Железная дорога пришла к нам со стороны Владивостока в феврале 1897 года. Почти 19 лет станция Хабаровск была тупиковой, ведь мост через Амур, соединивший Уссурийскую и Амурскую железные дороги был построен только в 1916 году, перед самой революцией.
Первый вокзал 1897 года постройки был временным, деревянным и находился далеко за городом. Реальная граница Хабаровска тогда проходила по улице Иркутской (ныне Московская). Дальше был просто лес.
Рядом со станцией по обе стороны от колеи был постепенно выстроен городок для железнодорожников со всей необходимой инфраструктурой. В частности, церковь Рождества Христова появилась именно как храм для нужд железнодорожников в 1901 году.
Интересно, что после революции эта церковь продержалась дольше всех. Местная пресса неоднократно призывала ее закрыть и устроить тут что-либо полезное. Но руки долго не доходили и детсад здесь обустроили лишь в конце 30-х годов. Но детское учреждение проработало лишь порядка восьми лет. В 1945 году на волне частичной либерализации религиозной политики храм вернули верующим. Первое богослужение после перерыва в нем прошло 19 августа 1945 года и с этого дня более чем на полвека Христорождественский храм стал единственным в центре большого города (другой храм, в честь Александра Невского, находился на самой окраине, на Базе КАФ).
Самым старым зданием в привокзальном районе является главный корпус первой в городе железнодорожной больницы, которую торжественно открыли в залинейной части, там, где сейчас улица Ухтомского, 3 января 1895 года. Деревянная постройка практически в неизменном виде (если не считать 130-летней обветшалости) сохранилась до наших дней, сейчас это пятиквартирный жилой дом по адресу Ухтомского, 17Б. Аварийным его признали лишь два года назад, а когда расселят людей - сказать невозможно, хотя вплотную идут работы по расширению Транссиба, и на глаз складывается ощущение, что этот и другие жилые дома по соседству попадают в зону, где их быть не должно.
Кстати, интересный снимок залинейной застройки у станции Хабаровск сделали американские интервенты в 1919 году. На фотографии видны по сей день стоящие военные склады (слева), дома на улице Ухтомского, 3 и 5 (деревянные), переулке Ухтомского, 17 (двухэтажный каменный справа), одноэтажная казарма, а также интересный особнячок по адресу улица Восточный семафор, 23 (с башенкой). Удивительно, но спустя более ста лет здесь мало что поменялось, разве что дома сильно обветшали и все заросло «зеленкой». Никакого жилья с тех пор в этом районе больше не построили.
Отметим, что об особняке с башенкой толком ничего не известно, кроме даты постройки - по данным краевого Центра ОПИК, это 1910 год (во всех интернет-справочниках гуляет ошибочная информация о 1936-м). Близость военных складов наталкивает на мысль о том, что дом имеет отношение к ним, но у него очень нетипичная архитектура для военных построек того времени. Так что возможно, дом принадлежал клану купцов Батуевых. Известно, что в этом районе у них в начале 20 века была целая промзона - пятиэтажная мельница (со стеклянной, кстати, крышей), склады, подсобные цеха, бараки для рабочих.
- Я думаю, это особняк Владимира Арефьевича Батуева. Теперь там жилой многоквартирный дом. Я сам жил в этом районе, хорошо его знаю. Рядом до сих пор остатки озера, ради него место для постройки и выбирали. Когда-то озеро было очень красивое, благоустроенное, - сообщил краевед Анатолий Жуков.
Дом на Ухтомского, 17, скорее всего, принадлежал еще одному Батуеву, Василию.
Сейчас от всей бизнес-империи осталось только название улицы Батуевская ветка. Которая стала по сути проездом к гипермаркету без особого намека на тротуары и которую раздолбали до такой степени, что видно старую булыжную мостовую, по всей видимости, современницу мельницы со стеклянной крышей.
Как и во многих других местах города, первыми каменными зданиями в этом районе стали типовые казармы. Известно, что к 1908 году уже несколько лет как рядом с вокзалом стояла казарма Уссурийского железнодорожного батальона (Ленинградская, 71). В этот год батальон куда-то перевели, а здание отдали под приходское училище. В качестве учебного заведения оно использовалось до 1970-х годов, несколько лет простояло заброшенным, а потом было реконструировано: надстроен этаж, пристроена наружная лестница, проведена перепланировка помещений. После этого здесь разместился Дом пионеров, который в 1990-х стал центром внешкольной работы и детского творчества.
Но большая часть застройки была деревянной, примерно как сохранившийся типовой железнодорожный дом тех времен по адресу Ленинградская, 77. По документам он 1917 года постройки, но на самом деле, скорее всего, появился гораздо раньше. Его видно уже на фотографиях 1905 года. Вообще с датировкой зданий в этом районе ужасный бардак, не очень понятно, с чем связанный.
На рубеже XIX—XX веков хабаровчанам приходилось преодолевать почти два километра, чтобы добраться до вокзала. Дело это было далеко не простым, особенно в межсезонье, когда дороги утопали в грязи. По воспоминаниям старожилов, однажды в огромной луже по дороге на вокзал утонула даже лошадь с повозкой. В местной прессе постоянно жаловались, что извозчики в дождь отказываются везти на станцию за любые деньги.
Лишь в 1911 году Хабаровская гордума приняла решение о замощении вокзальной дороги, которая шла вдоль речки Чердымовки (Амурский бульвар). Альтернативой лошадям становились также узкоколейные железные дороги, протянутые от станции в разные районы города. По ним можно было либо доехать на техническом составе или дрезине, либо просто дойти пешком без риска утонуть.
Но все это были полумеры и власти примерно в 1910 году начали в первый раз рассматривать вопрос о том, что сам вокзал должен переехать в черту города.
Было предложено несколько вариантов переустройства железнодорожной инфраструктуры. В том числе инженер Долматов предлагал перенос всего хозяйства на берег Амура. По проекту железная дорога от будущего Амурского моста должна была идти к Хабаровску вдоль реки и проходила два тоннеля - под Муравьевским (там, где стоит памятник Муравьеву-Амурскому) и Урядовским (площадь Славы) утесами. Пассажирская станция намечалась на месте артиллерийского склада (район улицы Комсомольской на спуске к берегу Амура), товарная и воинская - в районе дендрария.
Этим и другим планам, в том числе по сооружению нового каменного вокзала, помешала начавшаяся Первая мировая война и последовавшая за ней Гражданская. Поскольку во время последней все основные бои и перемещения войск шли вдоль линий железных дорог, привокзальный район повидал все виды войск и банд, действовавших в то время. В итоге после боев 5 апреля 1920 года вокзал полностью сгорел.
«Чтож, нет худа без добра», - подумали советские власти, когда освоились на новом месте. И в 1923 году предложили еще один проект из серии «хватай мешки, вокзал отходит» (это была популярная в 1920-30 года присказка, характеризовавшая хаос, творившийся на железных дорогах).
По задумке, теперь станцию планировалось перенести куда-то в район перекрестка Серышева-Запарина, а под вокзал использовать здания Кадетского корпуса (ныне штаб ВВО). Проект активно пиарился в местной прессе, хотя железнодорожники упирались всеми руками и ногами, понимая, что идея эта очень дорогостоящая и глупая.
Последнее упоминание о проекте встречается в газете «Дальне-Восточный путь» от 19 июля 1924 года. Хабаровчанам сообщают, что «уже ведется нивелировка местности и проектирование прокладки пассажирских железнодорожных путей к кадетскому корпусу, делается подсчет стоимости работ». Но тут же инженер Никольский, уполномоченный Наркомпути, тактично объясняет корреспонденту все минусы проекта, туманно заявляя, что на улице Серышева возможны лишь некие «пассажирские тупики», а о полном переносе движение и речи быть не может.
- Говорить о перенесении всей станции с товарными путями в район кадетского корпуса не приходится, поскольку это требует громадных затрат. Оставить же депо и ряд путей для товарного движения на месте прежней станции, а провести лишь пассажирские пути в район кадетского корпуса - это будет связано с холостым пробегом паровозов, что в высшей степени неэкономично. Вопрос проведения пассажирских путей только тогда будет разрешимым, когда будет подсчитано, что все виды работ, включая реставрацию одного из зданий кадетского корпуса под вокзал дешевле (либо ненамного дороже) сооружения нового вокзала на месте старого, - говорил инженер Никольский.
В итоге уже в следующем году одноэтажное каменное здание вокзала стали строить на прежнем месте. Оно было сдано в ноябре 1926 года и стало первым большим строительным проектом, реализованным в Хабаровске после революции. Здание, напоминающее сказочные русские хоромы, резко отличалось от всего, построенного при советской власти. Вероятно, это был дореволюционный проект хабаровского вокзала, который срочно откопали и реализовали, чтобы прекратить разговоры о переносе станции.
Через 9 лет, в 1935-м, здание достроили и расширили так, что оно протянулось более чем на 130 метров. В этот же период обновили и привокзальную площадь: ее сделали шире и впервые заасфальтировали, а в центре разбили газон, рядом обустроили стадион «Локомотив». Началось строительство каменных домов для железнодорожников.
Район вокзала постепенно вошел в черту города, а окончательно проблема транспортной доступности была решена, когда 6 ноября 1956 года запустили первую очередь трамвая, протянувшуюся на девятнадцать километров – от остановки «Железнодорожный вокзал» до остановки «Трамвайное депо». Проезд в первый день был бесплатный.
К столетнему юбилею города власти задумали придать привокзальной площади кардинально новый вид.
- 29 мая на Вокзальной площади состоится общегородской митинг, посвященный открытию монумента русскому землепроходцу, чье имя носит наш город – Ерофею Павловичу Хабарову. На этот митинг трудящиеся Кировского района приедут на трамвае, так как к тому времени третья очередь трамвайной линии войдёт в строй (имелась в виду линия номер 5, которая на тот момент дошла до 38 школы), - анонсировал на пресс-конференции 18 мая 1958 года событие первый секретарь горкома КПСС Мокринский.
В ночь на 28 мая огромное изваяние Хабарова, доставленное из подмосковных Мытищ, установили на пьедестал, накрыв покрывалом. На следующий день в шесть часов вечера был перекрыт проезд по улице Ленинградской и на Привокзальной площади начался митинг. Председатель горисполкома Иван Романов, двинув короткую официальную речь, сдернул покрывало и в честь первопроходца грянул гимн СССР.
После окончания митинга толпы хабаровчан не расходились до темноты, рассматривая статую покорителя Приамурья, созданную трудом и воображением (ведь никаких изображений Ерофея Павловича не сохранилось) хабаровского скульптора Абрама Мильчина. Для самого Абрама Пейсаховича это будет вершина карьеры – больше заказов такого уровня ему уже не дадут, и даже авторство этого монумента власти будут долго вуалировать.
В эти же годы встал вопрос о расширении вокзала. Первоначально рассматривался вопрос реконструкции, но итоге в 1962-м старое красивое здание просто снесли с применением взрывчатки, и через четыре года на его фундаменте выросла железобетонная двухэтажная коробка площадью около восьми тысяч квадратных метров. По сравнению со старым вокзалом, вместимость нового возросла почти в три раза, появился подземный переход на платформы и улицу Ухтомского.
Рядом открылось знаковое кафе «Стрела», которое стало первым зданием в городе, сооруженным из стекла, железобетона и пластика. Первыми его посетителями была делегация, следующая через Хабаровск в Токио на Олимпийские игры. Сейчас ничего из этой «красоты» не осталось. Бетонную коробку вокзала в начале 2000-х реконструировали обратно под русский стиль, а на месте «Стрелы», которая в последние годы существования славилась разными криминальными происшествиями, теперь торговый центр.
В 1960-е в этом районе начался и снос деревянных домов с массовой серийной застройкой.
Последняя масштабная перестройка привокзальной площади случилась опять к юбилею города - 150-летнему в 2008 году. Здесь полностью перекроили схему движения, воздвигли торговый центр и многоуровневую парковку, а главное, проложили дорогу-дублер Ленинградской.
Сейчас трудно поверить, что еще относительно недавно на месте широкой трассы был какой-то кривой проезд вдоль дворов между деревьями. Редкий автомобилист рисковал сюда заезжать. Жители окрестных домов были очень недовольны тем, что их тихий переулок превратили в автостраду. Но в целом для города решение получилось удачным - вечные пробки с этого участка Ленинградской практически исчезли, даже несмотря на открытие примерно в это же время большого гипермаркета (фактически - целого торгового городка) на Батуевской ветке.
Кроме того, раньше в этих буераках на Ленинградской регулярно кого-то били и грабили, а теперь, на открытой местности, это делать затруднительно.
Отметим, кстати, что вокзалы по всему миру всегда отличались повышенной криминогенностью. И в Хабаровске раньше был широко представлен тип особой вокзальной шпаны, ориентированной на «работу» с приезжими. В последние годы этих индивидов практически не заметно, жизнь в районе вокзала в целом тихая, спокойная и цивилизованная.
Но это если говорить о той стороне, что ближе к центру. За линией Транссиба, на Ухтомского, все совсем по другому. И если ближе к Воронежской в 1940-50-е годы советская власть понастроила современных на тот момент двухэтажных домов, то от вокзала и дальше жизнь как будто замерла на отметке 1919 года.
Так и кажется, что сейчас выйдет из-за угла какой-нибудь японский интервент, чешский легионер, красный партизан китайской национальности или русское «ихнее благородие» и поведет тебя расстреливать как собаку к ближайшему забору. А их здесь много. И собак, и заборов. Ну, или как минимум ты утонешь в гигантской луже после дождя на не ремонтированной сто лет дороге.
Напомним, ранее мы рассказывали о пустеющей с годами первой в городе улице Шевченко, о ДОСах, возведенных «очумелыми ручками» военных строителей; о Дальдизеле, колыбели хабаровского пролетариата; о поселке Горького, место для которого выбрали из-за аэродрома, но он оказался не нужен; об улице Московской, которая за свою бурную жизнь сменила три названия. Об этом, а также о многом другом читайте в разделе «Городские истории».
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото Анастасии Голобородко