Найти тему

Касты

Истоки неравенства в XXI веке.

Три месяца назад в кинопрокат вышел мультфильм, очередная версия Русалочки. Из существенных отличий от прошлых версий, за исключением графики, был цвет кожи главной героини – Ариэль. Авторы мультфильма показали русалочку-мулатку. У многих в российских социальных сетях этот факт вызвал негативную, а порой и откровенно расистскую реакцию. Авторы негативных постов посчитали, что в этом был какой-то специальный смысл. При этом режиссер мультфильма – Роб Маршалл в интервью сказал, что искали лучшего актёра для роли любой этнической принадлежности, который не только умел петь, но и мог передать черты характера, такие как сила, страсть, красота, радость и ум, и их нашли в актрисе Холли Бейли. [1] Возможно дополнительную роль сыграл коммерческий фактор – необходимо вовлекать в просмотры максимально широкую аудиторию. Но есть еще и моральный аспект. Показ разных людей в кино и мультфильмах имеет огромное значение. Если все фильмы снимают исключительно про мальчиков, то смотрящая эти фильмы девочка с малых лет будет думать, что у девушек в принципе нет шанса быть на первом плане. Так и тут: если с детства видеть на экране только людей с противоположенным твоему цветом кожи, то полноценно себя воспринимать не удастся.

Изабель Уилкерсон – американская журналистка, лауреат Пулитцеровской премии за книгу «Тепло других солнц».

Изабель Уилкерсон
Изабель Уилкерсон

Книга Уилкерсон «Касты» получила хорошие оценки критиков. Так издание Нью-Йорк Таймс охарактеризовало книгу как «Настоящая американская классика о нашем вечном грехе». [2]

В книге автор рассказывает о трех странах, где в разное время определенные группы населения подвергались гонениям. В Индии из-за их происхождения, в Германии времен правления нацистов по этническому принципу, в США по расовому. В книге, Уилкерсон пробует найти общие истоки самых известных кастовых систем, в которых взяли корни современные шовинистические организации и движения. Автор сравнивает дискриминационные системы каждой из трех стран, описывает взаимоотношения «каст» в настоящее время.

В июне 1934 года, когда нацистский режим в Германии только начинал существовать, правители страны собрали комитет для обсуждения построения иерархии немецкого общества. Главным вопросом собрания нацистов было обособления евреев от “арийцев”. [3, c. 2]:

«представители нацистской верхушки собрались вместе, чтобы обсудить правовые рамки для арийской нации, возвести идеологию в закон, и теперь собирались проанализировать результаты исследований, посвященных такой теме, как политика защиты расовой чистоты населения от представителей низших классов.»


Рейхминистр юстиции Франц Гюртнер описал какими способами сохраняют привилегированное положение белого населения в Америке. Прежде всего собравшиеся обсуждали законы о чистоте, с помощью которых правительство США регулировало смешанные браки и иммиграцию. [4]. Эндогамия — заключение брака в пределах определённой социальной группы или категории (касты, сословия и т.д.), на протяжении долгого времени был основным инструментом этнического разделения в Америке. В период, когда в XX веке в Европе зарождались идеи национал-социализма, в Штатах евгеник Медисон Грант прилагал усилия для принятия законов по ограничению межрасовых браков. Немного ранее Грант:

«опубликовал исполненный ненависти манифест по очищению генофонда от нежелательных элементов в виде выпущенной в 1916 году книги «Уход великой расы», немецкое издание которой занимало особое место в библиотеке фюрера. Гитлер написал Гранту письмо с личной благодарностью и сказал: «Ваша книга стала моей Библией».


Уилкресон не случайно приводит исторические взаимосвязи и параллели между её страной и нацистской Германией. В своем исследование она приводит примеры, как в период 30-х годов прошлого века, в США было массовым явлением линчевания представителей черного населения. В книге автор отмечает:

«Линчевания были отчасти шоу, отчасти пыткой и привлекали тысячи зевак, которые становились соучастниками публичного садизма. Фотографов оповещали заранее, и они устанавливали свою фотоаппаратуру на местах линчевания, чтобы сразу продавать снимки линчевателям и зевакам, как сейчас делают фотографы на выпускном вечере.»


Еще одну параллель Уилкерсон проводит между Америкой и Индией. Она отмечает схожесть между межрасовыми отношениями в первой, и отношением к касте “неприкасаемых” [5] во второй:

«обе страны приняли аналогичные методы поддержания жестких демаркационных линий и протоколов, как если бы они действовали на основе одного и того же руководства, приведённого в соответствии с их самобытными культурами. Обе страны обособляют свои доминирующие касты от тех, кого считают нижестоящими.»

Каста неприкасаемых в Индии  https://bangkokbook.ru/galereya/neprikasaemye-v-indii-kto-eto-85-foto.html
Каста неприкасаемых в Индии https://bangkokbook.ru/galereya/neprikasaemye-v-indii-kto-eto-85-foto.html

Индийской кастовой системе посвящены отдельные главы в книге. Автор рассказывает о собственном опыте общения с представителями как верхних, привилегированных слоев индийского общества, так и об общении с членами каст, стоящих на уровни ниже. В книге она показывает, что взаимоотношения между членами разных каст продолжают сохраняться и в современном мире, причем даже если оба представителя проживают не в Индии:

«Она вставала из-за стола и проходила через весь офис, по коридору и за угол, чтобы попросить далита принести ей воды. Кувшин стоял рядом с ее столом, далиту приходилось подходить к тому месту, где она сидела, чтобы налить ей воды. Это было ниже ее достоинства – самой взять воды со стоящего рядом стола. Это кастовая болезнь»


В книге присутствуют интересные отсылки к антропологическим исследованиям середины XX века, чьим предметов изучения были взаимоотношения между черным и белым населением США, включая работу “Глубокий ЮГ”, авторы которой живо передают нюансы укрепления кастовых отношений в южных штатах Америки, с помощью системы аренды недвижимости с последующим её выкупом. Система функционировала для поддержания жестких кастовых разделений по расовым линиям.

Уилкерсон рассказывает в своей книге, о широко обсуждавшихся за последние года в американском обществе случаях применения необоснованного насилия со стороны полиции по отношению к афроамериканцам. Кроме этого, она делится своим негативным опытом столкновения с расизмом.

Дополнительно автор показывает, что внутри белого населения Америки также есть неофициальная градация по этническому происхождению. Уилкерсон рассказывает о разговоре трех белых женщин, где у одной были ирландские корни, у второй немецкие, а третья заметила, что она относится к “нордикам”, северянам:

«Беседа приостановилась. Каким-то образом все в комнате осознали силу слова «нордический» во всей его многозначной специфичности.» «Никто не спросил, из какой страны (Швеции? Норвегии? Финляндии? Исландии?). Если кто-то был нордическим, это не имело значение».

Книга в целом направлена на американского читателя, что видно по отсылкам к текущим политическим нюансам в Штатах. Несмотря на то, что некоторые моменты в книге кажутся несколько утрированными, она является качественным исследованием по серьезной проблематике.


1. Little Mermaid director says his new take on Ariel spotlights a 'modern woman'
https://ew.com/movies/little-mermaid-modern-woman-halle-bailey-rob-marshall-interview/

2. Isabel Wilkerson’s ‘Caste’ Is an ‘Instant American Classic’ About Our Abiding Sin
https://www.nytimes.com/2020/07/31/books/review-caste-isabel-wilkerson-origins-of-our-discontents.html

3. James Q. Whitman, Hitler’s American Model, – Princeton University Press, 2017. – 103 с.

4. История и хронология законов о межрасовых браках https://recture.ru/history/istoriya-i-hronologiya-zakonov-o-mezhrasovyh-brakah/

5. "Скрытый апартеид": жизнь "неприкасаемых" в Индии https://ria.ru/20170818/1500558122.html