Найти в Дзене
"Енисейская правда"

Будь здорова, старина!

В Енисейске открылся арт-музей "Енисейская оконница"

Они завораживают. Они заставляют остановиться и призадуматься. Они переносят в то время, когда спешки не было и в помине. Тогда каждый дом имел своё лицо, а помогали в этом именно они – деревянные наличники, обрамляющие оконца, да ставеньки, заботливо оберегающие жителей дома от лишних глаз ли, от солнца ли яркого.

Эти деревянные кружева, эти неповторимые завитки, узоры и орнаменты до сих пор являются особым украшением  старинного Енисейска, привлекающим к тому же и гостей города: понаблюдайте сами, как вскидываются объективы фотокамер туристов при приближении к этой самобытной красоте, как мазочек за мазком проявляется витиеватость эта в пленэрных работах художников. Да вот ведь беда – на картинах, видно, да на снимках только и останется скоро эта рукотворная резная нежность, если, конечно, не одумаются люди да по сторонам не оглянутся…

«Всё началось с того, что около десяти лет назад увидел один из наших преподавателей, как в доме на двух хозяев с одной стороны наличники выбросили. Совсем. Спросил. Разрешили забрать», - рассказала директор детской художественной школы Енисейска Наталья Макеева. Никто тогда и не знал, во что выльются для школы эти спасённые от неминуемой гибели вековые наличники. Хозяин тогда объяснил всё просто: сам, мол, уж не молодой, сил совсем ухаживать за оконницами не осталось. «А так, - указал он на пластиковую белоснежную обналичку, - куда проще».
Вскоре «безлички-обналички», словно вирус, охватили весь Енисейск: город переживал настоящий пластиковый бум…

Традиционные оконные рамы с невероятной скоростью вытеснялись современными пластиковыми стеклопакетами, брусчатые и бревенчатые дома упекались в заточение под разноцветный сайдинг, вместо уютных деревянных заборов вырастали металлические изгороди из профлистов. Сорванные же с привычных мест наличники хозяева вовсе не спешили возвращать на место. Трудно даже представить, но в большинстве случаев они отправлялись… в печь, приговорённые домовладельцами к сожжению. Правда, некоторым из этих резных свидетелей истории посчастливилось быть замеченными людьми неравнодушными. Так в художественной школе год за годом полнилась коллекция старинных наличников.

За несколько лет их набралось немало. Узнав, что деревянные домовые украшения хоть где-то готовы приютить, люди звонили в художественную школу, указывая на то, что там или там приготовили к выбросу старые оконницы. Сначала преподаватели их приспособили к стене старого сарая, что располагался на территории художественной школы, и сделали небольшой арт-объект из трёх старых рам. А потом…

-3

«А потом мы переехали в этот отреставрированный купеческий дом, - продолжила Наталья Викторовна. – Во дворе же осталось «наследие» - двухэтажное строение, в котором когда-то давно располагался городской архив. Но мы ведь художественная школа, и наше предназначение – учить красоте, воспитывать чувство прекрасного. А тут такое…»
Побелить-покрасить – первое, что решили тогда преподаватели школы. Но разве творчество может на этом успокоиться? Так родилась идея создать некий уличный музей наличников, этакий арт-объект, где можно было бы пофотографироваться, посмотреть сохранившиеся экземпляры старинной резьбы. Засучили рукава, взяли в руки лопаты, топоры, пилы, молотки, рубанки, стамески, резаки… Лишь спустя некоторое время идея обрела очертания проекта, которому и суждено было войти в программу подготовки Енисейска к 400-летию, в ту её часть, где о развитии туристского потенциала города говорится.

Два года непрестанного труда, причём практически без выходных, ушло на сотворение того, чему рабочее название изначально было «уличный музей «Енисейская оконница». По сути же это – терем-теремок, которым хочется любоваться, который хочется рассматривать и за который хочется благодарить и благодарить его создателей, без всяких приказов-указов, по своей личной гражданской инициативе постаравшихся сохранить и даже воссоздать уходящую красоту старинного сибирского города. Более того – и это ещё одно предназначение музея – выставка оконниц помогает привлечь внимание к проблеме варварского истребления этой деревянной красоты, к потере самобытности города.

«Лицо города катастрофически быстро теряется. Дерево уходит, уходит, уходит… Художники, которые к нам приезжают годами, говорят: «А к вам и приезжать скоро будет незачем». Обидно слышать это нам, живущим здесь. Но чтобы сохранить деревянное зодчество, нужна системная работа, без поддержки государства здесь не обойтись», - рассуждает Наталья Викторовна, пока мы идем на школьный двор к тому самому будущему музею.

Ну вот! Говорю же, объектив фотоаппарата вскидывается сам собой: упускать из виду такую красоту просто непростительно! По задумке авторов, оконницы со старых домов (многие из которых в Енисейске, увы, не сохранились) обрамляют окна второго этажа. Окна же первого украсили «новоделы» - красивейшие оконницы, часть из которых изготовлена и выпускниками этой школы. Наличники настолько различны, что вопрос их эстетического совмещения был, пожалуй, одним из самых мучительных. Но однажды оконницы подсказали ответ сами – сказалась, видно, мудрость их вековая. Попытавшись заглянуть под многослойную покраску, мастера с удивлением обнаружили, что дерево-то там живое! Ни его структура, ни его цвет за это время почти не изменились, краше разве что стали. Вооружившись наждачкой, принялись мастера ошкуривать старое покрытие, оставляя кое-где следы краски, стараясь подчеркнуть тем самым отпечатки времени. Теперь каждый наличник красуется на специальной подложке, играющей роль паспарту.

Сколько же здесь всего интересного, не пропустить бы чего! Повторяющихся элементов почти нет. Оказывается, за четыре века своей школы резьбы по дереву в Сибири так и не сформировалось, а потому приезжие мастера-резчики «привозили» с собой каждый что-то своё: кто - льва, призванного оберегать покой хозяев, кто - виноградную лозу как символ благополучия и единства, кто - дубовый листок как пожелание владельцам дома крепости, сил и долголетия. А вот итальянские мастера подарили нам мечту о море: волнообразные завитки, которые мы привыкли видеть над енисейскими окнами, – их умелых рук дело. Хотя, может, это несущий свои волны на Север Енисей их вдохновил? Как знать…

А выяснилось это, кстати, в процессе создания музея. Сколько литературы, так или иначе связанной с резьбой по дереву, было проштудировано, конечно, никто не считал. Полученная в процессе изучения информация ещё подлежит какой-то систематизации. Но вот ведь интересная деталь: нигде не указана ни одна фамилия мастера-резчика. Встречаются фамилии кузнецов, златошвеек, кожевников, а вот резчиков – нет. Начать исправлять историческую несправедливость мы решили прямо сейчас. Нам, конечно, не найти имён мастеров старых, но тех, кто работал над созданием музея оконниц, мы решили назвать непременно: Юрий и Наталья Макеевы, Евгений Ильин, Алексей Зырянов, Андрей Вертяев, Дмитрий Силантьев, Иван Гурейшин, Нина Иванова. Это те люди, которые буквально жили в мастерских, не считаясь ни со своим личным временем, ни сил своих не жалея, ни средств, прекрасно понимая, что проект давно уже вышел за пределы средств, на него выделенных.

В этом ряду нельзя не назвать имени ещё одного человека. Это его ежедневными стараниями сохранились изображения уже ушедшего и продолжающего уходить облика Енисейска. Николай Фёдорович Дорогов, чьё имя носит енисейская детская художественная школа, искренне надеялся, что в город когда-нибудь придут настоящие мастера-реставраторы, им-то и пригодятся все эти зарисовки, как наглядное пособие для возрождения горячо любимого им города. Отчасти его мечты осуществились. Да, дело пока, к большому сожалению, не дошло до восстановления деревянного зодчества, но работы Николая Фёдоровича – первое, что копируют ученики художественной школы, отправляясь на пленэр по городским улочкам: так лучше получается почувствовать дух Енисейска, пробудить наблюдательность к его деталям. Эти же зарисовки – первое, на что опирались наши мастера, чем вдохновлялись, работая над созданием музея оконниц.

А теперь вдохновлять будет сам музей. На что? Да вот хоть на то, чтобы постараться больше об этой самой резьбе деревянной узнать. Проведение исследовательской деятельности учащимися школ города, между прочим, – ещё одна просветительская миссия музея. И любви к своей малой родине учить – тоже его задача. Разумеется, эти задачи поставили перед собой создатели всего этого великолепия. Нужно сказать, срабатывает сразу: вероятно, через созидание этой деревянной сказки откликается в глубине души что-то русское, что-то к корням влекущее. И уже хочется свой дом украсить, и уже появляются вопросы о заказах и стоимости…

К слову, такие вопросы, отмечает Наталья Викторовна, задаются людьми, зашедшими посмотреть на работу мастеров, довольно-таки часто. Причём не всегда ради праздного любопытства. Мастерских, правда, пока в городе нет. Но ведь спрос уже появляется. И в этом тоже некая заслуга создателей музея, делом своим пропагандирующих не только сохранение памятников деревянного зодчества, но и создание новых шедевров. Чего стоит только пристроенное к старому зданию царское крыльцо! На него тут же хочется подняться. А пока поднимаешься, чувствуешь себя то ли боярыней, то ли королевишной – ничуть не меньше! Да, красота способна превозносить, а потому и пожелание Енисейску-юбиляру сегодня одно: пусть в красивом городе живут красивые люди. Процветания тебе, город родной!