Найти тему

Наставления святых отцов о том, как избежать семейных конфликтов.

фотография из интернета
фотография из интернета

Святитель Иоанн Златоуст

Сколько благ происходит из того, что нет раздоров у жены с мужем, и сколько зол бывает… когда они ссорятся. Ни богатство, ни хорошие дети, ни множество детей, ни власть и могущество, ни слава и честь, ни изобилие и роскошь ‒ никакое благоденствие не может радовать мужа и жену, если они в раздоре друг с другом.

Будем выше всего ценить единодушие в семье и все будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина… Тогда и дети будут подражать добродетели родителей, и во всем доме будет благополучие.

Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос.

-2

Страстотерпица царица Александра

Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идет не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить. Резкое слово может на месяцы замедлить слияние душ. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть все, что этому мешает. Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении.

-3

Протоиерей Артемий Владимиров

Нужно стараться всем жертвовать ради сохранения мира в семье. Бес хитер. Он представит в нашем сознании тысячу «благословных вин» ‒ причин, способных разлучить мужа и жену. Супругам необходимо щадить взаимные чувства и всегда воспоминать клятвы верности и любви, принесенные не так просто, а пред Лицем Господа. Это святыня, в сравнении с которой меркнет всякая дружба «на стороне». Жизнь есть духовная брань. Муж и жена ответственны друг за друга гораздо в большей мере, чем мы ответственны за кого бы то ни было из тех, кого «приручаем». Муж и жена несут совместно крест, и крест этот непременно начнет «заваливаться», если одна из рук ослабнет и потеряет твердость.

-4

Преподобный Антоний Оптинский

И если бы муж ваш действительно был нехорош, то спросите себя по совести пред Богом: "Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?" И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностью воле Божией будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали.

-5

Старец Паисий Святогорец

В жизни, в том числе и семейной, людей, примерно, можно разделить на две категории. Одна категория подобна мухе. Муха имеет следующую особенность: всегда садиться на все грязное, пролетая мимо благоухающих цветов. Так вот, категория людей, похожих на мух, научилась думать и искать только злое, не зная и не ища никогда добра. Другая категория людей похожа на пчелу. Особенность пчелы ‒ находить красивое и сладкое, минуя нечистое. Такие люди имеют добрые помыслы, видят хорошее и думают только о хорошем. Я всем, кто привык обвинять других, в том числе и супругов, предлагаю выбрать, в какой категории они хотят находиться.

-6

Святитель Иоанн Златоуст

Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном… ‒ и каждый мучается, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войной. Но никто не думает, рассуждая сам в себе, что, если бы он не посеял грехов, то не взросли бы в доме его терния и волчцы; если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что домашние бедствия ‒ это плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание, которого нет ничего достовернее.

-7

Преподобный Амвросий Оптинский

Пишешь мне о случае, который произвел на всех вас неприятное впечатление. Что делать? Старинные люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с горшком сталкивается, тем более людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи: один оходе дел думает так, а другой иначе; один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения. Ежели в первоначальном правиле арифметики слагается один и один, то выходит два; если же в третьем правиле помножить два на два, то выйдет уже четыре; если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди них черта. Так бывает и в делах человеческих. Если их очень раздробляют, то окажется неудобство и вверху, и внизу, с какой-либо преградой посредине.

-8

Священник Александр Рождественский

Стоило бы только супругам при первом возникшем несогласии вооружиться терпением, смириться в душе и подать друг другу руку примирения, тогда несчастие было бы отвращено и прожили бы супруги весь век вместе, не испытав бедственного раздора. Но, к сожалению, мало в людях смирения и преданности воле Божией. От того ни один из поссорившихся супругов не хочет уступать, и начало вражды, таким образом, крепнет, искра раздора обращается в неудержимый пламень, поглощающий все благосостояние человека.

-9

Святитель Феофан Затворник

У нас есть всеобщая заповедь ‒ друг друга тяготы носить. Тем охотнее должны взаимно исполнять ее такие близкие лица, как супруги. Нежелание потерпеть раздувает неприятности, и пустяки нагромождаются в разделяющую стену. Зачем ум-то дан? Сглаживать жизненный путь. Благоразумие рассеет встретившиеся противоречия. Не рассеиваются они от недостатка житейского благоразумия, а больше от нежелания хорошенько обдумать положение и еще больше ‒ от отсутствия другой цели в жизни, кроме удовольствий.

-10

Страстотерпица царица Александра

Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того, чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово ‒ и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения. Истинно любящие такой казуистикой не занимаются, они всегда готовы и уступить, и извиниться.

-11

Преподобный Амвросий Оптинский

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

Сказано во святом Евангелии: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк.6:37).

-12

Старец Епифаний

Зачем на автомобиле поставили резиновые колеса с камерами? Чтобы они амортизировали и имели хорошее сцепление с дорогой и тем самым устраняли опасности. Если бы колеса были твердые и неупругие, то автомобиль не смог бы двигаться. Проехав небольшое расстояние, они бы разрушились из-за вибрации, вызванной маленькими неровностями грунта. То же самое случается и с уступчивостью в семье. С ее помощью избегают многих проблем и обеспечивают постоянное духовное преуспеяние.

-13

Старец Паисий Святогорец

Необходимое условие для образования крепкой христианской семьи ‒ найти будущим супругам хорошего духовника.

Духовник будет играть роль третейского судьи, следя за тем, чтобы в семье не возникало ссор. Когда супруги не найдут между собой согласия, то они пойдут к духовнику, надеясь на Бога. Иначе же семья разрушается: вмешиваются родители жены, родители мужа ‒ и все вместе стараются настоять на своем и губят семью. Когда же супруги согласятся иметь духовного руководителя, тогда в семье не будет таких запутанных ситуаций.

Чтобы супружеская чета шла вперед, ей нужно иметь общего духовника, ибо тот подобен плотнику, желающему подогнать две доски: срубив наросты, он строгает доски, выравнивает их и потом соединяет между собой. Чтобы две деревяшки идеально подходили друг к другу, их нужно остругать одним рубанком. Супруги должны иметь духовника, потому что без арбитра не бывает состязаний.

И вообще лучше, чтобы у всех членов семьи был один духовник, поскольку, зная семейные проблемы, он сможет давать каждому соответственное направление.

-14

Преподобный Амвросий Оптинский

Ты говоришь, что хоть изредка, на тебя находит сильное возмущение и раздражение. Это… искушение от врага, который не терпит, если где водворяется мир и взаимная любовь.

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь болезнью — это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову святого апостола Иакова, не творит правды Божией (Иак.1:20).

-15

Старец Иосиф Афонский

Так вот, это я говорю тебе и всем: никогда не стремитесь исправлять друг друга гневом, ибо искушение искушения не устраняет, но смирением и искренней любовью. Если видишь, что впереди идет гнев, отложи на время исправление. И когда увидишь, что гнев прошел, и пришел мир, и бесстрастно работает рассуждение, тогда говори полезное.

-16

Страстотерпица царица Александра

Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим.

-17

Епископ Александр (Милеант)

Ни в коем случае нельзя допускать грубости, применения силы и оскорблений. Часто большим злом в супружеских взаимоотношениях является необузданный язык, когда супруги, в пылу гнева, наговорят друг другу всяких оскорблений. Шрамы, оставленные этими словесными ранениями, потом долго кровоточат. Древняя священная книга такое значение придает слову: Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых ‒ врачует (Притч.12:18). Когда воспаляется злоба, лучше несколько помолчать и успокоиться (набрать в рот воды), а потом, помолившись, сказать доброжелательным тоном то, что может принести пользу. Тираду укоров и поучений лучше всего заменить одним магическим словом ‒ «прости!», которое, между прочим, бывает очень трудно произнести. Вообще надо сказать, что семейная обстановка ‒ это те условия, при которых человек учится добродетельной жизни. Так и надо смотреть супругам на свой брак, как на школу христианской жизни. Школа не всегда бывает легкой.

-18

Святитель Иоанн Златоуст

Грубость исправляется кротостью, а не взаимной грубостью.

-19

Старец Паисий Святогорец

Когда кого обижают, он должен смотреть на обидчика, как на своего благодетеля, потому что тот собирает ему сокровище в будущей жизни. Бог все знает. Он видит дальше и желает, как добрый Отец, чтобы человек был рядом с Ним в раю. Каждому Он посылает то, что ему поможет достичь рая. Это может быть испытание, может и что-то другое. Только надо, чтобы человек это понял и не огорчался. Иначе он теряет часть из своей награды.

-20

Протоиерей Валериан Кречетов

Есть такое правило, и это очень важно во взаимоотношениях людей, в семейной жизни: когда просят друг у друга прощения вечером, перед сном. При многословии не миновать греха, как сказано в Притчах (Притч.10:19), потому что, когда люди беседуют, общаются, они всегда переходят на обсуждение кого-то… Я помню такую историю: один мальчик на печке сидел, и приходят в дом соседки-кумушки, стали говорить между собой, он смотрел, слушал, а потом вдруг засмеялся. И потом его спрашивают: «А что ты смеялся?» А он отвечает: «А когда вы разговаривали, на пороге бес сидел и все писал, писал, писал за вами, а потом у него бумага кончилась, не хватило. И тогда он на хвосте начал уже писать. А потом вы кончили говорить, и сказал кто-то: «Ну, прости, прости меня…» ‒ и раз, хвост у него опалило, и бес исчез. Вот я и засмеялся от радости». Видите, когда мы согрешаем, все это за нами записывается, а дети все это впитывают.

-21

Если статья Вам понравилась - не забывайте ставить 👍 и подписываться на канал «Венчание Православное»