Найти тему

Россия обходит Казахстан: почему скоростная дорога в Китай пойдет через Монголию, а не Казахстан

Скоростная дорога, соединяющая Россию и Китай, является одним из самых амбициозных и перспективных проектов в Евразии. Она позволит ускорить и удешевить грузоперевозки между двумя крупнейшими экономиками континента, а также открыть новые возможности для туризма и культурного обмена. Но какой маршрут выбрать для такой дороги?

С первого взгляда кажется, что логичнее всего проложить ее через Казахстан, который является ближайшим соседом и партнером России в Евразийском экономическом союзе. Однако в конце 2021 года стало известно, что Россия решила построить дорогу в обход Казахстана, через Монголию и Алтай. Почему такое решение было принято и какие последствия оно повлечет?

Россия объезжает Казахстан
Россия объезжает Казахстан

Одна из главных причин, по которой Россия отказалась от маршрута через Казахстан, это политическая нестабильность в этой стране. Напомним, что в начале 2022 года Казахстан пережил серьезный кризис, связанный с повышением цен на топливо и социальным недовольством населения.

В результате в стране произошли массовые беспорядки, которые были подавлены силами коллективной безопасности ОДКБ, в том числе российскими войсками. Это вызвало недовольство части казахского общества и элиты, которые увидели в этом вмешательство России во внутренние дела Казахстана.

С тех пор отношения между двумя странами остаются напряженными. Казахстан не спешит демонстрировать свою лояльность к России и ЕАЭС, а наоборот, пытается развивать связи с другими партнерами, в том числе с Китаем и Западом.

Си Цзиньпин и Владимир Путин приветствуют Монголию
Си Цзиньпин и Владимир Путин приветствуют Монголию

Казахстан также замедляет интеграционные процессы в рамках ЕАЭС, создавая препятствия для свободного движения товаров и услуг из России. В таких условиях Россия не может быть уверена, что Казахстан не изменит свою политику в будущем и не закроет свою территорию для транзита российских грузов.

Россия не хочет повторять ошибки прошлого, когда она зависела от непредсказуемых соседей по газопроводам и нефтепроводам. Например, Украина и Польша часто использовали свое положение транзитных стран для шантажа России и ее европейских покупателей, вводя дополнительные пошлины, снижая объемы перекачки или даже прекращая транзит вовсе.

Это привело к тому, что Россия была вынуждена строить альтернативные маршруты, такие как “Северный поток” и “Северный поток-2”, которые обходят Украину и Польшу по дну Балтийского моря. Таким образом, Россия хочет обезопасить себя от возможных политических рисков и гарантировать надежность своего транзита в Китай.

Ошибок прошлых мы уже не повторим...
Ошибок прошлых мы уже не повторим...

Другая причина, по которой Россия выбрала маршрут через Монголию, это экономическая выгода. Если бы дорога шла через Казахстан, то Россия должна была бы платить за транзит своих грузов по территории этой страны. Кроме того, часть прибыли от дороги уходила бы в казахстанский бюджет.

А так Россия сможет забрать всю прибыль себе. Да и строительство дороги принесет дополнительные доходы российским регионам, через которые она будет проходить. Вдоль дороги появятся новые рабочие места, инфраструктура, сервисы, туристические объекты и т.д.

Конечно, маршрут через Монголию имеет и свои недостатки. Он на 1000 км длиннее маршрута через Казахстан, что увеличит время и стоимость перевозок. К тому же на пути будут горные перевалы и сложные климатические условия. Но Россия рассчитывает, что эти недостатки будут компенсированы преимуществами.

Старый и новый маршрут из России в Китай
Старый и новый маршрут из России в Китай

Во-первых, дорога через Монголию будет более безопасной и надежной, так как не будет подвержена политическим рискам со стороны Казахстана. Во-вторых, дорога через Монголию будет более выгодной для России с точки зрения доходов и развития регионов. В-третьих, дорога через Монголию будет более интересной для туристов и путешественников, так как она пройдет по живописным местам Алтая и Монголии.

Решение России обойти Казахстан при строительстве скоростной дороги в Китай является серьезным ударом для этой страны. Казахстан теряет не только возможность заработать на транзите российских грузов, но и шанс повысить свой уровень развития и интеграции в Евразии. Казахстан остается в стороне от одного из самых масштабных проектов на континенте, который может изменить геополитическую карту региона.

Как отреагирует Казахстан на такое решение России? Возможно, он попытается укрепить свои связи с Китаем, который является его крупнейшим торговым партнером и инвестором. Казахстан уже участвует в инициативе “Один пояс, один путь”, которая предусматривает строительство транспортных коридоров между Китаем и Европой.

Один пояс, один путь, один выход
Один пояс, один путь, один выход

Однако эти коридоры не смогут полностью заменить скоростную дорогу, которую строит Россия. Во-первых, они будут длиннее и дороже. Во-вторых, они будут проходить через нестабильные регионы, такие как Афганистан и Иран. В-третьих, они будут подвержены конкуренции со стороны других стран, таких как Турция и Индия.

Казахстан также может попытаться найти другие пути сотрудничества с Россией и ЕАЭС, не связанные с транспортом. Например, в сферах энергетики, промышленности, образования, культуры и т.д. Однако для этого Казахстану придется изменить свою политику и показать больше доверия и лояльности к России. В противном случае он рискует оказаться в изоляции от своих ближайших соседей и партнеров.

И пусть дорога на тысячу км длиннее, зато, тише едешь - дальше будешь!

Понравилась статья? Напишите комментарий и поставьте лайк, чтобы статью увидело, как можно больше читателей. А также подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи. Спасибо, дорогие читатели!