Саммит лидеров стран БРИКС в южноафриканском Йоханнесбурге, о котором так много говорили и спорили, приближается. С личным присутствием Си Цзиньпина, но с Владимиром Путиным в онлайн-режиме. С официальными заявками на вступление от 23 стран мира, но, похоже, без общего решения о создании альтернативной доллару валюты R5. С антифранцузским военным переворотом в Нигере, но с Аргентиной, готовой очередной раз броситься в объятия МВФ и США. С крахом украинского "контрнаступления", но его самоубийственным продолжением. С уменьшением странами ОПЕК+ квот своей нефтедобычи и ростом цен на "чёрное золото".
Вряд ли этот саммит станет точкой перелома в глобальном конфликте между западным "альянсом демократий" и остальным миром, но он должен способствовать консолидации интересов и позиции этого мира бывших колоний и полуколоний перед лицом бывших метрополий. Потому что уже через несколько дней, 9 сентября в Нью-Дели противостоящие силы лицом к лицу встретятся на саммите "Группы двадцати" (G20), и вот там очень многое может проясниться — даже если российский президент не примет направленного ему Индией официального приглашения об участии. Не исключено, что решение по этому поводу будет озвучено после саммита БРИКС.
Но нет никаких сомнений в том, что ждать исхода украинского конфликта многие месяцы или тем более годы уже не приходится. "Конца не видно" — как раз западный нарратив, пришедший на смену установке "победы над Россией на поле боя". Точно такой же, как планы остановить украинский конфликт "по корейскому сценарию" 80-летней давности, "вничью". Реальных оснований у этих планов не было и нет, поскольку в данном конфликте участвуют вовсе не "две Кореи" или, скажем, "две Украины", а Россия и анти-Россия. В таком формате возможна только их взаимная аннигиляция, что, собственно, и происходит в течение вот уже полутора лет проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, а параллельно — демилитаризации и денацификации "альянса демократий" в целом.
Собственно, подвластная киевскому режиму часть Украины уже аннигилировала настолько, что её дальнейшее существование в качестве единой системы без внешней поддержки невозможно, а продолжение такой поддержки грозит аналогичной аннигиляцией военно-политического и финансово-экономического ресурса уже тем, кто такую поддержку оказывает — США и их союзникам. Поэтому их желание и стремление вырваться из пожирающего всё большее количество ресурсов "украинского капкана" неизбежно нарастает — июльский саммит НАТО в Вильнюсе и прошедшая в начале августа международная встреча на уровне национальных советников по безопасности в Джидде продемонстрировали это со всей очевидностью.
Отказ Индии пригласить на предстоящий саммит лидеров G20 президента Украины Владимира Зеленского — точно так же, как чуть ранее озвученный отказ ЮАР направить приглашение на саммит БРИКС президенту Франции Эммануэлю Макрону — отражают изменение глобального баланса сил вовсе не в пользу "альянса демократий". О том же говорит недавняя встреча президентов США Джо Байдена и Республики Корея Юн Сок Ёля и премьер-министра Японии Фумио Кисиды, по итогам которой было заявлено о готовности участников восстановить диалог с КНДР без каких-либо предварительных условий. Вопрос: чем обусловлено такое внимание к "стране-изгою"? Успехами её ракетно-ядерной программы, укреплением сотрудничества с Россией и Китаем или некими иными соображениями, наподобие демократии, прав человека и т.д.? То же самое касается текущих отношений США с Ираном: одной рукой разблокируются активы Исламской Республики (и заодно Ирака) в странах "альянса демократий", а с другой — в Персидский залив направляется авианосная ударная группа US Navy во главе с "Нимицем", силами которой имитируется нанесение массированных ударов по территории Ирана и заявляется о возможности блокады Ормузского пролива — типичная "политика кнута и пряника", в данном случае вызванная стремлением Вашингтона гарантировать выполнение Тегераном достигнутых договорённостей — как минимум, по ядерной программе, по экспорту нефти и относительно военно-технического сотрудничества с Россией (БПЛА, гиперзвук и т. д.).
Поскольку страны "глобального Юга" только учатся жить в условиях перехода от однополярного мира к многополярному, ожидать от них в настоящее время какого-то единства в противостоянии глобальному Западу, не говоря уже о готовности жертвовать своими частными интересами ради общего блага, — не приходится. А потому, конечно же, с саммитом БРИКС не стоит связывать каких-то повышенных ожиданий. Хорошо, если всё пройдёт в рабочем режиме и будет согласована совместная позиция нынешних участников этого международного сообщества: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, — по вопросам, важнейшим для его дальнейшего функционирования и развития, включая темпы и объёмы неизбежного расширения организационной структуры. Поскольку системное ослабление стран "альянса демократий" и сужение поля их возможностей по эксплуатации "глобального Юга" сейчас — объективный процесс, сейчас уже вплотную подошедший к черте качественных изменений действующего миропорядка.