Если у вас закатились глаза от заголовка и пальцы потянулись на реализацию комментария: «Что, кроме “Бойцовского клуба” в мире ничего больше нет?!» — выдыхайте. Об экранизации Паланика я так или иначе, но скажу, ибо это лучшее знакомство с актером в моей жизни, но и помимо этого счастья мне есть что сказать.
Эдвард Нортон — человек-хамелеон. Его талант пластичен, многогранен, универсален и немного пугающ. Мне кажется, он перевоплощается из роли в роль тем же путем, что и Халк из Брюса Беннера трансформируется в зеленого монстра. То есть просто в какой-то момент глаза актера загораются, он выдает: «Эдвард играть, Эдвард впечатлять» и, пух! — перед зрителем новый человек. Возможно даже в сиреневых шортиках.
Если так задуматься, то в команду Эдварда я попала задолго до выхода «Сумерек». И причиной тому великолепное кино, в котором играл Нортон. Разные жанры, разные персонажи, разные характеры и обстоятельства. Иногда мне даже было сложно понять, что вот он — актер, которого я люблю уже всем сердцем с первых секунд. Его мимика, его голос (как изумительно он звучит без русской озвучки и насколько по-разному в каждой роли!), его жесты и слова его персонажей — каждый взгляд был наповал в цель. При этом в жизни Нортон выглядит застенчивым, очаровательным скромником, от которого не ждешь вообще ничего. Смотришь на некоторые фото — и хочется укутать этого человека в плед, дать чашку какао с зефирками и пусть сидит и отдыхает рядышком. А потом смотришь кино с ним и… Какао с зефирками нужен уже тебе… Или сигаретку с кофе…
Пробежимся по ярким литературным ролям в честь дня рождения великого иллюзиониста?
«Первобытный страх», 1996 год Итак, изумительный дебют Нортона в кинематографе. Настолько изумительный, что Эдвард будет номинирован на «Оскар» за второстепенную роль в этом фильме. В обход всех остальных актеров и номинаций. Так-то.
Фильм потрясающий, а Нортон в нём еще лучше. Сюжет рассказывает историю судебного процесса, в котором обвиняется герой Эдварда, — подросток Аарон. Он обвиняется в убийстве архиепископа, над трупом которого его и застали. Его адвоката играет Ричард Гир, и это прекрасный выбор на эту роль. Паутина лжи и интриг, невинный юноша, которого нужно оправдать любой ценой и страшная тайна за всей историей. Фильм безумно интересный, неоднозначный и его хочется пересмотреть хотя бы еще разок. И еще разок. И еще пару разочков. Нортон в картине — выше всяких похвал. Он и пугающий, и располагающий к себе. Фильм, о котором знают немногие, но который заслуживает внимания всех!
William Diehl - Primal Fear
«Бойцовский клуб», 1999 год Все мы понимали, что я всё же поговорю об этом фильме отдельно. И дело вот в чём: с этого фильма началась моя любовь к: Эдварду Нортону, Брэду Питту, Хелене Бонем Картер, Джареду Лето как к актеру и к Дэвиду Финчеру. Понимаете, насколько знаковый это фильм в моей жизни? В нём сошлись все звезды (во всех смыслах). Я влюблена в визуальный язык картины, который умудрился перенести на экран язык и манеру повествования Паланика. Просто чудо какое-то! И это один из тех редких случаев, когда фильм не лучше книги (во всяком случае для меня), но и абсолютно точно не хуже. Визуализация настолько впечатывается в сердце, что очень многие кадры узнаваемы. Например сейчас я рисую картину по номерам, которая изображает первый кадр с Марлой — женщина в шляпе и очках, а вокруг клубы сизого дыма. Не знаю, зачем мне оно, но я не удержалась.
Актерская игра на высшем уровне, работа режиссера — выше похвал. Как говорится у молодежи: здесь всё вышка и пушка. И это снова глубокий фильм, который по завершению просто кричит, требуя, чтобы его посмотрели снова. Кто мы такие, чтобы сопротивляться? Пройдемся с безымянным автором в воплощении Нортона еще и еще. Мы ноющая жажда разрушения Джека.
Чак Паланик - Бойцовский клуб
«Красный дракон», 2002 год В каком порядке вы читали\смотрели трилогию о Лектере? Я смотрела (и читала) в самом популярном порядке: «Молчание ягнят», «Ганнибал», «Красный дракон». И это сыграло злющую шутку с восприятием истории и персонажей (по этой причине я не в восторге от сериала «Ганнибал»). Ведь «Красный дракон» — это начало всего. И главный герой этой истории, Уилл Грэм, должен быть спутником читателя/зрителя, дабы мы переживали и надеялись на лучшую судьбу для него. «Молчание ягнят» поступает жестоко — Лектер мимоходом и без волнения рассказывает точную судьбу Грэма в первой части. Поэтому… Нарушая изначальный порядок, за персонажа Нортона не очень переживаешь как-то. Но при этом, нельзя не заметить, что с ролью актер всё равно справляется мастерски и вызывает-таки эмоции зрителя. Этот Уилл Грэм — лучший Уилл Грэм (как и этот Ганнибал Лектер — лучший Ганнибал Лектер, кидайте в меня камни, если не согласны).
Томас Харрис - Красный дракон
«Иллюзионист», 2006 год Люблю я иногда взять и посмотреть рядышком фильмы на одну тему, а потом радостно путать их между собой. Так бывало и с «Иллюзионистом», который благополучно смешался в моей голове с «Престижем». А что? Магия, фокусники, интрига, триллер и три шикарных мужика: Кристиан Бейл, Эдвард Нортон и Хью Джекман. А кто где и о чём — да какая в сущности разница?
Но разница всё же есть. «Иллюзионист» более динамичный и волшебный фильм. На его стороне из плюсов: более приятная глазу теплая цветовая гамма, менее запутанный и более прописанный сюжет, более достоверные отношения между героями и более ровный по таланту актерский состав. Если вам по вкусу истории о фокусниках, о запретной и тяжелой любви, о скандалах и интригах, о тайнах и внезапных поворотах — этот фильм точно для вас! Эдвард вас даже научит-таки нескольким простым, но очаровательным фокусам. В школе мы как-то после очередной трансляции фильма по ТВ радовали друг друга тем, что запомнили.
Стивен Миллхаузер - Иллюзионист Эйзенхайм
«Сиротский Бруклин», 2019 год Господа и дамы, вашему вниманию представляется не просто фильм на основе книги, в котором снялся Эдвард Нортон. Он этот фильм еще и срежиссировал! Картина получилась очень любопытной. Это довольно интересный детектив, балансирующий между нуаром и триллером, отчего чувства получаются смешанными. Я скорее советую фильм к просмотру, нежели нет, но советую с осторожностью. Актерский состав очень яркий и впечатляющий, а Нортон в роли детектива с синдромом Туретта — вишенка на этом торте из горького шоколада.
Джонатан Летем - Сиротский Бруклин
Что еще обязательно к просмотру, чтобы увидеть все грани таланта Эдварда Нортона?
«Народ против Ларри Флинта», 1996 год (мой второй самый любимый в мире режиссер — Милош Форман, это чистый восторг в обертке легкого артхауса) «Американская история Икс», 1998 год (тяжелое, но важное кино с яркой, резкой и жестокой ролью Нортона) «Ограбление по-итальянски», 2003 год (ремейк одноименного фильма 1969 года, в котором антигерой Эдварда запоминается чуть ли не крепче главных героев) «Царство небесное», 2005 год (для поклонников «Гладиатора» и прочих исторических атмосферных картин Ридли Скотта) «Невероятный Халк», 2008 год («Рот на замок, и ножками». Если вы еще не знаете эту цитату, нам не о чем разговаривать!) «Отель «Гранд Будапешт», 2014 год (Эдвард Нортон и не усики, а пропуск… В девичьи сердца) «Призрачная красота», 2016 год (Изумительной глубины драма, если вам некуда девать бумажные платочки)
Мне кажется, Нортон только начинает разгоняться. Его талант становится всё очевидней, а роли не теряют актуальности и яркости. Он мастер перевоплощения, что видно по нашему краткому экскурсу в его творчество. И я знаю, что впереди нас снова и снова ждет удивление и восторг от новых работ актера.
В честь его дня рождения позвольте себе отдых за просмотром фильма с его участием. Но не доводите себя до бессонницы! Даже накануне выходных она не идет на пользу. Высыпайтесь.
Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Записки на полях» Лина Синявская
Больше интересных статей, фактов и рецензий в Telegram-канале Лайвлиба. Подписывайтесь!