов Иван Иванович, отец Леши Дельнова, потом Венидиктов Алексей Иванович. Слышала еще фамилию "Падишин", у него был сын, по возрасту чуть моложе нас. Папа присутствует на всех фото, он самый низкорослый. Фото делал, я полагаю, его младший брат, он в то время увлекался фотографией. Венидиктов А.И. есть на 2-х фото, он самый высокий и стоит в необычной позе - ноги перекрещены. А женщина в окне вместе с папой, могу ошибиться, Козляева Мария. Не знаю, кем она работала, но папа часто называл ее фамилию. И имя - Маруся. У нее тоже был сын, и тоже нашего возраста. Папа умер в 2001 году в возрасте 80 лет, похоронен в Собинке. Могилка его в порядке, родственники за ней присматривают. Поставлен памятник с надписью "Защитник Отечества". Мама прожила после его смерти 13 лет, умерла в 2014 году в возрасте 92 лет. Она труженик тыла. После смерти папы мы ее забрали к себе в Приморье. Дочь у нас врач-кардиолог, работает в Тихоокеанском Военно-морском госпитале. Это я к тому, что маму она подлечила и все годы ее жизни с нами, бабушка наша была под постоянным медицинским контролем. Дочь и наше здоровье контролирует. А папу я в каждый свой приезд в Собинку навещаю".
Следующая картина – мотовоз. В.Гребнев пишет: «Незадолго до "кончины" движения паровозов у нас в Собинке появился вот такой железнодорожный транспорт, который вы видите на моём рисунке. В народе его называли, кто - "мото-возиком", кто - "дрезиной", но сути это не меняет. Это уже не паровоз. Я намеренно изобразил ж/д с другой стороны - как бы со стороны бараков, т. е. со стороны ул. Молодёжная. Кто помнит, как это было раньше, тот поймёт. За железной дорогой виден старый пруд, за ним стояли так называемые "финские домики. Один домик были на две семьи. Справа на рисунке видны две крыши стоящие прямо на земле. Это были хранилища, скорее всего принадлежавшие Собинскому торгу. Мы в детстве любили с разбега стараться добежать до "конька" крыши и расположившись там чувствовать себя "победителем". Ведь не каждому это удавалось. Вот такой пейзаж был когда -то в 1950 - 60-е годы».
По поводу изображения развернулась целая дискуссия:
Это мотовоз, дрезиной называли открытую тележку с ручным или моторным приводом. Мотовозы строились на базе автомобильного шасси заводов ГАЗ и ЗИС, у нас ходили на базе ЗИС - 151, но с дизельным двигателем Д-37 (ВТЗ) или СМД-4 и СМД-14 (ЧТЗ). В Собинке мотовозы появились в конце 1950-х годов, их использовали сначала как скоростной транспорт для ремонтных бригад, так как силенок у них было поменьше, чем у паровозов. Потом они стали развозить по паре вагонов с торфом по центру города и собирать порожняк. Позже появились мотовозы помощнее этих, они частично заменили паровозы.
Анатолий Козырев ответил Алексею
НЕТ! Это пассажирская дрезина. Мотовозы другой конструкции и дизель у них от трактора ДТ-54. Дальше ЭСУ и тепловозы разных модификаций и даже электровозы.
( И разместил рисунок пассажирской дрезины)
СЕРГЕЙ СУРКОВ ответил Владимиру
Владимир как же прекрасно вернули нас в наше детство.....пруд был чистый и уголок песчаного пляжа тоже... многие ровесники были там....и родители нас не ругали. Там было мелко по шею....вода теплая чистая немного рыжеватая.....а около финских домов были конюшни торга, сейчас там гаражи....
Владимир Гребнев (Собинка) ответил СЕРГЕЮ
Наконец то наши "баракышные" начали свои воспоминания. Дрезина дрезиной, а сколько связано с тем, что вокруг неё. Какой была ул. Молодёжная в то время, что было на месте теперешних, новых домов на этой улице, что и как было за, как мы тогда говорили, "линией"?
Если это интересно, публикацию продолжу...