Сюжет сериала повествует об агенте ЦРУ, которого двадцать пять лет назад американская разведка внедрила в ряды ФСБ. Андрей Андреевич Рыбин (Сергей Безруков) трудится старшим аналитиком в одном из подразделений структуры, точнее, собирается на пенсию по выслуге лет.
Главному герою 45 лет, а он полжизни отдал службе, что конечно же не нравится его жене Анне (Ольга Ломоносова). Да и дочери Кате (Дарья Аржаных), у которой во всю играют гормоны в её 19, явно не хватает отцовской поддержки. Лишь Лесси, любимая собака Андрея, всегда его поддерживает.
По случаю выхода на заслуженный отдых, Аня решает сделать сюрприз мужу, а именно: подарить путёвку на две недели на Алтай. И вроде Андрей не против и даже рад, но тут происходит непредвиденное его аналитическим умом событие.
В Москву прилетает некий мистер Донован, некогда возглавлявший отдел ЦРУ в столице. Так вот американец, сразу же направляется в Посольство США и сообщает, можно сказать, коллегам из разведки, что у него имеются данные, согласно которым, в ФСБ уже двадцать пять лет работает американский "крот"(шпион).
Донован готов поделиться этой информацией за 10 млн. долларов, но прежде хочет лично убедиться и увидеть того, кого он сам же и внедрил в ФСБ.
С этого момента в сериале начинается "игра" спецслужб, где многие будут сильно заинтересованы в том, чтобы изобличить "крота". Вот и придётся Рыбину решить очень сложный алгоритм - кто он теперь есть: агент ЦРУ или же майор ФСБ?
Сериал позиционируется как детективный триллер. Сразу отмечу - это не так. Не совсем там. Детектив - основной жанр ленты, но также присутствуют элементы драмы и немножко боевика.
Поначалу может сложиться ощущение, что сериал больше походит на некий документальный спектакль: слишком уж "вылизанная" картинка и сопутствующие атрибуты, в виде яркого офиса и прочих новых сооружений. Но постепенно сериал обретает свою художественность. Наверное, из-за этого некоторые моменты в ленте сводятся к условностям сюжета, что несвойственно хорошим детективам. Но благодаря манере съёмки, а операторская работа на хорошем уровне, практически без элементов "трясущейся камеры", зато с показом крупных и отдалённых планов, сериал не провисает сюжетно. Не в плане сценария, об этом чуть позже, а именно в динамике развития. Нет скучных и затянутых сцен, всё довольно просто, но увлекательно.
Тут стоит отметить и режиссёра Ивана Стаханова, и актёрский состав, да и всю съёмочную группу. Никто не филонит, все создают на экране убедительные и отличительные образы. Сергей Безруков, конечно, отыгрывает на высоком уровне почти всегда, но тут очень неплохо его Рыбин показывает безразличие, хитрости и наигранные эмоции - агент всё таки, пускай и аналитик. Хотя, присутствуют моменты, где слишком расточительно главный герой относится к некоторым важным нюансам. Можно списать на долгое отсутствие практики "работы в поле", но всё таки, больше похоже на сценарные просчёты. Тем не менее, персонаж убедителен в своих действиях (даже тут Безруков перевоплотится в одной из серий).
В сериалах подобного жанра, помимо самого сюжета, очень важны актёры, а точнее их подбор и попадание в роль. И с этим аспектом в "Шпионе" всё довольно хорошо. Есть номинальный главный герой в исполнении Безрукова, но не менее важны заглавные персонажи, которые призваны создать или помочь решить проблемы главному герою.
Особо отмечу Сергея Юшкевича. Этому артисту идеально подходят образы подлых или жёстких персонажей, вот и в "Шпионе" его герой, генерал Волошин, внушает определённые чувства, может и не негативные, но при его виде сразу и непонятно, о чём он думает и говорит ли правду.
Леонид Громов в роли полковника Царёва несколько удивил. Уж слишком много у него положительных ролей, а его герои всегда добряки. Тут же актёр смог воплотить роль строгого полковника, как говорится, на уровне: верю! Сам персонаж обладает отличительной чертой от других экранных "коллег по амплуа", которую зритель подмечает с первого появления Царёва.
Алексей Матюшин, он же подполковник Климов, выдаёт запоминающийся образ. Но сам персонаж слишком экспрессивный для роли начальника отдела. Скорее всего, режиссёр подобным, несколько шаблонным, героем решил добавить динамики в сериал, ведь Климов фактически является движущим фактором многих действий, помимо основной сюжетной линии.
Британец Мартин Дон Кук, сыгравший бывшего цру-шника Донована, вполне справился с ролью загадочного "отставника", хотя и не хватает этому парню немного харизмы: слишком однотипный взгляд и мимика во всех сценах. Касательно актёров, сыгравших роли действующих сотрудников ЦРУ в Москве: мало экранного времени, несколько шаблонно, но не раздражают и их действия вполне логичны по развивающемуся сюжету.
Другие персонажи неплохо дополняют действия центральных персонажей, но практически не влияют на сюжет. А вот про женские роли необходимо сказать. Так как, на мой взгляд, мелодрама в сериале просто добавлена в довесок. Слишком уж всё плоско и неинтересно в отношениях между героями.
Ольга Лосоносова, сыгравшая Анну, жену Рыбина, тут вообще для фона. Хотя, порой складывается ощущение, что героиня призвана для раздражения зрителя. Её поступки и действия хаотичны, как и мысли. Чтобы понять, как она на самом деле относится к главному герою, с которым прожила двадцать лет, нужно отдельный сериал снимать (спасибо, не надо). Говоря простыми словами: женщина устала от всего, а главное от одиночества, но в самой ленте это не очень убедительно показано, если не считать эмоционального поведения Анны в некоторых сценах.
Софья Аржаных, дочь Анны и Андрея Рыбиных, типичный современный подросток, с некоторыми клише в характере из других ментовских сериалов, где у главного героя есть ребёнок-подросток.
Наталья Кудряшова или же следователь Следственного комитета Ольга Семёнова, поначалу, вызывает интерес, но вскоре становится ясно, что перед зрителем образ безэмоциональной следачки. А когда доходит до сцены, где её героиня открывается Рыбину, сложно поверить в искренность. Может врёт, а может не убедительна сыграла актриса. А может и режиссёр так задумал с расчётом на продолжение.
А вот кто может понравиться, так это Ольга Виниченко, которая убедительно передавала эмоции своего персонажа, капитана Юлии Анохиной. Это живой человек, не пытающийся строить из себя кого-то. Она выполняет те функции, которые на неё возложены по статусу. И ей свойственны ошибки по банальной причине, что она женщина и у неё есть чувства. Это зритель понимает во время просмотра.
Остальные персонажи, повторюсь, тоже на своих местах, никто особо не выпадает, вот только сами действия героев, порой, не соответствуют их профессиональным навыкам. Может сценарные оплошности, может режиссёр так задумал, но в сериале почти отсутствует предыстория всех действующих героев!
Получается, что сериал, вроде, интересный, местами захватывающий, но ведь основной жанр детектив! Здесь мелочи играют важную роль, а зрителю иногда вообще без пояснений, просто по факту, говорят: это так, потому что, вот так. Особенно, если взять финал ленты, который оставляет много вопросов.
Да, может надо пересматривать, где будут замечены какие-то сюжетные хитрости и уловки, но точно можно сказать - сериалу не хватает предыстории по основным персонажам. Вообще непонятно, что двадцать лет делали все герои и почему вообще именно сейчас Донован решил рассекретить "крота"? Или почему Анна так спокойно воспринимает работу мужа аналитиком, где всё засекречено, но в сцене с найденной помадой сразу же подозревает его в измене? Почему вообще зрителю не показали, как они сошлись, как Рыбин свою легенду ей "впарил", как решили завести ребёнка? Да, Климов проясняет кое-что, но это всё так. Да и что это за дружба такая у Климова и Рыбина с академии, что из-за назначения одного у другого чуть ли не навязчивая ненависть возникает? Вопросы, вопросы, да без ответов.
И ладно, мелодрама тут в довесок, как было сказано выше, но почему нет пояснений или каких-то воспоминаний и рассказов про других центральных героев? Ведь кульминация и финал истории - это один большой вопрос, состоящий из множества небольших. Такое не спишешь на режиссёрский или сценарный замысел - это либо на монтаже что-то убрали, либо недочёт сценариста, либо...явная подводка к продолжению, где авторы многое прояснят. Тут без явных спойлеров не получится, но в некоторых сериях можно найти сюжетные нестыковки.
Можно отметить музыку, которая неплохо гармонирует с происходящим и где-то добавляет накала, но вот общего напряжения в сериале нет. Это и плюс - смотрится легко, но и минус: слишком многие моменты, похоже, отнесены к кино-условностям из разряда: додумай сам.
Визуально, повторюсь, слишком всё "вылизано", но самое забавное, что очень много фоновых кадров и сцен почти везде с домами по собянинской реновации. Да и сами съёмки в этих же домах, что добавляет неправдоподобности. Зная, какая слышимость в этих "человейниках", некоторые моменты с прослушкой или "жучками" выглядят смешно. Да и когда показывают дворы, где герой спокойно паркуется, и ведёт наблюдение, а вокруг гуляют дети, ну...это, видимо, тоже кино-условности (любой двор, если его так можно назвать, в новостройках почти всегда немноголюден). Хотя, сериал снимался в 2020 - 2021-ом годах, может сказались те ограничения, поэтому выбирали такие места и организовывали массовку. В целом, это не придирка, а так, замечание. Операторская работа на хорошем уровне.
Основная претензия - это сумбурная концовка. Вроде заканчивается сериал так, что зритель сам может логически додумать историю главного героя, но...Именно "НО" и очень много. Причём ответов нет. Только догадки и домыслы, а это, извините, не просто по финальной сцене додумать. Нет, тут много вопросов по самому "твисту", где просто не понятно: кто, зачем, почему, когда и как?
Если авторы изначально задумали минимум два сезона, то данный сериал заслуживает низшего балла, не взирая на неплохую актёрскую игру и вполне интригующий сюжет. Потому что, в таком случае - это плевок в зрителя. Мол, ждите, а потом мы покажем по одной серии раз в неделю или покупайте подписку на ту или иную интернет-кино-платформу ("Шпион", хотя бы, показали почти сразу, за что спасибо продюсерам и телевизионщикам). Да и продолжения, в большинстве своём, в подобных случаях, оказываются просто плохой пародией на первоисточник.
Но если авторы где-то, что-то заложили в сериале и объясняется это тем, что зритель просто невнимателен, то тут можно сказать, что есть над чем подумать. Немного. Потому что многие моменты попросту не раскрыты по причине отсутствия самой сюжетной линии того или иного героя. А строить догадки из пустого в порожнее...
Подводя итог, отмечу, что сам сериал всё равно интересный. Даже Безруков не раздражает и не ассоциируется с рекламным агентом какого-либо банка для пенсионеров. Вообще, в 'Шпионе" авторам и актёрам удалось воплотить определённый антураж, где нет персонажей, которым хочется сопереживать. Отчего и само действо смотрится увлекательно. Но вот некоторые ляпы и сценарные оплошности портят общее впечатление, вкупе, со смазанной концовкой.
Данный сериал можно посоветовать любителям остросюжетных фильмов, без особых претензий на серьёзность и скрупулёзность к деталям. Кино вполне подходит для просмотра в выходные.
Общая оценка: 5 из 10 за детективную составляющую и 7 из 10 за общее впечатление.