Напоминаем о трех основных решениях 2022 года, в совокупности приведших к практически полному запрету сельского лесоводства (лесоводства на землях сельхозназначения) в России: постановлении Правительства РФ № 1043, федеральном законе № 507-ФЗ и постановлении пленума Верховного суда РФ № 38.
1) Постановление Правительства РФ от 8 июня 2022 года № 1043
Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2022 года № 1043 "О внесении изменений в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" был создан целый комплекс административных, регуляторных и коррупционных барьеров для развития сельского лесоводства, фактически означающих его запрет.
Проект постановления был размещен для публичного обсуждения на специализированном сайте regulation.gov.ru в феврале 2021 года, и получил резко отрицательную оценку (6270 "против" при 8 "за"). Кроме того, проект получил отрицательное заключение по результатам оценки регулирующего воздействия. Тем не менее, при доработке из него были исключены лишь отдельные не самые важные положения (например, требование проверки проекта освоения лесов на соответствие правилам русского языка). Абсолютное большинство запретов, ограничений, необоснованных и трудновыполнимых требований в документе сохранилось. В результате постановлением № 1043 созданы следующие барьеры и риски для развития сельского лесоводства:
- введены критерии лесов на землях сельхозназначения, которые могут быть объектом использования, охраны, защиты и воспроизводства, невыполнимые для большинства заброшенных и зарастающих лесом участков (а в Нечерноземье - почти для всех);
- уведомительный порядок использования лесов для этой деятельности заменен на разрешительный, распространяющийся в том числе на ранее возникшие правоотношения, а также на участки, предоставленные в рамках программ "дальневосточных гектаров" и "северных гектаров";
- радикально усложнена процедура подготовки и подачи первоначального документа (теперь - заявления об использовании), введены требования фото- или видеофиксации, представления сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений еще до получения разрешения на их использование;
- введен запрет на лесоводство на земельных участках, отнесенных к особо ценным продуктивным сельхозугодьям (при фактическом отсутствии четких критериев и разумной практики отнесения сельхозземель к ним);
- введен запрет на любые рубки (в том числе рубки ухода в молодняках) при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка;
- введено множество обременительных формальностей и документов, аналогичных тем, которые предъявляются к лесопользователям на землях лесного фонда (проект освоения лесов, отчеты об использовании лесов, об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении);
- введены более жесткие, чем к лесопользователям на землях лесного фонда, требования к государственной экспертизе проектов освоения лесов (с обязательным обследованием с выездом на место);
- внесен целый комплекс коррупциогенных факторов (завышенных, неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований, категорий оценочного характера).
2) Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 507-ФЗ
Федеральным законом от 5 декабря 2022 года № 507-ФЗ ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" радикально упрощены и сокращены процедуры изъятия земельных участков при наличии формальных признаков их неиспользования по целевому назначению. В связи с этим он получил неофициальное название "закон о новом раскулачивании".
Закон действует в паре с постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации". Согласно этому постановлению, к признакам неиспользования земель сельхозназначения по целевому назначению, в числе прочего, относится наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью или сорными растениями по перечню согласно приложению (или на 20 и более процентах, если участок относится к особо ценным продуктивным сельхозугодьям). Согласно приложению, к числу сорных растений отнесены некоторые типично лесные растения, например, сныть обыкновенная, княжик сибирский, чемерица, копытень, вороний глаз, волчье лыко). Постановление предусматривает исключение для участков, частично (не менее чем на 25 процентах площади) используемых для сельскохозяйственной деятельности.
Закон существенно изменяет процедуры, сроки и исключения, связанные с принудительным изъятием земельных участков при наличии вышеуказанных признаков. В частности, закон позволяет изъятие участка, если "на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт неиспользования такого земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет" (ранее изъятие допускалось, если "неиспользование" сохранялось в течение трех и более лет подряд с момента выявления "факта неиспользования"). Это означает, что при обнаружении леса на указанной выше доли площади участка процедуры, направленные на его изъятие, могут начинаться незамедлительно. Кроме того, в ряде случаев трехлетний срок сокращается до однолетнего.
Закон допускает изъятие земельных участков, являющихся предметами ипотеки, и участков, в отношении собственников которых возбуждены дела о банкротстве (ранее эти случаи были исключениями, при которых изъятие земельных участков за неиспользование не допускалось).
Закон устанавливает обязательность приобретения изъятого земельного участка, если попытки продать его с торгов или муниципальному образованию оказались неуспешными, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. То есть в случаях, когда в сельскохозяйственном использовании участка никто не заинтересован (например, в силу объективных социально-экономических причин), закон предусматривает не только принудительное изъятие земельного участка за наличие на нем леса, но и принудительную продажу этого участка органу государственной власти субъекта РФ.
Фактически закон настолько упрощает и ускоряет процедуры изъятия земельных участков, что теперь масштабы отъема занятых лесом земель сельскохозяйственного назначения у прежних собственников будут определяться почти исключительно производительностью органов государственного земельного контроля (надзора).
3) Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 декабря 2022 года № 38
Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 15 декабря 2022 года № 38 внесены изменения в его же постановление от 18 октября 2012 года № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", которым фактически дается расширенное определение незаконной рубки для целей применения статьи 260 Уголовного кодекса РФ ("Незаконная рубка лесных насаждений").
В частности, в описание того, какая рубка лесных насаждений и (или) не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан является незаконной, внесен следующий новый абзац:
"Незаконной признается и рубка лесных насаждений, произрастающих в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляемая правообладателями земельных участков (например, арендаторами, пользователями) при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации (за исключением случаев, когда рубка лесных насаждений осуществляется на основании проекта освоения лесов), а также с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством".
То есть любая рубка в лесу, расположенном на земле сельскохозяйственного назначения, включая рубку ухода в молодняке (осветление или прочистку, без которых сформировать и вырастить ценный молодой лес невозможно), теперь признается незаконной, даже если ее проводит сам собственник земли в своем лесу, за исключением двух случаев:
- при наличии проекта культуртехнической мелиорации (т.е. при расчистке земельного участка для возвращения в сельскохозяйственный оборот);
- при наличии проекта освоения лесов (т.е. когда собственник получил разрешение на лесоводство - что в абсолютном большинстве случаев невозможно).
Это уже означает перспективы не просто крупного (до 50 тыс. руб. для граждан и до 700 тыс. руб. для организаций) штрафа за наличие или выращивание леса, а перспективы уголовного преследования, судимости, штрафа до трех миллионов рублей и (или) лишения свободы на срок до семи лет.
В постановлении приводится оговорка, какие деревья, кустарники и лианы не должны рассматриваться как предмет незаконной рубки в понимании ст. 260 УК РФ:
"не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и связанных с ним целей (за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений) ...".
По всей видимости, оговорка эта относится к отдельным деревьям, кустарникам и лианам, растущих среди используемых для сельскохозяйственного производства земель, но не в лесах на сельхозземлях.
Три решения, которые привели к практически полному запрету сельского лесоводства в России
21 августа 202321 авг 2023
76
7 мин
Взгляните на эти темы