Наверное, само известное изображение Николая Васильевича Гоголя принадлежит перу художника Фёдора Фоллера. По крайней мере, лично я всегда представлял себе автора "Мёртвых душ", "Ревизора" и "Вечеров на хуторе близ Диканьки" именно таким:
С полуулыбкой, усиками, щёчками, шелковистым каре и эдакой доброй искоркой в глазах. Видимо, таким его увидел художник. А может и придумал его таким, если вы понимаете о чём я. Ну знаете же расхожую фразу, что, мол, "я - художник, я так вижу"?
Я поискал ещё его работы и оказалось, что Николая Васильевича он рисовал аж трижды. А ещё его портрет рисовал другой живописец - Александр Иванов. И на мой взгляд, писатель везде выглядит по разному! Вот посмотрите и убедитесь сами:
Мне стало интересно, а как же писатель выглядел в реальности? Без авторского, так сказать, видения. Но учитывая, что Николая Васильевича не стало буквально через несколько лет после изобретения фотографии, у меня было подозрение, что в природе вообще может не существовать его снимков.
Кстати, первый работоспособный фотографический процесс назывался дагеротипия, а почему именно так и что он из себя представлял, можно почитать у меня в ТГ-канале Фотохроники Прошлого.
Обязательно подпишитесь на него, обещаю, будет интересно!
К счастью, благодаря русскому придворному фотографу Сергею Левицкому, одно единственное фото знаменитого русского писателя всё же осталось для истории. Вот как оно выглядит:
Не знаю как у вас, а лично у меня это фото вызвало когнитивный диссонанс. Мой стереотип о добродушном образе Николая Васильевича Гоголя растаял без следа. Мы видим хмурого мужчину с тяжелым взглядом, который ещё и недовольно отвернулся от объектива.
Мне стали интересны обстоятельства при которых Левицким был сделан этот фотопортрет. Я продолжил поиски и тут же выяснилось, что это вовсе даже не портрет писателя, а групповое общее фото:
Пришлось "копать" дальше. И вот, что удалось выяснить.
В 1844 году Левицкий, решив посвятить себя фотографии, отправился в Европу с целью прокачать свои познания и набраться опыта. Фотографий молодого Левицкого найти не удалось, а в 1890 году, когда Гоголя уже почти 40 лет как не было в живых, придворный фотограф выглядел так:
Ещё в 1877 году Сергей Левицкий получил официальное звание «Фотограф их Императорских величеств», он же первым предложил идею искусственного освещения в условиях студии и он же изобрёл фокусировочные "меха" для камеры. Мужчина вообще, на мой взгляд, заслуживает отдельной публикации, как пионер русской фотографии, но мы пока возвращаемся в 1845 год.
Именно тогда, во время поездки в Рим, Левицкий сфотографировал группу русских художников, скульпторов и архитекторов по неизвестному мне мне поводу пребывающих в Италии целой компанией.
Гоголь же к тому времени считал Рим своей второй родиной, периодически проживая там, и Левицкий уговорил его попозировать вместе с остальными. При этом, писатель находился в депрессии, фотографироваться не желал, но фотограф всё же смог уговорить его буквально на один кадр.
Я нашёл полный список всех участников данного фото, но не буду утомлять читателя длинным списком фамилий и имён, которые большинству ничего не скажут. Отмечу лишь, что справа от Гоголя, через одного, высокий мужчина в шляпе - упомянутый выше живописец Фёдор Моллер, а единственная женщина - натурщица-итальянка по имени Мариучча.
Вот, собственно, и всё. Осталось только рассказать вам, как групповой снимок превратился в индивидуальный потрет, на котором мы можем увидеть реальную внешность писателя.
В 1902 году, то есть 57 лет спустя, к 50-й годовщине со дня смерти Николая Васильевича, фотограф Карл Фишер смог переснять и увеличить нужный фрагмент кадра.
На сегодня это всё. Надеюсь вам было интересно и вы узнали что-то новое. Поддержите мой канал дружеским лайком и подпиской, впереди много интересного!
Читайте также: