Найти тему
Библиофилин

"Ученик архитектора", Элиф Шафак

Пятая книга любимой писательницы, если не ошибаюсь. Не самая лучшая, на мой вкус, но все равно впечатляющая.

Аннотация

XVI век. Османская империя. В Стамбул прибывает мальчик Джахан с необычным подарком для султана — белым слоном, предназначенным для дворцового зверинца. Волею судьбы юный Джахан становится учеником великого зодчего Синана. Так начинается эпическое приключение, в ходе которого Джахан встретит настоящих и фальшивых друзей, любовь всей своей жизни — принцессу Михримах, познакомится с коварными и жестокими придворными.

https://ozon.by/product/uchenik-arhitektora-shafak-elif-135685617/?oos_search=false&sh=_Gvt2BK08w
https://ozon.by/product/uchenik-arhitektora-shafak-elif-135685617/?oos_search=false&sh=_Gvt2BK08w

Роман достаточно объемный, я читала электронную версию книги, на сайте издательства "Азбука-Аттикус" увидела, что объем книги 640 страниц.

Книга представляет собой неторопливое повествование, воспоминания старика Джахана от того дня, как он прибыл мальчишкой в Стамбул, до его переезда в Агру. Это сказка для взрослых, порой пугающая, порой сентиментальная. Это исторический роман, Элиф Шафак вдохновляли реальные исторические персонажи и события. Хотя, как она признается в послесловии, в интересах повествования иногда приходилось пренебречь реальной хронологической последовательностью.

Во время чтения книги иногда подглядывала в интернет, чтобы посмотреть, как выглядят мечети, о которых упоминается в книге, и более подробно почитать об реальных исторических персонажах.

Сулейман Великолепный и слон , гравюра Мельхиора Лорка, 1559. Гравюра, вдохновившая Элиф Шафак на написание романа.
Сулейман Великолепный и слон , гравюра Мельхиора Лорка, 1559. Гравюра, вдохновившая Элиф Шафак на написание романа.

Слог, как всегда у Шафак, прекрасный, мировоззрение главного героя мне близко и понятно, сохранила много цитат. Закончив читать книгу, ощутила легкую грусть.

Два величайших блага на свете – это книги и друзья. Но если книг человеку требуется много, то истинных друзей у него может быть всего лишь несколько.
Люди могли бы многому научиться у зверей, – размышлял Джахан. – Если бы они, подобно животным, не знали горьких воспоминаний о прошлом и изнуряющих тревог о будущем, если бы они отказались от хитрости и лжи, этот мир стал бы счастливым и безмятежным.
И если кто-то из вас возомнит, что он лучше остальных, душу его отравит яд гордыни. А если же кто-то, напротив, решит, что он хуже остальных, душу его отравит яд зависти. В любом случае, результат будет плачевным.
Согласно архитектурному замыслу, четыре стены Тадж-Махала должны быть абсолютно одинаковыми, отражаясь друг в друге как в зеркале. В этом заключен глубокий смысл. Камни отражаются в воде. Образ Божий отражается в людях. Любовь отражается в разбитых сердцах. Правда отражается в историях, которые люди рассказывают друг другу. Все мы живем, трудимся и умираем под одним невидимым куполом: богатые и бедные, мусульмане и христиане, мужчины и женщины, рабы и свободные люди, султаны и погонщики, учителя и ученики… Под этим куполом все мы равны. Под ним исчезают любые различия, и все звуки, вне зависимости от того, выражают они печаль или радость, тонут в безмолвии всепоглощающей любви. Именно так я представляю себе Мироздание. Более я ничего не могу сказать на сей счет, ибо мой слабый разум не в состоянии постичь, где кончается прошлое и начинается будущее, где кончается Запад и начинается Восток.
https://books.apple.com/gb/book/the-architects-apprentice/id886058262
https://books.apple.com/gb/book/the-architects-apprentice/id886058262