Ни для кого не секрет, что профессия преподавателя по-своему сложна и требует приложения немалых моральных и физических сил. Ежедневный шум от учеников разных возрастов, постоянное давление со стороны администрации и всевозрастающая нагрузка от министерства образования нещадно давят на психику и делают работу учителя очень непростой. А крайне скромная заработная плата и вовсе губит на корню мотивацию для юных выпускников «педа», нести свет знаний детям.
Учителя старой формации, скрипя зубами, дорабатывают до пенсии. Молодые – не горят желанием работать в жестких условиях выживания в школе. Что делать преподавателям, которые уже отработали немало лет в этой сфере, но до пенсии осталось еще больше?
Приходится всерьез задумываться о смене профессии. Понятно, что сразу на завод идти не стоит. В полях, на комбайне или на тракторе вас тоже не ждут. А в администрации своих теоретиков – хоть пруд пруди, великое множество. Итак, вот несколько причин, почему стоит сменить сферу деятельности.
Первая и, наверное, главная: слабо нормированный рабочий день. Занятия со школьниками, студентами занимают лишь небольшой промежуток времени по графику. Все остальное – составление планов, графиков, таблиц. Заполнение различных методических журналов и другой макулатуры преподавательской направленности. А уж внезапные субботники после рабочего дня или на выходных, само собой входят в фонд заработанной платы.
Второе. Как уже писалось ранее – большое психологическое давление. Хоть разорвись, но все нужные бумаги заполни вовремя! И предоставь начальству. Еще обзвони или напиши сообщения с объявлением для родителей. И не перепутай! Это только небольшая часть обязательной работы.
В-третьих: скромное вознаграждение за праведные труды на ниве передачи знаний молодому поколению. Очень скромное. Поэтому многие учителя репетиторствуют за отдельную плату; помогает готовиться к ЕГЭ и ОГЭ. Некоторые умудряются подрабатывать в рерайте, копирайтинге и так далее; чертят и пишут различные работы на заказ.
Четвертая и основное. Стремительное падение престижа профессии из года в год. За 20 лет количество учителей в России сократилось с 1,75 до 1,2 млн. человек. Средний возраст составляет 45 лет; очень много педагогов-пенсионеров. Молодые педагоги без опыта несут откровенную отсебятину, не имеющую под собой сколько-нибудь реальной информации. А дети-то слушают, впитывают, пересказывают другим...
Пятая причина вытекает из первых двух – бюрократия. Все для формы: не потому, что необходимо, а потому что так надо.
Шестое – практически никакого простора для творчества. Среди учителей есть и крайне талантливые люди, не без этого. Как же им бывает сложно в тесных рамках школьной или любой другой программы! Директор и другое начальство редко поддерживают инициативных работников.
Причина под номером семь. Монотонность. Каждый день, месяц и год педагог повторяет одни один и тот же материал. Раз за разом. Это приводит к выгоранию на работе. Просто бомба с часовым механизмом.
Восьмая часть. Почему бы чертежнику не стать бухгалтером или переводчиком? Если к этому всегда была предрасположенность, то вперед, дерзайте! Никогда не поздно сменить то, что давно надоело.
Девятая: коллектив. Да-да, старый добрый коллектив всегда влияет на работу даже самого честного и ответственного сотрудника. Хорошо если коллеги адекватные, но ведь всегда находятся паршивая овца, которая переполошит всех.
10. Отношения родителей к преподавателям. Прошли те времена, когда слово учителя было законом. Теперь на неугодных «преподов» подают заявление в прокуратуру и даже в суд! И эта расхлябанность современных умных-глупых мамочек и папочек только поддерживается государством. Это проблема! И это напрямую влияет на качество обучения.