Найти тему

20 августа 1945 года

С-47 Дуглас армии СССР
С-47 Дуглас армии СССР

Из фронтовых зарисовок Павла Иосифовича Прийдака, воздушного стрелка-радиста 12-й воздушной армии Забайкальского фронта: «…В тот день, когда после начала военных действий СССР против империалистической Японии прошло 11 дней, а именно 20 августа 1945 года, из «точки» «Ленинград» (временный полевой аэродром в Монгольской Народной Республике) поднялся двухмоторный десантный самолет С-47, принадлежащий воздушной армии Забайкальского фронта. С целью приземлиться на военном аэродроме китайского города Мукден, С-47, преодолев густую облачность над цепью Большого Хингана, встретился с ясным небом и с тремя истребителями Як. Об этой встрече экипаж С-47 был поставлен в известность еще на земле. Полет до Мукдена длился 6 часов 45 минут, о чем беспристрастно повествует запись в «Личной летной книжке». …Мукден. Два японских истребителя разбиваются вдрызг в доказательство непримиримости с русской «коммунистической яростью». И тут приплетается «Либерейтор» Соединенных Штатов. Стреляет во все стороны. Два истребителя СССР едва «уговорили» его приземлиться…". Вот как вспоминает про этот эпизод военный комендант Мукдена А. И. Ковтун-Станкевич: «…В штаб фронта мы добрались поздно вечером. Николай Осипович Павловский - начальник оперативного управления фронта, к которому я немедленно явился, сразу же направил меня к командующему фронтом. Маршал Малиновский принял меня и приказал быть готовым к отлету в г. Мукден, куда после капитуляции предполагалось переместить штаб фронта. Я назначался военным комендантом города. В мое распоряжение для обеспечения охраны выделялся батальон мотоциклистов из 6-й танковой армии. С помощью этих сил необходимо было навести порядок в городе с населением свыше двух миллионов человек. Части 6-й танковой армии также следовали в город, но их задерживали размытые ливнями дороги. Утром 20 августа я, мой заместитель подполковник И. Н. Кравченко и батальон мотоциклистов вылетели с аэродрома Тамцак-Булак в Мукден. Что ждет нас там?.. Вот и аэродром. С воздуха видим огромное поле, сплошь уставленное самолетами. Штурман говорит, что это японские. Несколько самолетов выруливают на старт. Садимся. В это время два японских истребителя взмывают в воздух. Кто дал им право на взлет? Это ведь нарушение условий капитуляции. Старший японский офицер на аэродроме говорит, что разрешение на взлет никто не давал; по глазам видно, что он говорит неправду. Пока мы разбирались, они сделали несколько кругов над аэродромом, набирая высоту, а затем, войдя в штопор, врезались в землю метрах в двухстах от наших самолетов. Раздался взрыв. Обломки машин разлетелись в воздухе. По лицам японских солдат и офицеров было видно, что они восхищены поступком своих летчиков. Как потом удалось выяснить, эти летчики были не согласны с приказом императора о капитуляции и решили покончить с собой. Хорошо, что они не спикировали на наши самолеты. Итак, мы в Мукдене, втором по величине городе Маньчжурии. Начинается новая страница моей жизни…". (По дорогам Китая, 1937−1945).