В данный момент серия Роберта Гэлбрейта "Страйк" насчитывает семь книг (седьмая в сентябре выйдет на английском), при этом пятая часть - самая объёмная. В двухтомнике "Дурная кровь" Страйку и Робин предстоит раскрыть преступление сорокалетней давности. Что же произошло 40 лет назад? Тогда терапевт Марго Бамборо вышла из амбулатории, в которой закончила прием, чтобы отправиться в паб. Идти ей было максимум пять минут, но в пабе женщина так и не появилась. И нигде больше не появилась. Пропала!
Следователи из полиции, которые расследовали этот случай сорок лет назад, предположили, что она стала жертвой серийного убийцы, но окончательных доказательств этому не было. Теперь взрослая дочь Марго обратилась к Страйку скорее для самоуспокоения, чтобы сказать себе, что сделала все возможное. А Страйк честно сказал, что раскрыть дело скорее всего не удастся: слишком много времени прошло.
Параллельно мы, как и в других книгах, будем наблюдать за динамикой отношений Страйка и Робин, развитием детективного агентства, в котором наконец-то появилась постоянная секретарша (мой новый любимый персонаж серии) и два новых сотрудника, их семьями и личной жизнью. Этот фон, связанный с жизнью главных героев - та рамка, которая объединяет книги в общую серию, ведь расследования герои ведут каждый раз разные. В каждой книге Роулинг побуждает Страйка и Робин окунуться в новую сферу, пристально рассматривать очередной кусок современной реальности: индустрию моды, издательский бизнес, работу парламента, жизнь современных аристократов и так далее. В пятой книге, хотя речь идет о деле сорокалетней давности, речь также идет о современности, правда подается она не через детали расследование, а через описание событий жизни самих героев: в этой книге будет очень много британской глубинки, а также читатель сможет узнать, как непросто в Великобритании разводиться.
Кажется, я уже написала о многих особенностях этого цикла, за которые я его люблю, и о некоторых его недостатках, которые не портят мне удовольствие от чтения (но многим любителям детективного жанра портят, поскольку романы Гэлбрейта-Роулинг все время норовят выскользнуть из жанровых рамок и мигрировать в сторону социальной драмы). Но кое о чем я еще не писала, а эти две характерных черты кажутся мне ключевыми в общей оценке цикла "Страйк".
Первой мне кажется культ дружбы, который утверждает автор. О том, что Роулинг очень высоко ценит дружбу (думаю, что дружба в ее системе ценностей важнее любви, важнее вообще всего), мы все узнали еще когда читали "Гарри Поттера". На протяжении всех книг она окружала Гарри самыми лучшими друзьями, только благодаря им мальчику-который-выжил удалось победить то самое великое зло. Затем был контрапункт в виде "Случайной вакансии", где никто ни с кем не дружил - и, понятное дело, все плохо кончили. А потом на сцену вышел Страйк, который, как и Гарри Поттер, окружен друзьями. Он дружит с бывшими одноклассниками, сослуживцами, преступником, которого в детстве спасла мама Страйка. Кроме того, к пятой книге Робин становится самым лучшим и близким другом Страйка. Страйк умеет дружить - и друзья регулярно ему помогают в самых непростых ситуациях. Даже когда в стране перекрывают движение из-за стихийного бедствия, друг поможет Страйку добраться до умирающей тетушки на резиновой лодке. Роулинг - это писатель, который постоянно объясняет всем нам, как важна для человека дружба.
Вторая важная черта цикла связана с бывшей профессией Страйка. Он, как мы помним, в прошлом был не полицейским, а военным, который потерял ногу на службе в Афганистане. Это обстоятельства как будто могло бы настроить против Страйка множество читателей со всего мира. Ну, правда, кто нынче готов воспринимать положительно военного, который верой и правдой служил в том самом трансатлантическом блоке, о котором в наших новостях (и не только в наших) говорят исключительно негативно? Да и в целом сложно вспомнить в бестселлере последних десятилетий положительного героя-военного, если речь не идет о событиях прошлого вроде Второй мировой войны. В лучшем случае авторы представляют читателю разочаровавшегося и страдающего ПТСР беднягу, который изо всех сил стремится забыть все, что случилось с ним на поле боя и рядом с ним.
Но Роулинг демонстрирует принципиально другой подход! Страйк - положительный герой, который вовсе не жалеет о своем прошлом. О каких-то поступках, конечно, жалеет, как и любой человек, но в целом - нет, он не обесценивает ни службу в армии, ни задачи, которые там выполнял. В качестве яркого примера здесь можно привести диалог из пятой книги, где пьяный Страйк спорит с братом Робин и его друзьями: те приводят ему наивные аргументы людей, которые вообще не испытывали реальных жизненных трудностей, а он отвечает им реальными примерами из своей реальной страшной практики. Более того, из воспоминаний главного героя и других сюжетных обрывков можно увидеть, что Страйк действительно делал что-то важное и полезное, пока служил в этой своей военной полиции: расследовал случаи злоупотребления властью, боролся с домашним насилием, эксплуатацией детей и другими вещами, которые кажутся мерзкими и преступными решительно всем, хоть нам с вами, хоть британцам. То есть Роулинг кажется вполне сознательно говорит о профессии военного и выборе в пользу этой профессии как о выборе правильном и достойном.
Здесь можно порассуждать о причинах подобного авторского выбора и его последствиях, но я пока не вижу у себя достаточно аргументов для этого. Возможно, они появятся, когда я прочитаю следующие книги про Страйка и Робин!
***
Одна из присущих мне дурацких черт - это не приступать к чтению следующего детективного цикла, пока не прочитан предыдущий. Так что, с одной стороны, мне уже хочется читать средневековые детективы про расследования брата Кадфаэля, с другой, сначала надо завершить чтение романов про Страйка и Робин. Так что шестая книга на очереди!