Третье воскресенье августа в мире авиации никогда не проходит без внимания — в этом году 20 августа отмечается День Воздушного Флота России.
МГТУ им. Н.Э. Баумана славится своими выпускниками-авиаконструкторами, их имена уже давно на слуху.
Сегодня мы вам расскажем совсем немного про этих выпускников!
Владимир Яковлевич Климов
23 июля 1892 года родился Владимир Яковлевич Климов − крупнейший советский конструктор авиадвигателей. Он стоял у истоков двух эпох отечественного авиационного моторостроения: поршневой и турбореактивной. Созданный в климовском ОКБ двигатель М-105 стал поистине мотором Победы в Великой Отечественной войне. Владимир Яковлевич заложил основы советской конструкторской школы, и сейчас его имя носит крупнейший российский разработчик авиадвигателей – «ОДК Климов».
С 1910 года Владимир Климов − студент Императорского высшего технического училища, будущей «Бауманки». Уже во время учебы определился круг его интересов: на четвертом курсе Климов перешел в лабораторию теплотехники Н.Р. Бриллинга, где серьезно увлекся авиационными моторами. Во время учебы в МВТУ Климов вступил в возглавляемый Н.Е. Жуковским воздухоплавательный кружок. В 1916 году по военному заказу при участии Климова на основе трофейных немецких двигателей был создан стосильный авиамотор.
Павел Осипович Сухой
22 июля исполнилось 1895 года родился Павел Осипович Сухой – выдающийся авиаконструктор, один из основателей отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации. Всего под руководством Сухого было разработано около 50 моделей самолетов, многие из которых произвели настоящую революцию в мировом авиастроении.
В России в начале прошлого века изучать теорию воздухоплавания возможно было только в Москве – в Императорском высшем техническом училище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана). Именно здесь решает продолжить свое обучение будущий авиаконструктор.
Однако Первая мировая война вносит свои коррективы: вскоре студента Павла Сухого мобилизовали в армию. Учеба была прервана на целых шесть лет, но в 25-летнем возрасте он возвращается в училище и в 1925 году получает заветный диплом инженера. Кстати, руководителем его дипломного проекта был сам Андрей Туполев. Он одним из первых отметил неординарное мышление и особый талант молодого инженера и пригласил 30-летнего Павла Сухого на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
Самолеты марки «Су» не раз становились мировыми рекордсменами. Истребители, штурмовики Сухого находятся на вооружении во многих странах мира. Их создатель был всегда нацелен на будущее, создавая машины, опережающие свое время. Во многом это и стало залогом успеха КБ Сухого на долгие годы вперед.
Андрей Николаевич Туполев
Под руководством Андрея Николаевича Туполева было создано более 200 проектов гражданских и военных самолетов, торпедных катеров и аэросаней. Около 70 из этих проектов было реализовано в опытных и серийных конструкциях. На «тушках», созданных под его руководством, установлено свыше 270 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов. Именно на самолетах Туполева советские летчики совершили первую посадку на Северном полюсе, Чкалов и Громов выполнили рекордные перелеты в Америку, а в 1959 году Хрущев впервые посетил США.
Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса. По матери – дворянского происхождения, что он тщательно скрывал на протяжении многих лет.
В 1908 году Андрей Туполев успешно прошел вступительные испытания в два известных технических вуза Москвы: Институт инженеров путей сообщения и Императорское Московское техническое училище (ИМТУ). Будущий авиаконструктор выбрал ИМТУ.
Именно в училище начинается путь Туполева как конструктора. Андрей серьезно увлекся аэродинамикой, стал членом воздухоплавательного кружка профессора Николая Жуковского. Еще будучи студентом, он участвует в постройке планера, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полет.
Андрей Николаевич не оставил после себя книгу воспоминаний. На все предложения написать о своей жизни он обычно отшучивался: «Я не пишу, а делаю». Работал он до последних дней, создав более 100 типов самолетов, но еще более ценное наследие – это целая плеяда видных авиаконструкторов и ученых, возглавивших самолетные КБ. Среди них и продолжатели династии Туполевых – сын Алексей Туполев, который после отца возглавил ОКБ, а также внук, тезка своего знаменитого деда, Андрей Туполев, занимающий сегодня должность советника генерального директора ПАО «Туполев».
Семён Алексеевич Лавочкин
Родился 11 сентября 1900 г. в Смоленске в семье учителя еврейской школы Алтера Ильича и домохозяйки Гиты Савельевны Лавочкиных.
Участвовал в Гражданской войне в составе Рабоче-крестьянской Красной армии. Практически сразу Семен Лавочкин добровольцем вступает в Красную гвардию, где пригодилась его любовь к машинам. Молодой красногвардеец помогал ремонтировать боевые бронеавтомобили, занимаясь переборкой и восстановлением их моторов. Командование отметило знания и увлеченность юноши, командировав его в конце 1920 года на учебу в Московское высшее техническое училище (МВТУ). Здесь он окончательно определился в призвании, поступив на факультет аэродинамики.
В 1929 г. окончил аэромеханический факультет Московского высшего технического училища, получил квалификацию инженера-аэромеханика. Преддипломную практику проходил в конструкторском бюро Андрея Туполева, участвовал в разработке первого советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1).
Во второй половине 1930-х годов способный организатор и молодой авиаконструктор некоторое время работал в Главном управлении авиационной промышленности, где координировал развертывание новых авиазаводов. Совместно с коллегами Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым, Семён Лавочкин разработал по оригинальной технологии проект истребителя И-301, впоследствии широко известный как ЛаГГ-3. Этот одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан стоял на вооружении ВВС РККА во время Великой Отечественной войны.
В 1939 году этот самолёт признали одним из лучших на специальном правительственном конкурсе. Самолёт, в основном изготовленный из берёзовой фанеры, прошёл испытания и был запущен в серию. Тогда Лавочкин был главным конструктором по самолётостроению, руководил конструкторским бюро на авиазаводе № 301 в городе Химки Московской области.
«Где бы я ни был, чтобы я ни делал, я всегда думал о самолете, — писал о себе после войны сам Лавочкин. — Не о том, который уже летает, а о том, которого еще нет, который должен быть. Иногда сидишь в театре, смотришь спектакль и вдруг ловишь себя на мысли о самолете. Спектакль отодвинулся куда-то далеко, и перед глазами снова самолет».