Найти в Дзене
Мир Библии

Смысл и значение праздника Преображение Господне.

В нашей ежедневной жизни наш взгляд часто, к сожалению, если не сказать почти всегда прикован к земному и земным вещам: там мелькнула сумочка от Луи Веттон, там проехала большая просторная машина, о которой ты можешь только мечтать, но купить не сможешь, скорее всего, никогда. Мы живем среди земных вещей и по земному мыслим. Замысел Бога, чтобы мы, уже в течение нашей земной жизни думали о том времени, когда все земное закончиться, и начнется вечное Небесное. 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. 2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. 3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. 4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. 5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три к
Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

В нашей ежедневной жизни наш взгляд часто, к сожалению, если не сказать почти всегда прикован к земному и земным вещам: там мелькнула сумочка от Луи Веттон, там проехала большая просторная машина, о которой ты можешь только мечтать, но купить не сможешь, скорее всего, никогда. Мы живем среди земных вещей и по земному мыслим. Замысел Бога, чтобы мы, уже в течение нашей земной жизни думали о том времени, когда все земное закончиться, и начнется вечное Небесное.

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8 И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

(Мар.9:1-10)

Однажды атеист спросил верующего в Иисуса Христа человека: «Зачем ты стараешься жить праведно, говоришь всем про Христа и ходишь в церковь? Ведь если Бога нет, то все твои усилия бессмысленны!»

На что христианин ответил: «Если это так, то я ничего не теряю, и меня запомнят хорошим человеком, а если это не так, то ты все теряешь, а меня ждет великая награда!»

Праздник преображения имеет для нас очень важное значение. Человек создан для общения с Богом, и он не может быть счастлив, не имея этого общения. Но грешный человек не может прийти в общение со Святым Богом, и здесь есть определенная проблема. С одной стороны, Иисус Христос взял на Себя наши грехи и дал нам чистые одежды праведности.

В Ветхом завете мы также видим прообразы преображения: Бог дает священнику Иисусу чистые одежды (Захария 3, Моисей общался с Богом лицом к лицу, и оно настолько ярко светилось, что ему приходилось прикрывать его накидкой. Вся книга Левит посвящена разделению на чистое и не чистое. В Новом Завете мы видим притчу, о человеке, пришедшем на брачный пир не праздничной одежде.

О чем же сегодня говорит нам праздник преображения Господня? Касается ли он только Самого Бога, доказывая Его Божественность и никак не относится к нам, грешным людям, живущим среди людей с нечистыми устами?

Возможные контраргументы против данного события:

1. Исторический скептицизм: Некоторые критики утверждают, что рассказы о преображении Иисуса на горе не являются исторически достоверными. Они утверждают, что эти рассказы могли быть приукрашены или придуманы раннехристианскими общинами, чтобы усилить образ и божественность Иисуса.

2. Символическая интерпретация: Другой контраргумент предполагает, что рассказ о Преображении следует понимать не буквально, а символически. Согласно этой точке зрения, преображение Иисуса представляет собой духовное пробуждение или внутреннее просветление, переживаемое учениками, а не реальное физическое событие.

3. Психологическое объяснение: Некоторые ученые полагают, что Преображение было субъективным переживанием учеников, а не объективным внешним явлением. Они предполагают, что ученики спроецировали на Иисуса свои собственные желания, убеждения и ожидания, что привело к восприятию Его в прославленном виде.

4. Сравнительная мифология: Критики, опирающиеся на сравнительную мифологию, утверждают, что история Преображения имеет общие черты с другими религиозными и мифическими повествованиями. Они утверждают, что на него могли повлиять существовавшие до этого культурные мотивы появления божественных существ в сияющих формах, что ставит под сомнение его уникальную историческую достоверность.

5. Теологическая интерпретация: Некоторые богословы утверждают, что рассказ о Преображении не следует воспринимать буквально, а понимать его как богословскую метафору. Они утверждают, что оно служит для усиления значимости Иисуса и его божественной природы, показывая его связь с Моисеем и Илией как представителями Закона и Пророков.

Важно отметить, что эти контраргументы не являются подтверждением их правоты, а скорее представляют собой ряд точек зрения, которые выдвигались различными учеными на протяжении долгого времени.

Давайте рассмотрим культурно-исторический контекст данного события, чтобы нам точнее разобраться в его значении и уяснить для себя его смысл и требования Бога к нашей жизни в свете данного праздника.

Авторство Евангелия от Марка.

В том, что им был Марк, сотрудник Петра, единодушны отцы ранней Церкви. Самое раннее свидетельство исходит от Папия (приблизительно 110 г.), который в свою очередь ссылался на «старца Иоанна» (скорее всего имея в виду Иоанна Богослова). Папий называет Марка автором этого Евангелия и дает о нем следующую информацию: 1) Он не был непосредственным свидетелем служения Иисуса Христа. 2) Он сопровождал апостола Петра и слышал его проповеди. 3) Он тщательно записал слова Иисуса, как помнил их Петр, и те дела Господа, которые запомнились этому апостолу, - однако, не по порядку, замечает Папий, т. е. не всегда в хронологической последовательности. 4) Марк был «толкователем» Петра, т. е., по-видимому, записывал то, чему Петр учил, и объяснял его учение более широкому кругу слушателей. 5) Его повествование - совершенно достоверно.

Более ранние свидетельства в пользу авторства Марка были впоследствии подтверждены Иустином Мучеником («Диалог», примерно 160 г. по Р. Х. и др.), Иринеем («Против ересей», примерно 180 г. по Р. Х.), Климентом Александрийским (около 195 г.) и Оригеном (около 230 г.), причем на двух последних ссылается Евсевий в своей «Истории Церкви». Таким образом «доказательства извне» являются достаточно ранними и исходят из разных центров первоначального распространения христианства, как-то: из Александрии, Малой Азии и Рима.

Большинство толкователей Священного Писания считает, что еврейским именем евангелиста Марка было «Иоанн», т. е. что речь идет об Иоанне Марке. На его латинское имя – «Марк» в Новом Завете имеется 10 ссылок (Деян. 12:12,25; 13:5,13; 15:37,39; Кол. 4:10; 2-Тим. 4:11; Филим. 1:24; 1-Пет. 5:13). Имеющиеся возражения против того, что Марк и Иоанн - одно и то же лицо, звучат неубедительно. Поскольку из Нового Завета ничего неизвестно о каком-либо «другом» Марке, который имел бы близкие отношения с Петром.

«Внутренние свидетельства», хотя не всегда и не во всем, но соответствуют историческим свидетельствам со стороны раннехристианской Церкви. Из обоих источников можно почерпнуть следующую информацию: 1) Марк хорошо был знаком с «географией» Палестины, и в особенности - с Иерусалимом (Мар. 5:1; 6:53; 8:10; 11:1; 13:3). 2) Он знал арамейский язык, на котором тогда говорили в Палестине (5:41; 7:11,34; 14:36). 3) Он разбирался в иудейских установлениях и обычаях (1:21; 2:14,16,18; 7:2-4).

Несколько моментов, по-видимому, указывают на «приближенность» автора этого Евангелия к апостолу Петру: а) Живость рассказа и наличие ряда подробностей в нем говорят о том, что источником этой записи были воспоминания того, кто, как Петр, принадлежал к узкому апостольскому кругу свидетелей происходившего (1:16-20,29-31,35-38; 5:21-24,35-43; 6:39,53-54; 8:14-15; 10:32, 46; 14:32-42); б) Ссылки автора на слова и дела Петра (8:29,32-33; 9:5-6; 10:28-30; 14:29-31,66-72); в) Включение им слов «и Петру» в 16:7; г) Большое сходство между этим Евангелием в общих его чертах и проповедью Петра в Кесарии (сравните Деян. 10:34-43).

В свете как внешних, так и внутренних доказательств правомочно утверждать, что «Иоанн Марк», о котором говорится в Деян. Апостолов и в посланиях, является автором этого Евангелия. Он был евреем-христианином, жившим в юности со своею матерью Марией в Иерусалиме - в те дни, когда там возникла церковь. О его отце ничего неизвестно. В их доме собирались первые христиане (Деян. 12:12).

Может быть, именно там состоялась последняя Пасхальная вечеря Иисуса и Его учеников (толкование на Мар. 14:12-16). Не исключено, что Марк был тем юношей, который убежал нагим от римских воинов после того, как те схватили Иисуса (толкование на 14:51-52). Апостол Петр называет Марка «сын мой» (1-Пет. 5:13), и это может означать, что христианином тот стал под воздействием Петра.

Марк, несомненно, слушал проповеди этого апостола в Иерусалимской церкви сразу после ее возникновения (примерно в 33-47 гг. по Р. Х.). Позже он отправился в Антиохию вместе с Павлом и Варнавою (дядей Марка - Кол. 4:10), но в этом первом их миссионерском путешествии дошел с ними только до Пергии (это происходило примерно в 48-49 гг; Деян. 12:25; 13:5,13). По неизвестной причине Марк возвратился оттуда в Иерусалим. Из-за этого «дезертирства» Павел отказался взять его с собою во второе миссионерское путешествие. И Марк отправился с Варнавою на остров Кипр (около 50 г. -?; Деян. 15:36-39).

Позже, пожалуй, где-то в 57 году, он пошел в Рим. Павлу Марк был помощником во время первого заточения того в Риме (Кол. 4:10; Филим. 1:23-24; это происходило около 60-62 гг.). После освобождения апостола Павла Марк, по-видимому, остался в Риме и помогал там апостолу Петру, когда тот прибыл в ""Вавилон"", как называл Петр Рим (1-Пет. 5:13), примерно в 63-64 гг. (Некоторые, однако, считают, что под «Вавилоном» Петр действительно подразумевал этот город на р. Евфрате - толкование на 1-Пет. 5:13.) Вероятно, из-за сильных гонений на христиан при императоре Нероне и после мученической смерти Петра Марк на время покинул имперскую столицу.

Нам известно, что во время своего второго тюремного заключения в Риме (67-68 гг.) апостол Павел просил Тимофея, находившегося тогда в Ефесе, но собиравшегося в Рим, привести с собою Марка (тот, по всей видимости, находился тогда где-то в Малой Азии и нужен был Павлу как помощник в его служении; 2-Тим. 4:11).

То, что Марк является автором этого Евангелия, не означает (как следует и из вышесказанного), что он – «самостоятельный» составитель вошедшего в него материала. «Евангелие» - это особый вид литературы, возникший в первом веке по Р. Х. Это не просто биография Иисуса Христа или описание Его «великих дел», либо записи всего связанного с Ним, как запомнилось оно Его последователям, хотя, конечно, элементы и того, и другого, и третьего в Евангелиях имеются.

Но в целом Евангелие - это обращенное к определенной аудитории провозглашение - в свете известных этой аудитории богословских истин - Благой вести, которая «красной нитью» проходит через исторические события, связанные с жизнью, смертью и воскресением Христа. Именно в этом смысл и цель каждого из Евангелий. И в соответствии с этой целью Марк отобрал и расположил имевшийся у него исторический материал.

Итак, основным его источником были проповеди и наставления апостола Петра (толкование на раздел «Авторство»). Слушая их, он, возможно, делал заметки. Несомненно, кое-что почерпнул Марк и из личных бесед с Петром. Кроме того, он ведь общался с Павлом и Варнавою (Деян. 13:5-12; 15:39; Кол. 4:10-11). Можно предположить, что в свое Евангелие Марк включил, по крайней мере, одно собственное воспоминание (Мар. 14:51-52).

Адресат Евангелия от Марка

Евангелие от Марка адресовано человеку, находящемуся в духовном поиске смысла жизни и желающему найти ответы на главные вопросы нашей жизни: кто я? Откуда я взялся? Куда я иду? В чем смысл жизни?

Почти все дошедшие к нам свидетельства отцов Церкви сходятся на том, что Евангелие от Марка было написано в Риме и предназначалось, в первую очередь, римским христианам из язычников. Следующие доказательства в пользу этого находим в самом Евангелии: 1) В нем объясняются иудейские обычая (7:3-4; 14:12; 15:42). 2) Арамейские слова и выражения переведены в нем на греческий язык (3:17; 15:41; 7:11,34; 9:43; 10:46; 14:36; 15:22,34).

3)В некоторых случаях автор отдает предпочтение латинским терминам перед греческими (5:9; 6:27; 12:15,42; 15:16,39).

4) Он пользуется исчислением времени, принятым в Риме (6:48; 13:35).

5) Только Марк указывает на то, что Симон Киринеянин был отцом Александра и Руфа (сравните 6:48 с Рим. 16:13).

6) У Марка - немного цитат из Ветхого Завета, как и ссылок на исполнившиеся пророчества.

7) У него подчеркнута озабоченность «всеми народами» (толкование на Мар. 5:18-20; 7:24 - 8:10; 11:17; 13:10; 14:9), а там, где евангельское повествование достигает своей кульминации, именно римский сотник-язычник признает Божественность Иисуса Христа (15:39).

8) Тон и содержание Евангелия от Марка особо соответствовали настроениям римских верующих, уже столкнувшихся с гонениями и ожидавшими впереди еще худших преследований (толкование на 9:49; 13:9-13).

9) Считая, что его читатели уже знакомы с персонажами и событиями его повествования, Марк больший акцент делает в нем не на фактологической, а на богословской части.

10) Марк более явно, чем другие евангелисты, обращается к своим читателям как к христианам, объясняя им значение ряда конкретных действий и заявлений Иисуса Христа (2:10,28; 7:19).

Нигде в Новом Завете не содержится ясного указания на время написания Евангелия от Марка. На основании беседы Иисуса с учениками, сосредоточенной вокруг Его предсказания о разрушении Иерусалимского храма (толкование на 13:2,14-23), делается предположение, что это Евангелие было написано до 70 года, когда храм был разрушен.

Цель написания

В самом Евангелии от Марка прямо о них не говорится, а потому судить об этом остается на основании содержания книги и предполагаемой исторической обстановки. Вот некоторые из предполагаемых целей:

а) описать жизнь Иисуса Христа как Божиего слуги;

б) привлечь новых людей к Иисусу Христу;

в) наставить новообращенных христиан и укрепить их в вере перед лицом ожидавших их гонений;

г) дать необходимый материал евангелистам и учителям, и

д) опровергнуть неверные представления об Иисусе и Его мессианском служении.

Но выдвигающие все эти предположения (не лишенные смысла) либо вовсе не учитывают целые тексты Евангелия от Марка, либо обходят вниманием то, на чем евангелист делает особое ударение.

Между тем, главной для Марка была пастырская его задача. Христиане в Риме уже слышали благую весть о Божией спасающей силе и поверили ей (Рим. 1:8), однако они нуждались в том, чтобы услышать эту весть снова - в свете особого и подчеркнутого значения ее для их повседневной жизни, протекавшей в порочном и зачастую враждебном окружении. Им необходимо было глубже осмыслить значение их ученичества (смысл и последствия их следования за Христом) - в свете того, Кем Иисус был, что Он сделал, и что будет продолжать делать для них.

Как добрый пастырь, Марк написал «Евангелие Иисуса Христа, Сына Божиего» (1:1) так, чтобы ответить на упомянутые нужды своих читателей - да формируется самая жизнь их под воздействием этого Евангелия! И он достиг поставленной цели через воссозданные им образы Иисуса и Его двенадцати учеников, с которыми, как он надеялся, его читатели захотят отождествить себя (толкование на «Богословскую тематику»).

Он показал, что Иисус Христос является Мессией, потому что Он есть Сын Божий, но одновременно - и страдающий Сын Человеческий, и мученическая смерть Его в качестве такового соответствовала Божьему плану искупления человеческого рода. Именно в свете всего этого показал евангелист как заботился Иисус о своих учениках и старался донести до них сущность их ученичества в контексте Его смерти и воскресения; проходят века, но все, кто следуют за Иисусом, неизменно нуждаются в такого рода заботе и наставлениях.

Политическая ситуация в Риме в 50-60 гг. н.э. была отмечена рядом сложных событий и значительными изменениями в динамике власти.

1. Правление императора Клавдия:

На политической сцене Рима в начале 50-х годов нашей эры доминировал император Клавдий. Несмотря на свои физические недостатки, Клавдий проявил себя как умелый правитель, начав ряд реформ и расширив Римскую империю. В период своего правления Клавдий стремился восстановить традиционную республиканскую структуру империи, предоставив политические возможности низшим слоям населения.

2. Влияние Агриппины Младшей:

Агриппина Младшая, четвертая жена Клавдия, оказывала значительное влияние на своего мужа и сыграла решающую роль в управлении Римом. Она умело маневрировала в политической сфере, обеспечивая продвижение своего сына Нерона. Амбиции Агриппины и ее способность укреплять власть часто вступали в конфликт с традиционными представителями власти в Риме, что приводило к конфликтам и политической напряженности.

3. Внутренняя борьба за власть:

В этот период политическое соперничество внутри Рима усилилось, что привело к частой борьбе за власть между влиятельными семьями и политиками. Могущественная преторианская гвардия, изначально созданная как личные телохранители императора, иногда играла ключевую роль в определении судьбы правителей. Такая динамика власти могла приводить к изменениям в политическом ландшафте и влиять на политику и решения императоров.

4. Иудейское восстание в Иудее:

Одним из наиболее значимых событий этого времени стало восстание иудеев в провинции Иудея. Сочетание религиозных, экономических и политических факторов привело к широкомасштабному восстанию против римского владычества. Император Клавдий направил своего полководца Веспасиана для подавления восстания, которое продолжало нарастать даже после смерти Клавдия в 54 г. н.э. Это восстание заложило основу для будущих потрясений в Римской империи.

5. Возвышение и упадок Нерона:

После смерти Клавдия на престол взошел его пасынок Нерон. Вначале правление Нерона характеризовалось умеренными реформами и вниманием к культурным ценностям. Однако по мере укрепления власти Нерон стал проявлять нестабильность в поведении и автократизм. Это вызвало растущее неодобрение со стороны сената и населения, что в конечном итоге привело к его падению и последующему самоубийству.

Политическая ситуация в Риме в 50-60 гг. н.э. характеризовалась борьбой за власть, влиятельными фигурами и внешними конфликтами. Правление императора Клавдия создало условия для политического маневрирования, а влияние Агриппины Младшей и последующее правление Нерона продемонстрировали сложную динамику того времени. Восстание иудеев в Иудее еще больше подчеркнуло трудности, с которыми столкнулся Рим в деле сохранения контроля над своей обширной империей. Эти события и динамика власти определили политический ландшафт Рима, заложив основу для дальнейшей нестабильности и перемен в последующие годы.

Рим в 50-60 годах нашей эры: Культурный центр на пике своего величия

Город Рим в 50-60 гг. н.э. является ярким свидетельством величия Римской империи. В это время в Риме наблюдалось необычайное сочетание экспоненциального роста, культурного разнообразия и архитектурного мастерства. В этой статье мы рассмотрим богатый культурный гобелен Рима, обратим внимание на его яркую социальную жизнь, художественные достижения и влиятельных деятелей эпохи.

Яркая социальная жизнь:

Рим 50-60 гг. н.э. представлял собой город, кипящий жизнью и общественной деятельностью. Численность населения достигла почти миллиона человек, что делало его самым густонаселенным городом в мире на тот момент. Смешение людей разного происхождения создавало плавильный котел культур и идей. Римские граждане были известны своей любовью к развлечениям, и город предлагал множество зрелищ - от гонок на колесницах в Цирке Максимус до гладиаторских боев в Колизее.

Художественные достижения:

Культурный ландшафт Рима в этот период был отмечен бурным ростом художественных достижений в различных областях. Любовь римлян к архитектуре проявилась в строительстве таких знаковых сооружений, как Колизей, Палатинский холм и театр Марцелла. Эти чудеса архитектуры продемонстрировали мастерство римских инженеров и архитекторов.

В городе жили такие известные художники, как скульптор Пракситель и живописец Апеллес, которые внесли свой вклад в развитие римского искусства. Фрески украшали стены дворцов и вилл, изображая сцены из мифологии и повседневной жизни римлян. Римские скульпторы мастерски создавали реалистичные статуи, часто изображавшие исторических деятелей или императоров. Статуя Августа из Прима Порта - яркий пример изысканного художественного мастерства той эпохи.

Влиятельные фигуры:

Рим в этот период был отмечен многими влиятельными личностями, оказавшими неизгладимое воздействие на культуру города. Самым известным из них был римский император Нерон, взошедший на престол в 54 году нашей эры. Нерон, печально известный своим тираническим правлением, был покровителем искусств. Он финансировал грандиозные общественные проекты, в том числе строительство Domus Aurea - грандиозного дворца, украшенного экстравагантными фресками, садами и искусственными озерами.

Другой заметной фигурой был Сенека Младший, философ-стоик и советник императора Нерона. Сенека был влиятельным писателем и драматургом, известным своей нравственной философией и глубоким пониманием человеческой природы. Его философские труды и трагедии привлекли внимание интеллектуальной элиты Рима.

Культурная ситуация в Риме в 50-60 гг. н.э. представляет собой город, находящийся на пике своего великолепия. Рим находился в центре процветающей империи, переживавшей небывалый рост и процветание. Яркая социальная жизнь, художественные достижения и влиятельные деятели той эпохи составляли гобелен культурной ткани Рима. И хотя со временем Римская империя пришла в упадок, культурное наследие и достижения этого периода продолжают вызывать благоговение и восхищение. Рим 50-60 гг. н.э. действительно отражает вершину римской цивилизации и остается важнейшей частью истории человечества.

Давайте рассмотрим литературный контекст нашего отрывка.

План Евангелия от Марка

I. Заглавие (1:1)
II. Вступление: подготовка к служению Иисуса людям (1:2-13)
А. Предтеча Христа - Иоанн Креститель (1:2-8)
Б. Крещение Иисуса Иоанном Крестителем (1:9-11)
В. Искушение Иисуса сатаною (1:12-13)
III. Начало служения Иисуса в Галилее (1:14 - 3:6)
А. Проповедь Иисуса - краткое, вступительное, обобщение ее (1:14-15)
Б. Иисус призывает на служение четырех рыбаков (1:16-20)
В. Власть Иисуса над демонскими силами и болезнями (1:21-45)
Г. Разногласия Иисуса с религиозными вождями в Галилее (2:1 - 3:5)
Д. Заключение: фарисеи отвергают Иисуса (3:6)
IV. Продолжение служения Иисуса в Галилее (3:7 - 6:6а)
А. Служение Христа в районе Галилейского моря - вступительный обзор (3:7-12)
Б. Назначение Иисусом Двенадцати (3:13-19)
В. Обвинение Иисуса в том, что Он действует силою Веельзевула; Он говорит о том, кто, истинно, составляют Его семью (3:20-35)
Г. Характер Царствия Божиего в притчах Иисуса (4:1-34)
Д. Чудеса, творимые Иисусом, свидетельствуют о Его Божественной силе (4:35 - 5:43)
Е. Заключение: отвержение Иисуса в Назарете (6:1-6а)
V. Служение Иисуса в Галилее и за ее пределами (6:6б-8:30)
А. Иисус учит, ходя по Галилее - вступительное обобщение (6:6б)
Б. Иисус посылает двенадцать учеников проповедовать; смерть Иоанна Крестителя (6:7-31)
В. Словом и делом Иисус открывает Себя двенадцати Своим ученикам (6:32 - 8:26)
Г. Заключение: исповедание Петром Иисуса как Христа (8:27-30)
VI. Путь Иисуса в Иерусалим (8:31 - 10:52)
А. Первый раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (8:31 - 9:29)
Б. Второй раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (9:30 - 10:31)
В. Третий раздел, начинающийся с предсказания Иисусом Его мученичества (10:32-45)
Г. Заключение: вера слепого Вартимея (10:46-52)
VII. Служение Иисуса и Иерусалиме и его окрестностях (11:1 - 13:37)
А. Торжественный вход в Иерусалим (11:1-11)
Б. Пророческие знамения Иисуса относительно Божиего суда над Израилем (11:12-26)
В. Столкновения Иисуса с религиозными вождями во дворах храма (11:27 - 12:44)
Г. Пророческая беседа Иисуса с учениками на Елеонской горе (13 гл.)
VIII. Страдания и смерть Иисуса в Иерусалиме (главы 14-15)
А. Предательство, Пасхальная вечеря и бегство учеников (14:1-52)
Б. Суд над Иисусом, распятие Его и погребение (14:53 - 15:47)
IX. Воскресение Иисуса из мертвых (16:1-8)
А. Женщины приходят ко гробу (16:1-5)
Б. Ангельская весть (16:6-7)
В. Реакция женщин на весть о воскресении Иисуса (16:8)

X. Эпилог и богословские споры вокруг него (16:4-20)
А. Три явления Иисуса Христа после Его воскресения (16:9-14)
Б. Поручение Иисуса Его последователям (16:15-18)
В. Вознесение Иисуса и продолжение служения Его учеников (16:19-20)

Наш отрывок находится в VI разделе «Пусть Иисуса в Иерусалим». Он начался именно с горы преображения. Так и в нашей жизни – преображение во Христа может быть нашим путем страданий, по которому уже прошел Иисус.

Именно в этом разделе Иисус говорит о Своей смерти и воскресении. Казалось бы, прославленный Иисус может явиться всем людям и избежать позорной смерти на кресте и править человечеством, как прославленный царь, имеющий доступ к Небесам, общающийся с Моисеем и Илией. Но Иисус избирает другой путь – не внешних ограничений человека, но его внутреннего преображения, под воздействием любви Божьей.

План нашего отрывка

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8 И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

(Мар.9:1-10)

I Личные взаимоотношения со Христом дают нам доступ к вечной жизни и возможности видеть проявления Царства Божьего

A Иисус берет избранных учеников на гору

B Ученики видят преобразившегося Иисуса

C Его одежды сияют неземной белизной

D Явились Илия и Моисей и беседовали с Иисусом

II Реакция Петра на происходящие события

A Нам хорошо здесь

B Давай сделаем три шалаша, и будем здесь жить

C Ученики пребывали в страхе

D Не могли исполнить волю Божью

III Из облака явился Голос Божий и дал указания

A Иисус это Сын Божий

B нам необходимо Его слушать

C нам необходимо Ему подчиняться

IV Когда начали спускаться с горы

A преображение закончилось

B Иисус повелел не рассказывать об этом

C пока Он не воскреснет из мертвых

D ученики послушались, не понимая до конца этого

Таким образом, можно сделать вывод, что преображение Господне является не только доказательством ученикам Божественной природы Иисуса Христа, но в большей степени – необходимости нам, Его ученикам, носить одежды святости в чистоте, не отвлекаясь на временные красоты этого мира, которые при всей их привлекательности не могут сравниться с Небесной красотой, которую невозможно увидеть без определенных усилий и поиска Бога в своей жизни.

Иисус сделал все, чтобы спасти нас, и конечно же мы не можем спасти себя от ада и вечной смерти, но принимая Иисуса Христа как Господа и Спасителя, мы неизбежно встаем на путь преображения нашей жизни и изменения нашего характера. Как написано: без святости никто не увидит Господа.

14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. (Евр.12:14)

Пусть Всевышний благословит вас в поиске Истины.

С уважением, молитвой за вас и Божьей любовью

Рустам Кодаш Насыров