Что значит воспитанный ребенок в современном мире?⠀
Мне нравится метафора про деревце. Представим, что наш ребенок — росточек, который начинает тянуться вверх. Нам важно укрепить его ось через корни. Поэтому мы выбираем здоровое и качественное питание. Воспитывая ребенка, мы питаем его ось. Отсюда и слово воспитание — в ось питание.⠀
Мы часто объясняем детям, что хорошо, а что плохо. Это может быть применимо к гигиене и к человеческим отношениям.⠀
Плохо/хорошо — понятия не всегда однозначные и не всегда устойчивые. Мир меняется и мы подвержены течениям и влияниям. Раньше перечить взрослым было плохо и недопустимо. Сейчас мы допускаем оговорки, понимая, что взрослый — не значит правый.⠀
Как же научить ребенка обращаться за помощью к собственным чувствам и опыту, а не ждать объяснений от значимого и авторитетного взрослого, который даст оценку хорошо это или плохо?
Давайте попробуем вместо понятий хорошо/плохо использовать полезно/вредно.⠀
Спросите у ребенка и предложите порассуждать вместе, принесет ли его действие пользу или вред? Ему или окружающим?⠀
Полезно ли есть на завтрак, обед и ужин только сладкое?⠀
Полезно ли 24 часа в сутки проводить у компьютера в видеоиграх?⠀
Полезно ли врать?⠀
Полезно ли извиняться, если неправ?⠀
Полезно ли делиться?⠀
Полезно ли класть вещи на место и убирать за собой?⠀
Полезно ли ломать игрушки?⠀
Дети хитрят и специально отвечают с вызовом:
«Да, полезно!», — провоцируя взрослого.⠀
«Хорошо, — соглашайтесь, — я отсталый от жизни взрослый, ничего не понимаю, расскажи мне: в чем здесь польза, покажи со всех сторон?».⠀
Во время таких разговоров ребенок думает, делает выводы, учится рассуждать. Чувствует, что его мнение имеет значение. И полученное в результате такой беседы понимание — это не слепое повиновение, а убеждение, новое полученное знание. А значит, куда более вероятно, что ребенок будет поступать именно таким образом. Ведь он будет действовать не из страха наказания, а потому что будет считать это правильным.
Автор: психолог Юлия Петрова
Фотография: Adam Winger, Unsplash