Полина проверила вещи, документы, деньги переложила в карман джинс и зашила его. Так надёжнее. Оставила только на дорогу.
До автобуса оставалось шесть часов. Она как раз успевала не спеша зайти к Марине Петровне с Виктором Евгеньевичем - попрощаться. К тому же директор просил её перед отъездом зайти к ним.
- А ты куда это? В командировку? - спросила мама, когда та заглянула с сумкой на кухню. Они как раз завтракали.
- Нет, мам. Я уезжаю. Учиться. - спокойно ответила Полина. Мать её вычеркнула из своей жизни. Поэтому какая разница, сейчас она уедет или через два месяца.
- Ты шутишь? Какая учёба? Кто тебя возьмёт? Твой потолок - это бухгалтер в местном училище. Не смеши. - издевательски рассмеялась Жанна Аркадьевна.
- Мам, я поступила в нашем областном центре, в институт. - Полине было обидно, но она этого не показала. Научилась за столько лет.
Игорь Степанович смотрел на девушку с сочувствием.
Он любил Жанну Аркадьевну и не вмешивался в её отношения с дочерью. Но всё же Полина не раз замечала в его взгляде жалость.
- У меня нет денег на тебя. - вмиг стала серьёзной мама.
- Я и не прошу. Всё равно я тебе не нужна. Уеду чуть раньше. - пожала плечами девушка.
Жанна Аркадьевна выхватила сумочку девушки, вытащила оттуда три тысячи, которые Полина приготовила на проезд и питание и убрала себе в карман:
- Почему так мало? - зло спросила она у дочери.
- Аванс ты забрала три дня назад. А это был расчёт за оставшиеся дни. - со слезами на глазах ответила девушка, окончательно понимая, что маме не она нужна.
- Вот теперь иди! - швырнула она сумочку обратно Полине. - Неблагодарная! Как была бесполезной, так ею и осталась! Забудь, что у тебя есть мать. Помощи от меня не жди. Всё!
Женщина демонстративно отвернулась от дочери, чтобы приготовить себе кофе.
Полина со слезами выбежала из дома, бросив напоследок ключи на полку у входной двери.
Всё! Назад дороги нет! Нет у неё дома, куда можно вернуться. Только она не понимала, почему. И ведь дело даже не в Игоре Степановиче. Так было всегда.
Пока шла к Марине Петровне, успела успокоиться.
- Деточка, что случилось? - встретила её учительница.
И Полина, снова заливаясь слезами, рассказала своему ангелу хранителю всё, что произошло дома.
- Так! Отставить слёзы! - зашёл в комнату Виктор Евгеньевич. Он слышал всё и сейчас еле сдерживал слёзы.
Женщины вздрогнули, но плакать перестали, лишь изредка всхлипывали.
- Во-первых, я же тебя уволить забыл! - улыбнулся мужчина. - Будем договора все тебе пересылать. Ты же быстро находишь все ошибки и неприятные сюрпризы в них. Удалённо сможешь редактировать в свободное время.
- Но у меня даже ноутбука нет. - шмыгнула носом Полина.
- А это уже во-вторых. Это твоя зарплата за два с половиной года. - вручил он конверт с картой девушке. - Я тебе выплачивал только половину. Хватит на ноутбук и на первое время. У тебя же даже вещей нет...
Мужчина горько хмыкнул, глядя на единственную сумку Полины, от чего та смутилась.
В общем, не будешь лениться - проживёшь! Справимся. - подвёл он итог.
- И про стипендию не забудь! Да, деточка. Будет тяжело. И на гулянки времени не останется. Но, если голову не потеряешь - всё получится. Ты теперь сама за себя. Крутись!
У Полины вновь потекли слёзы. Только это были слёзы благодарности. Вот почему чужие, по сути, люди относятся к ней лучше, чем родная мать?
Посидев ещё за столом, вручив, так и не подаренные подарки и запрятав надёжно карту, Полина отправилась на вокзал.
У неё начиналась новая жизнь!
На вокзале её встретил Игорь Степанович.
- Полин, ты прости нас. Вот. Мама не знает. Это на первое время и не отказывайся. - он сунул испуганной и ничего не понимающей девушке в ладошку пятитысячную купюру. - Я понимаю, как тебе сейчас тяжело, но ты молодец! У тебя всё получится! Может и к лучшему, что ты поступила.
Он коротко махнул ей рукой, на её благодарность, и убежал на работу.
Вот как так? И он добрее к ней, чем мать. Хоть и знакомы они меньше двух месяцев.
Полина мысленно ещё раз его поблагодарила и пожелала счастья.
Теперь она снова была собрана и решительна. Она сможет! Она - не бесполезная, как бы мама этого не хотела!
Девушка приехала в город уже спокойная. За неделю командировки она немного познакомилась с ним и сейчас смело ехала в общежитие - заселяться.
Общага была хорошая. Со свежим ремонтом, светлой, просторной кухней, одной на пять комнат и своим сан.узлом, только одним, на две комнаты.
Комната была рассчитана на двух человек и Полина была первой.
Через часа два приехала вторая девушка, весёлая, в веснушках, светловолосая соседка сразу расположила к себе. Рядом с ней возникала стойкая уверенность, что всё будет хорошо!
Вдвоём они убрались в комнате, разложили вещи и отправились по магазинам и в пирожковую, находящуюся рядом. Обе её заметили, когда только приехали.
Перекусив пирожками и купив самые необходимые продукты, они решили ноутбуки и вещи купить на следующий день. Как оказалось, Нине родители и бабушки с дедушками тоже подарили денег на ноутбук, в подарок за поступление на бюджет, да и нужен он для учёбы был.
На первое сентября девочки уже пришли пусть не лучшими подругами, но уже и не чужими друг другу.
Группа оказалась хорошей. Были там, конечно, и избалованные, и обеспеченные (некоторые и избалованные для полного "счастья"), и такие же, как они, приезжие. Но никто друг друга не цеплял. Всем пока было не до этого.
Пол года пролетели быстро.
Полина успевала и работать, и учиться.
С учёбой она дружила, поэтому ей было не особо трудно, а поскольку Нине приходилось иногда помогать, то запоминала она всё быстро, объясняя темы соседке по комнате.
С работой тоже было не особо трудно. Потому что она успела в своё время разобраться во хитростях составления договоров, под руководством опытного наставника.
В общем, училась девушка на стипендию.
Только вот про личную жизнь Полине думать было некогда. А от кавалеров она отмахивались, как от надоедливых мух или совсем их не замечала.
На все вопросы и претензии по поводу занятости девушки умело отвечала Нина. Она стала незаменимой помощницей Полины и её единственной подругой.
Нина же, узнав историю соседки по комнате, с лёгкостью взяла над той шефство. Понимала девушка, что по-другому пока нельзя.
- Полин, сможешь после обеда проехать в компанию "Томачёв-групп" (все совпадения случайны) и объяснить им, что мы не совсем глупые? Договор ты сама видела. - позвонил ей как-то днём Виктор Григорьевич. Полина тогда уже заканчивала четвёртый курс.
- Насколько важно нам с ними заключить договор? - уточнила девушка. Вопроса не стояло по-поводу "ехать или нет", потому что училась девушка до обеда.
- Мы им больше нужны, чем они нам. - рассмеялся директор.
На что Полина широко улыбнулась.
На следующий день, сразу после пар девушка поехала в нужную компанию.
Там её уже ждал лысоватый мужчина, с бегающими глазками и неприятной внешностью. Павел.
- Полина, здравствуйте! А я Вас жду. Идёмте? - пригласил он её в переговорную и по пути, как он думал - незаметно, подмигнул коллегам.
"Ага! Поспорили! Ну что ж, Полина! Уступать нельзя. Ни в коем случае. Иначе и Виктор Григорьевич расстроится, и этот победит." - про себя отметила девушка.
Она так же заметила, что дверь в переговорную тот оставил немного приоткрытой, что ещё раз убедило Полину в том, что Павел решил показать коллегам, как он дурочку молодую да неопытную жизни учить будет. Ну-ну!
Сначала мужчина вежливо пытался объяснить дурёхе, что она не права и так нужно.
- Это же стандартный договор, мы со всеми такой подписываем. В случае возникновения вопросов, мы всегда идём навстречу и решаем их полюбовно. - "очаровательно" улыбался Павел.
Но Полина, так же ласково и спокойно объяснила ему, что он не прав. Совсем не прав! А "ласково и полюбовно" лучше всего прописать в договоре.
Переговоры шли уже полтора часа, а воз и ныне там.
- Но как же? Это же сроки! Сейчас столько работы, чтобы всё переделать. Давайте подпишем то, что есть, а потом уже новый договор сделаем вместе? - начал нервничать мужчина, понимая, что девчонка кремень.
- Ну что Вы? Я сама всё напечатала и учла все нюансы. - широко улыбнулась девушка, передавая мужчине договор.
Тот нервно его прочитал, шумно вздохнул, несколько раз громко сглотнул, протёр внезапно выступивший пот и вышел, сославшись на директора.
Через десять минут, когда Полина собиралась уже уходить, в переговорную зашёл Павел, вместе с высоким, представительным мужчиной, пятидесяти пяти лет.
- Полина, восхищён! - Мужчина искренне пожал протянутую девушкой ладонь. - Меня зовут Владимир Николаевич. Я директор этой компании.
Мужчина широко улыбнулся на удивлённое приветствие Полины.
- Полина, идёмте к нам работать? Обещаю высокую зарплату. Такие сотрудники, как Вы, нам очень нужны. - видно было, что Владимир Николаевич не лукавил.
- Мне очень приятно Ваше предложение. Но я вынуждена отказаться. Я уже хорошо устроена. - искренне улыбнулась девушка.
На что мужчина огорчённо цокнул и подписал договор не глядя.
Полина вышла с мыслью о том, что она оказалась в очередной раз очень полезной!
С мамой они так и не общались. И за эти четыре года, девушка поверила в себя, поняла, что она нужный, важный и полезный человек.
Только бесполезный для мамы. А почему, она так и не смогла понять.
Мама позвонила ей летним июньским вечером. Полина как раз сдала последний экзамен.
- Полина, тебе нужно приехать и переписать на меня дом. - даже не поздоровавшись заявила Жанна Аркадьевна.
- Какой дом? - опешила девушка.
- Умерла твоя бабушка. Почему-то свой домик в деревне она завещала тебе. Ошибку нужно исправить. - строго сказала мама.
- У меня была бабушка? - растерянно переспросила Полина.
- Ну, конечно, была! И дедушка был. - раздражённо ответила Жанна Аркадьевна. - Не о том думаешь. Жду тебя в четверг у нотариуса.
- Почему я не знала о них? - меньше всего сейчас Полину волновало завещание.
- Да какая разница? Мы поругались и я ушла из дома. - злилась женщина.
- И больше с ними не общалась? - неприятный холод сковывал девушку.
- Нет. Они сами виноваты. Я вычеркнула их из своей жизни. У них ни гроша за душой, а ещё учить меня пытались. - фыркнула мама.
- Так же, как и меня? Ты лишила меня детства, ты это понимаешь? - еле сдерживала слёзы девушка.
- Не драматизируй. Нормальное у тебя было детство. Ты должна в четверг быть у нотариуса. В одиннадцать утра. - Жанна Аркадьевна завершила разговор.
А Полина дала волю слезам. Она поняла, что мама , в принципе, не умеет любить. Никого, кроме себя. И ей никто не нужен, если этот кто-то не может обеспечить её хотелки.
Благодаря работе и стипендии, за четыре года Полина накопила внушительную сумму, поскольку тратила только на самое необходимое.
В среду девушка приехала в родной город, жить решила в гостинице, благо она не дорогая, по сравнению с её большим городом.
В среду вечером она уже обнимала Марину Петровну и Виктора Григорьевича.
Тепло посидев с родными людьми, она вернулась в гостиницу, хоть её и уговаривали остаться.
Перед сном, снова вспомнив всю свою жизнь, включая тёплый приём совершенно чужих людей, которые на деле оказались самыми родными, Полина ещё раз убедилась в своём решении.
В одиннадцать часов она была у нотариуса, где уже её ждала Жанна Аркадьевна.
- Хорошо устроилась? - ехидно спросила женщина, внимательно разглядывая ухоженную, повзрослевшую дочь. - И про мать сразу забыла!
- Я просто выполняю твоё желание. - спокойно ответила ей Полина.
Тут их пригласили в кабинет, поэтому диалога не получилось.
- Полина Вячеславовна, Вы действительно хотите отказаться от наследства в пользу матери. - внимательно смотрел на неё нотариус.
- Конечно! Мы с Вами уже всё обсудили. Давайте сюда бумаги и где ей там подписать надо? - нагло перебила мужчину Жанна Аркадьевна, чем разозлила его.
- Нет. Я буду вступать в наследство. - уверенно ответила ему девушка и, как ей показалось, мужчина с облегчением выдохнул.
- Как это нет? Ты мне обещала! Это не твоё. Я прямая наследница! - взвилась женщина.
- Мам, не драматизируй. У тебя есть где жить, а у меня даже прописка временная, на время учёбы. - сморщилась, как от лимона, Полина. - А поскольку ты меня выгнала из дома, то дом перешёл ко мне очень вовремя. Я не знала про бабушку ничего, поэтому не откажусь от того решения, которое она приняла. Может, хоть фотографии там найду.
- Ты, да ты! Зачем тебе нужна эта избушка на курьих ножках? - Жанна Аркадьевна столько всего ещё говорила, что нотариус не выдержал и в грубой форме попросил женщину удалиться. Выгнал её, в общем.
- Полина Вячеславовна, Вы как? - участливо спросил мужчина девушку.
- Уже нормально. Привыкла за столько лет. - грустно хмыкнула Полина. - Так что там с домом?
В общем, как оказалось, Жанна Аркадьевна обиделась на родителей за то, что они не стали спонсировать очередную её бизнес-идею и уехала, громко хлопнув дверью.
Только в тот раз мама с папой не стали её искать, к тому же знали, что уехала она в бабушкину наследственную квартиру. Там она и встретила отца Полины. Забеременела, но замуж, с таким характером, мужчина её звать не спешил. А потом, когда Полине было два года он ушёл, оставив молодой женщине автомобиль, дачу и немного денег.
Жанна Аркадьевна сделала всё, чтобы лишить того отцовства и у неё получилось.
Родители попытались образумить дочь, но она, продав всё, что было, с маленькой дочерью на руках, уехала не известно куда.
Вот и всё.
Родителями она больше не интересовалась, хоть те ещё долго пытались её найти. Потом плюнули на это дело и решили, что если тихо, то всё нормально. Потому что, когда у Жанны всё плохо, то обиды она забывает! Это знали все.
Только переживали за маленькую Полину. И, как оказалось, не зря!
В общем, всё движимое и не движимое имущество они завещали внучке, которой, наверняка, с такой матерью придётся трудно. А именно, в собственность Полины перешёл добротный дом, в пригородном посёлке, на участке в десять соток и автомобиль.
Полина была расстроена.
Получается, она жила в пятнадцати минутах езды на маршрутке от родных бабушки и дедушки?
Она возненавидела мать всей душой.
Жанна Акадьевна ждала её в коридоре.
Ты лишила меня отчего дома, ты это хоть понимаешь? - ругалась она на дочь. - Как ты могла так поступить с матерью? Ты мне по жизни обязана. Я тебе дала всё, что могла, а ты?
- А что я, мама? Ты ждала моего восемнадцатилетия, чтобы избавиться от меня. А я все эти восемнадцать лет ждала, что ты меня заметишь. - Полина выговаривала маме всё, что накопилось. - Ты плевать хотела на всех нас. И про родителей вспомнила только тогда, когда пришла пора получать наследство! Ты намного хуже, чем я думала.
- О как? А ты изменилась! Что? В себя поверила? Да ты же никто и звать тебя никак! - начала было женщина, но Полина её перебила:
- Ты права мама. Я сделаю так, как ты хочешь. Я забуду, что у меня есть мать. Я не буду тебе звонить. Я всё поняла, Жанна Аркадьевна. Прощайте!
Больше Полина не слушала мать.
Она перевернула эту страницу.
Потому что, она была нужна!
Нужна своим бабушке и дедушке, но их лишили возможности общаться с внучкой, а теперь вот их нет, нужна своей подруге, своему директору и Марине Петровне. Она закончит институт и будет нужна множеству людей, которым постарается помочь.
А ещё - она очень нужна себе!
Полина закончит институт и устроится в крупную юридическую компанию, при этом не переставая помогать Виктору Григорьевичу.
Потом, подвернув ногу, в больнице она встретит своего врача, молодого, доброго и заботливого, которому тоже будет нужна, а ещё она будет нужна Нине и они пронесут свою дружбу через всю жизнь.
Полина будет нужна своим детям, внукам, а потом и правнукам. Она станет самой родной и любимой для всех близких. А самое главное - нужной и полезной!
И не за что-то, а просто так!
А мама. Мама слишком обидчива, чтобы напомнить о себе дочери. Их обоих устроит такая жизнь.
Полина ещё вспомнит о матери. Когда узнает, что мама завещала свою квартиру и дачу ей. Чему будет очень удивлена.
Что ж. Каждый сам решает, как ему жить...