Найти тему
238,9K подписчиков

Чем подкормить метельчатую гортензию для пышного цветения. «Волшебный» рецепт

81K прочитали

Во второй половине лета к калитке моего сада часто подходят совершенно посторонние люди, привлечённые цветением моей действительно впечатляющей гортензии. Они просят поделиться рецептом того волшебного средства, которое заставляет гортензию выбрасывать огромные цветочные шапки-метёлки.

Соцветия просто огромные, не умещаются в двух ладонях.
Соцветия просто огромные, не умещаются в двух ладонях.

И очень удивляются, когда узнают, что никакого особого средства, и тем более, ничего вычурного я не использую. Возможно, многие даже думают, что секрет я утаиваю. Но нет. Всё довольно просто. Тут главное не «чем», а «как».

Общий уход за гортензией несложный.

Обрезка для пышного цветения гортензии.

Весной ей, как и любому другому декоративному кустарнику нужна обрезка. Я совмещаю обрезку санитарную (гортензия не болеет, но часто ветки ломает снегом) и формирующую. Для формирования очень крупных соцветий нужно убирать все слабые побеги. Простое правило – меньше побегов – крупнее соцветия на них. Остальные принципы формирования – общие для всех:

  • Удаляю побеги-конкуренты (из двух оставляю самый перспективный).
  • Удаляю побеги, растущие внутрь кроны.
  • Удаляю все ветки, которые мне не нравятся.
  • Обрезку делаю строго до начала сокодвижения или осенью.

Не бойтесь совершить в обрезке ошибки. Страхи чаще надуманы, а растения – милостивы. Они прощают даже серьёзные ошибки, не прощают только равнодушия. И вообще, пока вы не возьмёте в руки секатор, обрезать вы не научитесь, поэтому – вперёд. Лучший опыт – собственный.

Подкормки для пышного цветения гортензии.

Теперь про подкормки. Это та часть марлезонского балета вокруг гортензии, к которой любопытные граждане относятся с недоверием.

И чесноку, и гортензии, и многим другим. Аммиачная селитра - лучшее весеннее удобрение (на мой взгляд) для тех, кто не боится кислой почвы (она немного закисляет).
И чесноку, и гортензии, и многим другим. Аммиачная селитра - лучшее весеннее удобрение (на мой взгляд) для тех, кто не боится кислой почвы (она немного закисляет).

Весной я обязательно даю гортензии азотное удобрение. Здесь лучшим выбором будет аммиачная селитра. Это кислое удобрение, которое очень хорошо принимает гортензия. Азот даю однократно в размере 2 чайные ложки на 10 литров воды на куст. Подкармливаю, как только у гортензии вылупятся маленькие листочки.

Без азота нельзя. Для того, чтобы гортензия сформировала мощные соцветия, у неё должно нарасти много зелени.

Под все гортензии можно вносить удобрения для хвойных. Только обращайте внимание, чтобы в тех удобрениях, которые вносите осенью, не было азота!
Под все гортензии можно вносить удобрения для хвойных. Только обращайте внимание, чтобы в тех удобрениях, которые вносите осенью, не было азота!

Следующее удобрение даю летом. Это сульфат калия и суперфосфат. Суперфосфат можно просто прикапывать по периметру кроны в зоне всасывающих корней. Это долгоиграющее удобрение. Для большого куста мне хватает 100г. Главное – делать это регулярно, раз в год, тогда почва вокруг гортензии будет всегда насыщена фосфором.

Сульфат калия (содержит не только калий, но и серу) можно вносить с поливом трижды – в середине июля (перед началом цветения), в середине августа и в середине сентября (для подготовки к зиме).

Для своей взрослой гортензии я беру 2 ст.л на 10 литров воды. Если кустик небольшой, то достаточно одной столовой ложки.

Можно вообще не париться и обойтись комплексным удобрением. На мой взгляд, здесь лучшая – Фертика. Весной – весеннее (с азотом) по инструкции на пакете, летом и осенью – осеннее (без азота). Схема – та же. Первая подкормка – как появились листики, затем – середина июля, августа и сентября.

Кисти ещё не полностью распустились. Куст настолько большой, что полностью не влезает в кадр. И все кисти - крупные.
Кисти ещё не полностью распустились. Куст настолько большой, что полностью не влезает в кадр. И все кисти - крупные.

Но подкормки – не главное, гортензия неприхотлива и может преспокойно обходиться без них, добывая себе всё нужное из почвы.

Самое главное для пышного цветения гортензии!

Проблема в том, что для того, чтобы корни гортензии смогли взять из неё питание, почва должна быть всегда влажной и обязательно кислой! В противном случае всё питание будет недоступно для корней гортензии и она будет голодать. Первый признак – мелкие соцветия, второй – бледные хлорозные листья.

С влажностью я справляюсь просто: почву мульчирую толстым слоем травы.

Прежде, чем принимать следующие меры, нужно определить кислотность почвы под кустом. Для этого потребуется горсть почвы и вода (лучше дистиллированная) с нейтральной реакцией (рН 6,5-7).

Почву размешиваем в воде, ждём, пока осядет муть и измеряем кислотность индикаторной бумагой. Сверяем со шкалой. Для гортензии оптимальная кислотность почвы 3-4!

Если показатель выше – землю надо закислять, иначе полноценного цветения не получится получить, несмотря на самые фантастические удобрения и стимуляторы.

Есть два пути – сильно подкислять воду при поливе эпизодически, или поливать слегка подкисленной водой постоянно.

У меня возле гортензии стоит бочка с кислой водой, из которой я поливаю гортензии, верески, рододендроны. На 200л воды я добавляю 100 мл автомобильного электролита. У меня получается вода с кислотностью 4 – 4,5 (проверяю индикаторной бумагой).

Если нельзя выделить отдельную ёмкость для полива ацидофилов, можно эпизодически (3 раза за сезон) поливать их очень кислой водой. Для этого я использую тот же электролит, но развожу 100мл в лейке 10 литров (так я делала раньше, до того, как завела отдельную бочку).

Для подкисления использую раствор серной кислоты.
Для подкисления использую раствор серной кислоты.

Мне тут пеняли, что кислотность раствора для подкисления получается около единицы и это слишком. Почва погибнет, кони сгорят и так далее. Но я так делала много лет и даже трава под кустом расти не перестаёт. Всё дело - в подготовке.

Сначала очень обильно проливаю почву под гортензией обычной водой, затем по периметру кроны выливаю лейку с электролитом, затем ещё раз проливаю обычной водой из шланга для того, чтобы кислота хорошо пропитала почву.

Так делаю 3 раза за сезон. Этот способ более хлопотный и менее эффективный, чем постоянный полив подкислённой водой. Но лучше так подкислять, чем вообще никак.

А это фото с другой стороны куста. Пока обходила вокруг, наступил вечер 😁
А это фото с другой стороны куста. Пока обходила вокруг, наступил вечер 😁

В этом и состоит секрет пышного цветения гортензии – почва с правильной кислотностью, благодаря которой гортензия может легко усваивать все, нужные ей питательные вещества. Как видите – никакого волшебства нет.

Сделайте для гортензии правильную почву, и она отблагодарит вас пышным цветением!