Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

80-летний юбилей Роберта Де Ниро

Родившись в Нью-Йорке (17.08.1943), Роберт Де Ниро учился в высшей школе искусств, посещал курсы знаменитого мэтра Ли Страсберга... Словом, начало карьеры будущей суперзвезды мирового экрана не предвещало особых сенсаций.

-2

В отличие от Сильвестра Сталлоне или Уоррена Битти Роберт Де Ниро не славился бесчисленными любовными похождениями. Кроме того, у Де Ниро есть еще одно довольно редкое для кинозвезды качество: его восхищают и радуют успехи коллег. «Я был счастлив вновь (после «Охотника на оленей» М.Чимино) встретиться на съемочной площадке с Мерил Стрип в картине «Влюбленные», — рассказал Де Ниро в интервью французскому критику Жилю Ле Морвану. — С ней прекрасно работалось, она замечательная партнерша!».

-3

Де Ниро умеет ценить и мужскую дружбу. Долгие годы совместной работы в кино связывают его с известным режиссером Мартином Скорсезе. Быть может, лучшие свои роли Роберт Де Ниро сыграл именно в его фильмах: «Таксист», «Бешеный бык», «Король комедии», «Мыс страха» и др. «Я всегда говорю Скорсезе: если ты меня попросишь о чем-то, как друга, я сделаю. Даже, если я не думаю, что подхожу на эту роль...».

-4

Эти слова ничуть не расходятся у Де Ниро с делом: специально для съемок фильма Скорсезе «Бешеный бык» актеру пришлось резко увеличить свой вес. Столь же тщательно он готовился и к предполагаемой главной роли в фильме Скорсезе «Последнее искушение Христа» (увы, роль в итоге досталась другому актеру)...

-5

Роберт Де Ниро любит не только сниматься, но и смотреть кино. «Я не говорю об «Индиане Джонсе...» и «Гремлинах» снисходительно. У меня есть друг, который считает, что люди моего типа предпочитают фильмы на видео, у себя дома, а если и идут в кинотеатр, то только вместе с семьей. Я думаю, возможно, по этой причине снимаются подобные «Гремлинам» «семейные» фильмы...».

Стоит ли удивляться, что Де Ниро в середине 80-х годов с радостью киновидеомана принял приглашение французов возглавить жюри фестиваля фантастических фильмов и триллеров в Авориазе?

-6

В 1987 году Роберт Де Ниро был председателем жюри Московского кинофестиваля. Всемирно известный актер, он приехал в страну, где ни одна его картина не шла в широком прокате, и был несколько удивлен, что несмотря на это, его все-таки знают многие зрители.

-7

С тех пор прошло немало лет, и теперь Роберт Де Ниро не знают, пожалуй лишь те, кто принципиально не пошел в кинотеатры смотреть «Крестного отца», «XX век», «Однажды в Америке» и «Сердце Ангела» и кто абсолютно равнодушен к видео и ТВ.

-8

Так уж получилось, что будучи американцем итальянского происхождения, Де Ниро лучшие свои роли сыграл в фильмах таких же как он потомков итальянских эмигрантов — Брайана Де Пальмы, Фрэнсиса Копполы, Мартина Скорсезе, Майкла Чимино, а также снимался и у самых настоящих итальянцев: Бернардо Бертолуччи и Серджо Леоне. Что и говорить — талантливая нация!

Три комнаты в Манхэттене
Три комнаты в Манхэттене

И хотя в 60-х Де Ниро довелось сыграть небольшую роль в картине маститого французского режиссера Марселя Карне «Три комнаты в Манхэттене», лучшие его работы этих лет связаны с постановками Де Пальмы («Свадьба», «Приветствия»).

-10

Впрочем, ни актер, ни режиссер не получили тогда широкой известности Звездный час каждого из них наступил лишь в 70-х.

-11

В 1973 году Де Ниро сыграл в криминальной драме Мартина Скорсезе «Грязные улицы», действие которой почти полностью происходило на темных городских задворках, при тусклом свете третьеразрядных баров.

-12

Фильм был замечен, но настоящая слава пришла к Де Ниро после роли во второй части «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы. Актер сумел органично вписаться в уже знакомую миллионам зрителей атмосферу гангстерской саги.

-13

А через два года, снявшись в остросюжетной драме Мартина Скорсезе «Таксист» и в пятичасовой исторической эпопее Бернардо Бертолуччи «XX век» («1900»), Роберт Де Ниро обрел поистине звездную популярность.

-14

В получившем Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля «Таксисте» Де Ниро сыграл ветерана вьетнамской войны. Мучительные психологические комплексы пост-вьетнамского синдрома раскрывались актером с натуралистической убедительностью: герой Де Ниро пытался найти забвение в ночных таксистских рейсах, в попытке покушения на кандидата в президенты, в кровавом разгроме публичного дома ради освобождения малолетней проститутки...

-15

Кстати, это была одна из первых ролей будущей знаменитой кинозвезды Джоди Фостер, из-за несчастной любви к которой - уже в реальной жизни через пять лет после съемок «Таксиста» некий психически неуравновешенный молодой человек стрелял в президента Рейгана. Ирония судьбы...

-16

Но вернемся к Де Ниро. Он сыграл таксиста на резких перепадах темперамента, давая возможность зрителям почти физически ощутить чувства своего героя, то охваченного вспышкой ярости, то уповающего на чудо любви. Погрузившись в порочный мир ночного Нью-Йорка, исступленно жаждущий «справедливости», герой Де Ниро в финале ведет себя точно так же, как на войне: оружие, враг, выстрел в цель... Все остальное для него уже не имеет значения...

-17

В драматическом супергиганте Бернардо Бертолуччи «XX век» через призму жизни двух итальянских семей — богатой и бедной — проходила история десятилетий. Среди великолепного актерского ансамбля (Жерар Депардье, Берт Ланкастер, Стефания Сандрелли, Доминик Санда, Дональд Сазерленд и др.) Роберт Де Ниро занял достойное место.

-18

Удачными оказались его работы и в экранизации романа Фрэнсиса Скотта Фитцджералда «Последний магнат», в ретро-мюзикле Мартина Скорсезе «Нью-Йорк, Нью-Йорк», в одном из самых сильных антивоенных фильмов мирового кино — «Охотник на оленей».

-19

Актеру оказались подвластны любые жанры. У Мартина Скорсезе он мог, к примеру, сыграть драматическую роль профессионального боксёра «Бешеный бык», потребовавшую от него невероятного напряжения физических сил, и сняться в сатирическом «Короле комедии». Здесь сполна раскрылся комедийный дар Де Ниро. Его герой — актер-неудачник с хитровато-насмешливым взглядом — ради того, чтобы стать знаменитым, захватывал в качестве заложника знаменитого комика (Джерри Льюис) и требовал прямой трансляции по телевидению своих коронных реприз... И вновь экстремизм героя Де Ниро, увы, не был досужим вымыслом сценариста и режиссера. К несчастью, на белом свете достаточно охотников любой ценой попасть на телеэкран...

-20


Вот почему Роберт Де Ниро выстроил свою роль отнюдь не на одних только эксцентричных, забавных гэгах. В характере его героя есть и драматизм судьбы маленького человека, всю жизнь мечтавшего о славе, в его монологах немало правды о сущности бесконечного конвейера шоу-бизнеса...

-21

В 1983 году знаменитый итальянский режиссер Серджо Леоне пригласил Де Ниро на главную роль в свой, к сожалению, последний фильм-роман «Однажды в Америке» этой драме, рассказывающей о судьбе мальчишек из еврейского квартала Нью-Йорка, ставших гангстерами. Де Ниро талантливо сыграл одного из них — Нудлса (Лапшу), в котором криминальный бизнес год за годом вытеснял все человеческое.

-22

Недаром самые волнующие сцены фильма — воспоминания героя о далеком детстве, где он оставил свое счастье: верную дружбу, первую любовь и, несмотря ни на что, — радость жизни Кому-то наверное картина «Однажды в Америке» покажется изысканной ретростилизацией под «Крестного отца». Кому-то — боевиком, поставленном по кассово-зрелищным канонам: с выстрелами, драками, кровью и любовью. Кому-то — печальным философским размышлениям о смысле жизни, и в поисках которого человек вольно или невольно переступает через вечные заповеди…

-23

Годом позже Де Ниро, сыграв небольшую гротескную роль в фантастической антиутопии Терри Гильяма «Бразилия», вновь (после «Охотника на оленей») встретился на съемочной площадке с Мерил Стрип.

-24

Не могу сказать, чтобы режиссура Улу Гросбарда в мелодраме «Влюбленные» отличалась изысканностью и совершенством, но дуэт замечательных актеров доставлял подлинное наслаждение. Они психологически тонко сыграли возникновение взаимной симпатии, притяжения, первых импульсов любовных чувств. В суете повседневной городской жизни история любви их героев напоминала чуть старомодный вальс, негромко звучащий для тех, кому уже за тридцать...

-25

Роберт Де Ниро любит контрасты. И потому не приходится удивляться, что следующая его роль — в «Миссии» Роланда Жоффе - сыграна в ином ключе. Вместо полутонов - объемная, яркая экспрессивность, ярость, твердость мужского характера...

-26

Рассказ о католических миссионерах, обращающих в христианскую веру языческие латиноамериканские племена, благодаря умелой режиссуре, экзотичности фактуры и отличному актёрскому дуэту Роберта Де Ниро и Джереми Айронса тронул не только зрительские сердца, но и принес «Миссии» гран-при Каннского фестиваля, хотя среди кандидатов на этот престижный приз был, к примеру, и последний фильм Андрея Тарковского «Жертвоприношение»...

-27

В виртуозном стилизованном триллере «Сердце Ангела» Алан Паркер предложил Де Ниро маленькую роль дьявола-искусителя Он сыграл ее на минимуме выразительных средств. Его герой практически не поднимается с кресла, но как выразительна его мимика, пластика рук, тяжёлый взгляд темных глаз…

-28

В снятой почти одновременно с «Сердцем Ангела» гангстерской драме Брайана Де Пальмы «Неприкасаемые» Роберт Де Ниро сыграл как всегда хорошо, но без особого блеска.

-29

Зато в незамысловатой полицейской комедии Мартина Бреста «Успеть до полуночи», как и в «Короле комедии», показал, что с чувством юмора у него по-прежнему все в порядке. Его герой — полицейский с неудавшейся служебной карьерой и личной жизнью — вынужден охранять от мафии обаятельного преступника, в чем-то напоминающего незабываемого Юрия Деточкина из комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966).

-30

Еще более забавен персонаж Де Ниро в криминальной комедии Нила Джордана «Мы не ангелы».... Двое мошенников, спасаясь от полиции, выдают себя за учёных монахов. Согласитесь, фабула вполне в духе «Праздника святого Йоргена». Вместе со своим молодым партнером Пенном Роберт Де Ниро делает все возможное и даже, на первый взгляд, невозможное, чтобы превратить этот в сущности средний фильм в веселое зрелище...

-31

Передохнув на комедиях, на рубеже 90-х годов Роберт Де Ниро вернулся в «серьезный» кинематограф, сыграв ведущие роли в фильмах Мартина Рита («Стенли и Айрис»), Мартина Скорсезе («Хорошие парни», «Мыс страха») и Ирвина Уинклера «Виновен по подозрению».

-32

В мелодраме «Стенли и Айрис» Де Ниро трогательно исполняет роль неграмотного парня, «маленького человека», пытающегося занять свое место в мире, сохранив при этом человеческое достоинство и любовь. В «Хороших парнях» его герой снова гангстер, только, пожалуй, самый жестокий из всех сыгранных им ранее. Актер здесь полностью на стороне режиссерской концепции безжалостного разоблачения мифа о «семейном братстве» и «кодексе гангстерской чести» мафии.

-33

В «Мысе страха» его персонаж — психопат-уголовник, маниакально преследующий адвоката (Ник Нолти), который когда-то не помог ему выиграть судебный процесс. Снова темпераментная, экспрессивная роль, перекликающаяся в «Таксистом» и «Бешеным быком». Поистине актер находился в блестящей форме...

Творческой активности Де Ниро можно только позавидовать: в среднем - три картины в год.

Кроме того, он попробовал себя и в режиссерской профессии...

Александр Федоров, киновед.
Впервые опубликовано в журнале «Видео-Асс экспресс» (Москва)
1993 год, N 23. С.20-25.